Папки-передвижки

Консультация «Физическая готовность дошкольников к обучению в школе»

Шавкина Наталья
Консультация «Физическая готовность дошкольников к обучению в школе»

Что же понимается под «физической готовностью к обучению в школе (далее – физическая готовность? По мнению В. А. Якименко физическая готовность «есть важнейшая комплексная характеристика личности ребенка старшего дошкольного возраста, облегчающая процесс адаптации первоклассника к школе, являющаяся залогом его успешного обучения и включающая в себя следующие компоненты: положительные показатели состояния здоровья; гармоничное физическое развитие; развитие функциональных систем соответственно возрасту; высокий уровень физической подготовленности в целом и мелкой моторики, в частности, а также высокий уровень самообслуживания и овладения культурно-гигиеническими навыками».

Публикация «Консультация „Физическая готовность дошкольников к обучению в школе“» размещена в разделах

Из данного определения следует, что физическую готовность можно подразделить на три составляющие:

1. Физиологическая готовность

2. Моторная готовность

3. Гигиеническая готовность и здоровьеформирующее поведение

Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности детей к систематическому обучению в школе проводят медики по определенным критериям.

Все дети, поступающие в начальную школу, обязательно проходят медицинское обследование, на основании которого делается заключение о функциональной готовности к обучению в школе. Ребенок считается готовым к школьному обучению, если по физическому и биологическому развитию он соответствует формальному возрасту или опережает его и не имеет медицинских противопоказаний.

Общепринятыми считаются такие критерии физиологической готовности как :

- Состояние здоровья

- Уровень физического развития

- Уровень развития функциональных систем детского организма

Большинство исследователей считает наиболее важным компонентом физической готовности детей к обучению в школе является состояние здоровья.

Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности.

Оценивая его, используют определенные критерии: наличие заболеваний; функциональное состояние основных систем организма; степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям; уровень физического и нервно-психического развития, а также степень его гармоничности. По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60 % детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10 % детей приходят в школу абсолютно здоровыми(2004).

«Актуальной задачей физического воспитания, – говорится в Концепции дошкольного воспитания, – является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях». Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены к узкомедицинским и узкопедагогическим мероприятиям. Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребёнка в период дошкольного детства.

Физическое развитие - это важный компонент физической готовности. Физическое развитие — это совокупность морфологических и функциональных признаков, позволяющих определить запас физических сил, выносливости и работоспособности организма.

Антропометрическими показателями физического развития являются длина и масса тела, окружность грудной клетки, окружность головы.

Оценка гармоничности развития осуществляется по специальным оценочным критериям - индексам и стандартам.

Еще один важный компонент готовности - развитие функциональных систем ребенка. Э. Я. Степаненкова, Г. И. Нарскин, В. Н. Шебеко и др. рекомендуют оценивать функциональное состояние организма, измеряя артериальное давление, частоту сердечных сокращений, жизненную емкость легких, определяя физическую работоспособность с помощью тестирования (количественный подход).

Моторная готовность включает в себя :

- Физическую подготовленность

- Развитие мелкомоторных движений

Такой компонент физической готовности, как физическая подготовленность, определяется уровнем сформированности психофизических качеств и двигательных навыков (С. Прищепа).

Под двигательным навыком понимается освоение детьми основных движений (бег, ходьба, прыжки, метание, ползание, лазание, подлезание и пр., спортивных упражнений и игр. Чем шире круг используемых ребенком движений, тем крепче база для освоения сложных движений в младшем школьном возрасте.

Освоение ребенком двигательных навыков тесно связано с формированием психофизических качеств личности. Основными физическими качествами являются быстрота, сила, выносливость, гибкость, ловкость. Развитие одного из данных качеств тесно взаимосвязано со всеми другими.

Следующий компонент физической готовности - развитие мелкой моторики рук. У старших дошкольников хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, обеспечивающие сложные движения. Мелкие же мышцы кистей рук, обеспечивающие точные и тонкокоординированные движения при письме, развиты недостаточно хорошо.

