Папки-передвижки

Консультация «Движение — средство организации жизни детей»

Белякова Ольга
Консультация «Движение — средство организации жизни детей»

Главным секретом хорошего самочувствия здорового ребенка в детском саду - в его активной деятельности. Вот почему подвижность детей считается одним из критериев оценки правильной организации режима дня в группах детей раннего возраста. Движения становятся в руках воспитателя важным средством организации жизни детей в группе и общения. А раз так – надо научиться умело, пользоваться этим средством. Можно выделить несколько наиболее трудных моментов организации жизни и быта детей дошкольного учреждений. Прежде всего, это следует отнести к адаптационному периоду их пребывания в яслях детском саду. Замечено, что, если ребенок много двигается, привыкания его к новой обстановки значительно облегчается. Малыши охотно идут в группу, быстрее перестают плакать, если воспитатель сумеет сосредоточить их внимания на двигательной активности. Во время утреннего приема на участке д/с дети не хотят расстаться с родителями, многие плачут. Уговоры мало помогают, всех взять на руки нет возможности. Тогда воспитатель приносит корзинку с мячами, собирает детей вокруг себя и начинает игру; «Я подкину мячики высоко- высоко, разлетятся мячики далеко-далеко». А детки побегут, и мячики мне принесут. Педагог подкидывает мячи и удивительно – равнодушных не останется. Даже стойкие «ревуны» даже те, кто не совсем уверенно держатся на ногах, бегут за мячами.

Публикация «Консультация „Движение — средство организации жизни детей“» размещена в разделах

Также воспитатель испытывает трудности в переходные от одного режимного момента к другому периоду; после завтрака, в начале прогулки, после сна. Многие дети в это время не знают, чем им заняться. Одни бесцельно ходят по группе, другие наоборот бегают, толкаются, ссорятся из-за игрушек. Воспитатель сосредотачивает свое внимание именно на этих детях, следит, чтобы каждый ребенок взял игрушку и начал играть. Лишь после этого можно приступить к общему руководству игровой деятельностью и к индивидуальной работе, к подготовке группы к занятиям и т. д. Воспитателей затрудняет сбор игрушек. Но, используя игровые приемы, можно легко вызвать у детей интерес к наведению порядка в группе. Это удается, если опираться на естественный интерес к движению

Движение является одним из средств общения маленьких детей. Сначала воспитатель учит каждого ребенка выполнять движения самостоятельно, действовать рядом с другими, не мешая ни кому. Одновременно настойчиво ищет возможности объединения в совместной деятельности сначала двоих, а затем и нескольких детей. В играх с движениями это сделать значительно проще чем в сюжетно ролевых играх, или другой какой – то деятельности.

В качестве примера можно привести упражнения, в которых дети учатся действовать согласовано: воспитатель предлагает, двоим детям взяться за руки пройти по двум рядом лежащим дорожкам, дети вдвоём ведут куклу за руки. Каждый из детей действует как бы сам по себе, хотя вынужден подчиняться общим условиям; во время ходьбы приходиться придерживаться темпа товарища, нельзя прекратить движение раньше другого.

Это обучающие упражнения. Однако очень скоро они переходят в самостоятельные двигательные действия детей. Совместные движения приносят детям много радости. Дети по очереди бросают мяч в один обруч, если удаётся попасть в цель, оба кричат «ура», подпрыгивая от радости. Во время таких игр почти не бывает ссор между детьми. Общение в процессе выполнения различных движений складывается значительно быстрее, бывает более продолжительным.

Совместное выполнение движений - прекрасная школа приобщения малыша к коллективу, к деятельности «вместе».

Самостоятельная ходьба - огромное достижение в нервно-психическом развитии ребёнка. Способствуя всестороннему физическому развитию, ходьба ещё и значительно расширяет круг интересов малыша, обогащает его деятельность, развивает общую активность. К 2-3 годам дети в состоянии проходить от 200до 500м с небольшими перерывами для отдыха. Когда ребёнок научится передвигаться самостоятельно, можно переходить к обучению качественным сторонам ходьбы. Ходить прямо, не отклоняясь в стороны, сохраняя указанное направление; не шаркать ногами при ходьбе, стремясь к равномерности и ритмичности шага, ставить стопы ног параллельно (постановка стопы с лёгким разворотом наружу не доступны малышу). Выполнять движения руками в такт ходьбы (пока без чёткого чередования с движениями ног); выполнять движения вместе с детьми.

К детям третьего года жизни требования повышаются; они уже должны научиться ходить, координируя более свободное и естественные движения рук с движениями ног; держать корпус прямо, не опускать голову; стопы ног ставить с не большим разворотом наружу ; согласовывать свои действия движениями других детей; менять направление и характер движения, в зависимости от указаний взрослых, ходить парами Ходьбу полезно сочетать с выполнением какого-то конкретного задания, чтобы она не была самоцелью. Обучению лазанью с самого начало с пониманием практической направленности его - преодолений препятствий. Лазанье способствует развитию у детей смелости, ловкости, координации движений, укрепляет их мышцы помогает овладеть знаниями об окружающем мире. Лазая, ребенок получает пространственно- временные представления, узнает о форме, величине свойствах предметов, с которыми взаимодействует.

В возрасте одного года ребенок с удовольствием зажимает в кулачке маленький резиновый мячик и бросает его вперед - вниз. Он следит, куда катиться мяч, а затем идет или ползет за ним. Малышам нравиться также переносить мелкие предметы с места на место. Используя этот интерес, их упражняют в умение класть мячи, шары в указанное место, ящик корзину, а потом и бросать. После 2-х лет можно учить ребенка элементам замаха при броске. Трехлетний малыш легко ловит двумя руками хорошо брошенный мяч от (взрослого). Многие дети умеют бросать мяч. Некоторые движения с мячом дети усваивают самостоятельно в результате многократных свободных с ним действий. Вначале появляется так называемые не специфические действия; перенос мяча с места на место катания на большем мяче лежа на животе. Постепенно дети учиться также и ловить мяч. К концу 3 –его года некоторые дети ударяют по мячу 10-30 раз, не упустив его, иногда добавляют дополнительные движения. Например, отбирают мяч и хлопают в ладони или подпрыгивают. При обучении метанию используют разные предметы мячи, шишки, кегли. Прыжками и бегом малыши начинает овладевать со второй половины третьего года жизни. Прыжок связан с отрывом от земли и сохраняют равновесие при падении. подготовка к прыжкам должна идти за счет создания условий, стимулирующих именно самостоятельное выполнение их детьми; в этом случае не исключается перегрузка опорно-двигательного аппарата. Постепенно детей подводят к прыжкам в длину с места с пониманием значения выражения «Прыгнуть как можно дальше».

По данным исследованиям С. Я. Лайзане детям 3 лет это вполне доступно. Дети в возрасте 3лет могут прыгать на расстоянии 40-50 см. В повседневной жизни создают условия для выполнения прыжков с использованием разных предметов и пособий. Считается, что скакалка предназначается для детей 4-5 лет. Однако она интересна и детям 3 года жизни. Вначале движения рук со скакалкой и подпрыгивания между собой слабо связаны: дети перекидывают скакалку через голову несколько раз вперед- назад, затем перешагивают её или выполняют всего лишь один прыжок. Постепенно приходит чёткое сочетание один взмах скакалки, один прыжок. В результате самостоятельных упражнений без специального обучения к концу 3 года, дети обычно легко выполняют 2-3 прыжка со скакалкой.

Бегом дети овладевают примерно к 2,5 годам, и сразу же он становится для ребят одним из любимых движений.

Детей учат в играх бегать, занимая всю возможную площадь, не наталкиваясь друг на друга. Чтобы избежать столкновений воспитатель указывает направление, стараясь ограничить чрезмерную скорость бега у некоторых детей. Для повышения интереса к бегу в самостоятельную деятельность ребёнка можно ввести какое-либо образное действие (идёт поезд, бежит зайчик) и представить в его распоряжения разнообразные пособия, игрушки и атрибуты.

Возникает вопрос: так ли необходимы разнообразные движения маленькому ребёнку, и нельзя ли здесь обойтись каким-то их минимумом?

Давно замечено: мало, что умеющий ребёнок, с трудом овладевает новыми действиями. И наоборот, кто больше умеет, тот быстрее и легче усваивает новые движения и действия, выполняет их с большей радостью и даже вносит в них элементы творчества.

Почему так происходит? Если проанализировать действия ребёнка, то можно заметить, что они складываются (как и вообще вся деятельность человека) из однородных движений, но выполняемых в различных комбинациях и пространственно-временных соотношениях (разное направление, скорость, темп и т. д). Новое действие-это всегда старое, хорошо усвоенное, но выполненное с учётом новых условий. Есть основные, узловые движения, без которых сложные действия невозможны. Такими для маленького ребёнка являются простейшие виды всех основных движений. Чем больше ребёнок знает разных способов движений, тем лучше умеет применять их в жизни. От этого зависит разнообразие содержания его деятельности, а следовательно, и вообще его развития.

Детям показывают возможные варианты объединения разных пособий в один комплекс для выполнения одного или нескольких движений. Например, для ходьбы можно положить в ряд доску, плоскостные круги, кубы (с промежутками, веревочную лестницу и т. п. Важно искать сочетание разных пособий и движений, не допускать их однообразия. В таких условиях у детей довольно быстро появляются умение переносить уже известные движения в новую обстановку. В психологии и педагогике такие умения являются важным показателем глубокого усвоения детьми знаний, а также необходимым этапом формирования творческих способностей.

Публикации по теме:

Планирование работы методического объединения на год (первая младшая группа) Цель: создание условий для роста педагогического и методического мастерства воспитателей групп раннего возраста. Задачи: 1. Повысить информационный.

Презентация «Создание здоровьесберегающей среды как средство психоэмоционального развития детей раннего возраста».Презентация «Создание здоровьесберегающей среды как средство психоэмоционального развития детей раннего возраста». Я работаю с детьми раннего возраста вот уже почти 20 лет. Хочу предоставить Вашему вниманию презентацию, которая оформлена в той последовательности,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Движение — средство организации жизни детей»
Опубликовано: 17 августа 2014 в 00:41
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД