Консультация для воспитателей «Театрализованная игра как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»

Юлия Коквина
Консультация для воспитателей «Театрализованная игра как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Особенности театрализованной игры в развитии детей

В наше время все чаще поднимается вопрос о том, что следует использовать для успешного и эффективного развития дошкольника. В современной педагогической литературе отводится место театрально-игровой деятельности у детей дошкольного возраста, что непосредственно связывается с внутренним потенциалом и психологическим формированием, а кроме того с речевой активностью детей. Согласно взгляду современных научных исследователей, которые изучают проблемы дошкольного образования, специалисты ДОУ не достаточно используют в своей практике способы, в которых раскрываются свойства театрализованной игровой деятельности и самореализации творческого процесса.

В первую очередь, это сопряжено с недостатком учебного времени, т. е. общая загруженность педагогов, так же приобщение к театру не носит массового характера и значит, доля ребенка остается в незнании этого вида деятельности. Во-вторых, данное непонимание значимости театрализованной деятельности с целью эмоционального и интеллектуального формирования ребенка. У детей дошкольного возраста отсутствует навык восприятия театрального искусства.

Театральные игры используются в основном как «представления» в торжествах, где детей обучают быть «превосходным артистом», стремятся с детьми заучить текст, интонации, проработать перемещения, для того чтобы педагог продемонстрировал хороший результат собственной деятельности, ведь по сути праздничные выступления перед родителями, это показ проделанной работы педагога. Только освоение подобным образом, театральной деятельности, дошкольник не переносит в свободную повседневную игру, где ребенок мог бы показать свои скрытые качества и отличится артистизмом. Результатом в целом является полное или частичное отсутствие театрально-игровой деятельности в ДОУ.

В театрально-игровой деятельности осуществляется эмоциональное формирование: дети знакомятся с эмоциями, настроениями героев, исследуют методы их внешнего выражения, понимают предпосылки того или иного настроя. Большое значение имеет для дошкольников в театрализованных играх диалог и монолог, который способствует речевому развитию и освоению выразительной речи. Кроме того, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Основными требованиями к организации театрально-игровой деятельности дошкольников являются: насыщенность и многообразие тем; непрерывное, ежедневное вовлечение театрализованных игр в жизнедеятельность детей, максимальная активность детей на всех стадиях подготовки и проведения игр; совместная работа ребенка с взрослыми на всех стадиях организации театрализованной игры. Значимость воспитателя в театрализованной игре состоит в том, чтобы он, прежде всего, умел подбирать произведения, которые несут воспитывающую функцию для дошкольников, сюжет которых детям нетрудно будет усвоить и превратить в игру-драматизацию. В игре-драматизации не следует демонстрировать ребенку те или иные выразительные приемы: игра для него должна быть именно игрой. Вначале воспитатель без помощи других демонстрирует игру, привлекая детей к проговариванию его единичных частей. При необходимости, воспитатель может непринужденно исправить ребенка и, не задерживаясь, играть дальше. В дальнейшем, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, одобряет достоверность его изложения. Это важно, для того чтобы не утратить интерес детей.

Театрализованные игры для развития связной речи

Речь является важным механизмом интеллектуальной деятельности, формой общения людей и способом существования сознания. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны, восприятие языковых конструкций и их понимание. Таким образом, речь представляет собой психолингвистический процесс, форму существования человеческого языка.

Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую. В коммуникативной

функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную

и волеизлиятельную.

Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения.

Выразительная сторона речи помогает передать чувства и отношения

говорящего к предмету сообщения.

Волеизлиятельная сторона направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.

Содержанием речи, усваиваемой ребенком раннего и дошкольного возрастов, как известно, является отраженная в его сознании, воспринимаемая его органами чувств окружающая действительность: он сам, части его тела, близкие люди, комната, где он живет, внутреннее помещение детского сада, где он воспитывается, двор, парк, ближайшие улицы, город; процессы труда людей, природа — неживая и живая. В содержание речи старших дошкольников включаются уже этические понятия, связанные с понятием долга человека в отношении окружающих людей, природы; явления общественной жизни, праздники.

Свободное речевое общение ребенка в детском саду происходит: а) в быту (утренний, вечерний туалет, прием пищи и т. д., б) во время прогулок; в) в процессе игр, г) при ознакомлении с окружающим (общественной жизнью и природой во все времена года); д) в процессе труда (хозяйственно-бытового, ручного, труда в природе); е) во время праздников и развлечений; ж) во время

неречевых специальных занятий: по формированию элементарных

математических представлений, рисованию, лепке, конструированию, физкультуре, музыкальных занятий.

В процессе игры у ребенка происходит не только свободное речевое общение, но и накопление социального опыта.

Игра – ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Игра и есть деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра – это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования.

Игра занимает свое место в ряду других воспроизводящих деятельностей, являясь ведущей в дошкольном возрасте. Именно в процессе игры как ведущей деятельности возникают основные психические новообразования данного возраста. Развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий воспитания ребенка, т. е. социальных явлений. Совместная игра ребенка и ребенка создает условия для возникновения «детского общества» и реальных отношений в нем между детьми.

Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в «театр», драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.

В ряде исследований театрализованные игры классифицируются

по средствам изображения в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности сюжета.

В играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима, производит собственные действия исполнения роли. В игре-драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.

Драматизации основываются на действиях исполнителя, который может использовать куклы. Л. В. Артемова выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников:

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки. В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим, входящим в структуру сюжетно-ролевой игры.

В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями. Эту самостоятельность в придумывании сюжета считают особенно важной для дальнейшего формирования игры и воображения.

«Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой. Важная особенность этих игр состоит в переносе функции с одного объекта реальности на другой. Их сходство с режиссерской работой в том, что ребенок придумывает мизансцены, т. е. организует пространство, сам исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом. В этих играх ребенок-режиссер приобретает умение «видеть целое раньше частей», которое, согласно концепции В. В. Давыдова, является основной особенностью воображения как новообразования дошкольного возраста.

Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведет игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребёнка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимается значительное место и в первые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети-творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры. В каждую эпоху общественного развития детей живут тем, чем живёт народ. Но окружающий мир воспринимается ребёнком по-другому, чем взрослым.

Ребёнок - «Новичок», всё для него полно новизны. В игре ребёнок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких либо иных целей, чем играть. Игра так же указывала на возможность расширения впечатлении, представлений в игре, вхождения детей в жизнь. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них - серьёзная форма воспитания. Игра для них - способ познания окружающего мира. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать в целях решения определённых образовательных задач.

Игра будет являться средством воспитания, если она будет включена в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуется жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребёнка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. В игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствуют восприятия, внимания, память, мышления, развития творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Игры развивают речь детей: пополняется и активируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

Публикации по теме:

Беседа как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста Беседа как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста. Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Информационный буклет для родителей «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи у дошкольников» Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития человека, она является.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Театрализованная игра как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 25 сентября 2018 в 09:30
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект логопедического занятия «В гости к Фиксикам»
Конспект занятия В гости к Фиксикам Образовательные области: познавательно - речевая и коммуникативно-личностная. Интеграция видов деятельности:...
Лэпбук на якутском языке «Животные и растения Якутии».
Лэпбук "Животные и растения Якутии" Хангаласский улус, село Улахан - Ан МБДОУ 15 "Кыымчаан" Обучающий Лэпбук создан для ознакомления детей...
Открытое занятие «Путешествие по сказкам» младшая группа.
Открытое занятие по развитию речи в младшей группе «Путешествие по стране сказок» Задачи: Образовательные: 1. Закрепить знание русских народных сказок...
ООД по художественно-эстетическому развитию «Вишенки на торт Ёжика» в группе раннего...
Задачи : систематизировать знания детей о фруктах. Обеспечить развитие умения катать шарик. Воспитывать желание заботиться о ежике. Материалы:...
ООД по речевому развитию в группе раннего развития «В осенний лес к ёжику»
Задачи: систематизировать знания детей об осенних приметах. Формировать умения говорить небольшими предложениями. Предварительная работа: Разучивание ч...