Исследования отечественных физиологов (В. М. Бехтерева, М. М. Кольцовой, Л. В. Фоминой и др.) подтверждают связь развития руки с развитием мозга, что доказывает важность развития мелкой моторики рук для формирования готовности детей к школьному обучению.

Гигиеническая готовность и здоровьеформирующее поведение:

- Владение культурно-гигиеническими навыками и самообслуживанием

- Осознанное позитивное отношение к здоровому образу жизни

Овладение культурно-гигиеническими навыками – важный компонент готовности ребенка к школе. По мнению большинства исследователей, отсутствие у первоклассника следующих навыков: самостоятельное выполнение культурно-гигиенических действий (умывание, прием пищи, чистка зубов и др.); освоение приемов чистки обуви, одежды; контроль за своим внешним видом - создает затруднения при организации обучения ребенка в школе и дома.

Культурно-гигиенические навыки тесно связаны с проблемой формирования и воспитания культуры здорового образа жизни детей. Эти вопросырассмотрены в работах Н. П. Абаскаловой, Н. М. Амосова, В. К. Бальсевича, И. И. Брехмана, М. Я. Виленского, Г. К. Зайцева, А. Г. Комкова, Г. М. Соловьева, Л. Г. Татарниковой, О. Л. Трещевой и др.

Ученый Г. М. Соловьев, выделил пять основных направлений воспитания культуры здорового образа жизни: формирование знаний и интеллектуальных способностей; мотивационно-ценностных ориентаций; физической культуры; социально-духовных ценностей; приобщение к оздоровительной деятельности.

Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни

Современная стратегия образования определяет культуру здорового образа жизни как основу физического и социального благополучия, базис всестороннего и полноценного развития личности ребенка. Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на культуру здорового образа жизни.

Однако в отличие от взрослого, ребенок «за здоровьем» не побежит. Поэтому необходимо формировать культуру здорового образа жизни личности соответственно возрастным особенностям дошкольников, которая была бы ориентирована на их самосохранение и саморазвитие.

Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Именно на основе интереса детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки обеспечения здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье.

Первичные базовые потребности являются мотивом поведения ребенка на этапе начального обучения культуре здорового образа жизни. Однако постепенно под воздействием педагогических средств формирования здоровья они перестраиваются и превращаются во вторичные побуждения; действия детей по истечении времени становятся самомотивированными.

Таким образом, на первый план выступает задача воспитания у дошкольников и подростков потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, к созданию вокруг себя здоровой среды обитания – формирования культуры здоровья личности как части её общей культуры.

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что вся работа по формированию физической готовности старших дошкольников к обучению в школе должна строиться при тесном взаимодействии всех заинтересованных взрослых – семьи, образовательных и медицинских учреждений, на основе комплексной медико-педагогической диагностики физической готовности к обучению в школе, синтеза традиционных и новых подходов к физическому воспитанию и развитию детей, с использованием всего разнообразия средств, форм и методов физкультурного образования дошкольников.

Публикации по теме:

Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Уважаемые родители! Как быстро пролетело время, ваши дети скоро пойдут в первый.

Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе». Добрый день, дорогие коллеги! спешу поделиться с Вами консультацией. Предложите ее родителям в подготовительной к школе группе. Объясните.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1 Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка. От готовности ребенка к этому моменту во многом будет зависеть формирование.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 2 Существует гипотеза: адаптация зависит от уровня психологической готовности ребенка к школе, комфортности его пребывания в учебном заведении,.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 3 Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 4 Н. В. Запорожец (1977г.) отметил, что готовность к обучению к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 6 Деятельный критерий рассмотрим более подробно. В 6-7 лет моторика уже готова к тому чтобы писать скорописью. Именно в этот момент в созревании.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Заключительная часть О том, что начало обучения в школе – один из серьезных моментов в жизни ребенка, знают все. На этот вопрос мы и попросили ответить родителей.

Консультация «Психологическая готовность ребенка к школе» К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность,.

Речевая готовность ребёнка к обучению в школе. Консультация для педагогов и родителей Готовность или неготовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Физическая готовность дошкольников к обучению в школе»
Опубликовано: 23 июля 2021 в 14:49
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД