Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Учимся познавать и экспериментировать!»

Ирина Цыбульская
Консультация для воспитателей «Учимся познавать и экспериментировать!»
▼ Скачать + Заказать документы

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способность самим ставить вопросы

и получать на них фантастические ответы,

оказываясь на более высоком умственном

и нравственном уровне в сравнении с теми,

кто такой школы не прошёл».

К. А. Тимирязев

Что? Где? Когда? Зачем? Почему? Для чего? Эти тысячи вопросов задают дети и на все хотят получить ответы. Не получив ответ на интересующий их вопрос, они начинают пробовать, проверять, испытывать - всегда и везде, в любое время, живое - не живое. Главное понять истину, иметь возможность ее проверить и добиться ответа. Но как это сделать? Просто поэкспериментировать. Ведь дети по своей сути – экспериментаторы. Что такое детское экспериментирование? Это эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.

Публикация «Консультация для воспитателей „Учимся познавать и экспериментировать!“» размещена в разделах

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира.

Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

К тому же в процессе экспериментирования происходит глубокое познание объекта, раскрытие в нем новых качеств и свойств. Каждое новое изменение объекта, выявление все новых его качеств толкает мысль ребенка к дальнейшему познанию.

Детское экспериментирование имеет свои особенности. Этот вид деятельности, позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно: специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.

Цель консультации :

Расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

Задачи:

• Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста

• Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.

• Уточнить знания педагогов о наполняемости уголков экспериментальной деятельности.

Планируемый результат:

Знание и применение на практике организации экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Вводная часть.

Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника?

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н. Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.

Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Особое внимание с введением ФГОС дошкольного образования обращается на развитие личности ребенка, его способностей, умение самостоятельно усваивать знания в процессе деятельности и применять их в жизни. Немалую роль в этом играет познавательно-исследовательская деятельность дошкольников, проходящая в форме экспериментов : дети преобразуют объекты, выявляя скрытые существенные связи с различными явлениями[1].

Теоретические основы детского экспериментирования разрабатывали Н. Н. Подьяков, И. С. Фрейдкин, Н. А. Рыжова и другие известные ученые. По их мнению, ребёнок является исследователем. Он знакомится с природой в процессе экспериментирования, что по мнению Н. Н. Подьякова считается истинно детской деятельностью[2], а по мнению Н. А. Рыжовой, изучение объектов природы, их взаимосвязей способствует формированию у детей обобщенных представлений[4].

Цель работы по экспериментированию у дошкольников :

o Накопить познавательный опыт.

o Развивать умения действовать в соответствии со структурой организации эксперимента : ставить цель, выявлять проблему, выдвигать гипотезы, обнаруживать несоответствие результата и цели, координировать свою деятельность.

o Поддерживать инициативу, самостоятельность.

o развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира.

Задачи:

1) развитие мыслительных процессов;

2) развитие мыслительных операций;

3) освоение методов познания;

4) развитие причинно-следственных связей и отношений

Примерная структура НОД – экспериментирования :

• Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

• Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

•Уточнение плана исследования.

•Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

•Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

•Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Предварительная работа:

Организация эксперимента требует определенного уровня подготовки детей. Для того чтобы они смогли решить поставленную педагогом проблему или выявить её самостоятельно, наметить метод и способ решения, у дошкольников должны быть конкретные представления и фактические сведения о предметах и явлениях природы.

Эта информация отбирается педагогом, адаптируется к возрасту воспитанников. Следует отметить, что в возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому они в подавляющем большинстве случаев не понимают объяснений взрослого и стремятся установить все связи самостоятельно.

После 5 лет начинается этап, когда детская деятельность расходится по двум направлениям: одно направление - превращается в игру, второе - в осознанное экспериментирование.

Предметно-пространственная среда:

Особую роль в развитии познавательной мотивации и поисковой активности детей играет развивающая предметно-пространственная игра. Предметная среда в группе доступна для самостоятельной деятельности детей. Воспитанники сами проводят эксперименты с водой, воздухом, со звуком по готовым моделям, картинкам-схемам, рисункам. Дети с высокой познавательной активностью придумывают эксперименты, фиксируют свои замыслы в рисунках, картинках схемах. Затем проверяют предложения в группе или дома, делают выводы, делятся результатами.

Содержание уголков экспериментальной деятельности.

Задачи уголка:

Развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение) ; формирование умений комплексно обследовать предмет.

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)

2) место для приборов

Место для хранения материалов (природного, "бросового")

3) место для проведения опытов

4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Материалы и оборудование:

Лучшему пониманию причинно-следственных связей в природе, развитию познавательной мотивации и поисковой активности дошкольников способствует хорошо продуманный подбор материалов и оборудования. Педагогу необходимо подготовить заранее все, что потребуется в ходе эксперимента. Должны быть созданы центры: «Познание и исследование», «Экспериментирование». В которых должны находиться оборудование и материалы в соответствии с темами исследований и экспериментов («Звук», «Воздух и его свойства», «Магнитные силы» и т. п. Отдельно находится оборудование которое может использовать только педагог (горелка на сухом горючем, свечи, стеклянные колбочки, коллекция семян и плодов, камней, ракушек, сухих листьев, коры разных деревьев, почвы; собраны и оформлены модели, картинки-схемы, рисунки для проведения экспериментов.

Младший дошкольный возраст

Компонент дидактический:

- книги познавательного характера для младшего возраста;

- тематические альбомы;

- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции " Подарки :" (зимы, весны, осени, "Ткани".

Компонент оборудования:

- Песок, глина;

- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

- материалы для игр с мыльной пеной,

красители - пищевые и непещевые (гуашь, акварельные краски и др.) .

Простейшие приборы и приспособления:

- Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек, зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

- "бросовый материал" : веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

- семена бобов, фасоли, гороха

Компонент стимулирующий:

- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.

- персонажи, наделанные определенными чертами

("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Средний дошкольный возраст

Компонент дидактический:

- книги познавательного характера для среднего возраста;

- тематические альбомы;

- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции " Подарки :" (зимы, весны, осени, "Ткани".

"Бумага", "Пуговицы"

- Мини-музей (тематика различна, например "камни", чудеса из стекла" и др.)

Компонент оборудования:

- Песок, глина;

- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

- материалы для игр с мыльной пеной,

красители - пищевые и непещевые (гуашь, акварельные краски и др.) .

- семена бобов, фасоли, гороха

- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука)

Простейшие приборы и приспособления:

- Лупы, сосуды для воды, "ящик ощущений" (чудесный мешочек, зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами.

- "бросовый материал" : веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки

Компонент стимулирующий:

- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста.

- персонажи, наделанные определенными чертами

("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

- карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем) : ставится дата, опыт зарисовывается

Старший дошкольный возраст

Компонент дидактический:

- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

- серии картин с изображением природных сообществ;

- книги познавательного характера, атласы;

- тематические альбомы;

- коллекции

- мини-музей (тематика различна, например

" Часы бывают разные:", "Изделия из камня".

Компонент оборудования:

- материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", "Стекло", "Резина" ;

- природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др. ;

- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;

- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. ;

- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д. ;

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.) ;

- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свечи и др.

- сито, воронки

- половинки мыльниц, формы для льда

-проборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы

- клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки

Компонент стимулирующий:

- мини-стенд "О чем хочу узнать завтра";

- личные блокноты детей для фиксации результатов опытов;

- карточки-подсказки (разрешающие -запрещающие знаки) "Что можно, что нельзя"

- персонажи, наделанные определенными чертами

("почемучка") от имени которого моделируется проблемная ситуация.

Постановка проблемы: (проходит в несколько уровней по М. В. Кларину[3])

Первый уровень:

Воспитатель ставит проблему, намечает метод её решения. Поиск решения предстоит осуществить детям самостоятельно.

Второй уровень:

Воспитатель только ставит проблему, но метод и решение дошкольники ищут самостоятельно.

Третий уровень:

Дети самостоятельно определяют проблему, ищут метод, разрабатывают решение. Увидеть и сформулировать задачу часто труднее, чем её решить.

При решении проблемной ситуации у дошкольников зачастую возникают противоречия между необходимостью и неумением использовать освоенные ранее знания и навыки в новых практических условиях, между стремлением и невозможностью обосновать свою позицию, объяснить достигнутый результат, между усвоенными знаниями и вновь выявленными факторами.

Целеполагание:

Это вопрос, который сначала педагог задает детям, затем они задают себе. Например: «Что нужно сделать, чтобы увидеть воздух?», «Что я должен (должна) сделать, чтобы увидеть воздух?».

Любой исследователь должен уметь задавать вопросы. Познание начинается с вопроса, который направляет мышление ребенка на поиск ответа, пробуждая потребность в познании и приобщая к умственному труду [5]. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

o Как я это делаю?

o Почему я это делаю именно так, а не иначе?

o Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

Выдвижение гипотез:

Дети выдвигают разные гипотезы, все они принимаются педагогом, даже те, которые заведомо неверны.

Проверка гипотез:

Педагог должен быть партнером в общении и в деятельности, поэтому все гипотезы нужно проверять вместе с детьми.

Фиксация результата:

Происходит в рисунках, в картинках-схемах, в моделях, календарях, дневниках наблюдения; в рассказах воспитанников.

Сначала педагог предлагает для фиксации результата приготовленную заранее картинку-схему, рисунок, модель, в дальнейшем дошкольники могут сами фиксировать результат эксперимента.

Формулирование вывода:

Для формулирования выводов дошкольникам требуются наводящие вопросы взрослого. Они не должны подменяться теми, которые сделаны педагогом, и делать их дети должны самостоятельно.

При таком подходе у ребенка возникает ощущение первооткрывателя, возрастает уверенность в собственных силах. Если он выдвинул гипотезу, проверил её и даже обнаружил несоответствие результата и цели, то он может скоординировать свою деятельность и предложить новые гипотезы.

В соответствии с ФГОС ДО необходимо создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности [6].

Список литературы.

1. Дыбина О. В, Рахманинова Н. П., Щетинина В. В. неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников. М. :Сфера, 2011.

2. Киселёва Г. М. Теория и методика экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов пед. вузов ф-тов дошк. педагогики и психологии. Шадринск: Исеть, 2005.

3. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации. М. : Аркти, 2005.

4. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М. :Карапуз, 2001.

5. Савенков А. Исследовательские методы в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. 2005. № 12; 2006. №1.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

7. Интернет источник: detskijsad/konsultacija-dlja-vospitatelei

Интернет источник: …yeksperimentirovanie-v…sadu…uslovie…fgos…

Публикации по теме:

Учимся слушать музыку. Консультация для родителей «Учимся слушать музыку»Консультация для родителей. 1. Прежде всего, помните о том, что любое музыкальное произведение необходимо слушать,.

Консультация для родителей «Учимся читать» Консультация для родителей "Учимся читать". Подготовила: воспитатель МАДОУ "Детский сад "Теремок" Пилигримова Полина Николаевна Не все.

Консультация для воспитателей «Интересная прогулка» Консультация для воспитателей «Интересная прогулка» Воспитатель: Макарова И. Е. ]Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение.

Консультация для воспитателей «Экологическая тропа» Методика работы с дошкольниками на разных видовых точках. ТОЧКА «СОСНА» Обращается внимание ребят на то, что сосна — хвойное дерево. Они.

Консультация для воспитателей «Песочная терапия» Консультация для воспитателей. «Процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления,.

Консультация для родителей и воспитателей «Малыш плохо говорит: тактика родителей и воспитателей» В последнее время всё более угрожающей становится ситуация, когда большое количество детей к 3 – 4 годам ещё практически не говорят. Это.

Консультация для родителей «Учим ребёнка общаться и… учимся вместе с ним!» (дети от 3 до 7 лет) Не всегда то, как общается ребенок кажется нам правильными. Что-то (со «взрослой колокольни») мы бы с удовольствием.

Консультация для воспитателей «Неуверенный ребёнок» Неуверенный ребёнок. Дошкольное детство – особо ответственный период в развитии ребёнка, период, когда закладываются основные личностные.

Сценарий выпускного вечера «Мы улетаем на воздушном шаре, познавать другие страны» Сценарий выпускного вечера 2016 год. «Мы улетаем на большом воздушном шаре» Зал украшен в виде дирижабля. Под музыку выходят девочки старшей.

Как с помощью книг ребенок может познавать мир? «В книгах можно найти объяснение всему, если знать, где искать», или Как с помощью книг ребенок может познавать мир. Современный ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Учимся познавать и экспериментировать!»
Опубликовано: 17 июля 2016 в 12:27
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Учимся познавать и экспериментировать!»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Цыбульская (УИ 75983) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД