Лучший педагог года

Консультация «Гендерная идентичность дошкольников»

Лифенко Ирина
Консультация «Гендерная идентичность дошкольников»

Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного возраста

В условиях изменений в социокультурной жизни общества наблюдается общая тенденция трансформации культурных стереотипов мужественности и женственности, центром ценностных ориентиров которых становится индивидуальность человека, свобода выбора им путей самореализации вне зависимости от половой принадлежности. У детей уже в дошкольном возрасте складываются определенные представления о половых и социальных ролях человека. Это знание основывается на присвоении общественного опыта и развитии самосознания. Можно утверждать, что, гендерная идентификация опирается на способности индивида к абстрактному мышлению, необходимому для различения внешности и поведения другого человека, концептуального описания других людей и самоописания, основанных на устойчивых представлениях.

Публикация «Консультация „Гендерная идентичность дошкольников“» размещена в разделах

Изучением гендерной идентичности занимались отечественные исследователи, такие как В. В. Абраменкова, А. И. Захаров, М. Н. Зыков, Д. В. Ильченко, Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, Д. В. Колесов, В. С. Мухин, О. Г. Нугаева, Н. В. Плисенко, Т. А. Репина, И. В. Романова и многие другие. Как влияет гендерная идентичность на развитие ребенка дошкольного возраста, каковы отличия в поведении мальчиков и девочек, – разрешение этих и других вопросов способствует успешному развития личности дошкольника, гармонизации взаимоотношений между обществом и личностью ребёнка.

Уже в полтора года у ребёнка формируется первичное представление о собственной половой принадлежности. С возрастом гендерная идентичность развивается, происходит расширение её объёма и усложнение структуры. Так, ребёнок двух лет, как правило, знает свой пол, но не может назвать причины его определения. Осознанно определить пол окружающих людей дети способны уже после трёх лет, однако часто связывают его с внешними признаками и допускают изменчивость. К 6 – 7 годам дети уже осознают необратимость половой принадлежности.

Формирование гендерной идентичности происходит благодаря особенностям социализации девочек и мальчиков, поскольку родители стараются создать гендерно нормированный образ ребенка. Девочке покупают одежду ярких тонов, платьица, на длинные волосы повязывают бантики. Мальчик обычно носит короткую стрижку, одежду сдержанных оттенков, брючки, ботинки. Родители также поощряют гендерно нормированное поведение детей: у девочек – нерешительность, аккуратность, эмоциональность; у мальчиков – активность, сдержанность, умение постоять за себя. В дальнейшем гендерная социализация происходит в различных социальных группах: в детском саду, в школе, компании сверстников. Воспитатели, другие дети, родители, книги, родственники, игрушки и телевидение – из всех этих источников ребенок узнает о поведении, которое расценивается обществом как соответствующе тому или другому полу.

Для того, чтобы изучить процесс формирования гендерной идентичности у дошкольника, педагог-психолог может использовать пакет следующих диагностических методик:

1. Полустандартизированное интервью «Изучение гендерных установок» (Каган В. Е.);

2. «Половозрастная идентификация» (Белопольская Н. Л.);

3. Гендерная характеристика деятельности мальчиков и девочек в детском саду (Гусева Ю. Е., Сабунаева М. Л.).

4. Тест полоролевой социализации Бендас.

В своей работе педагоги дошкольных образовательных учреждений должны учитывать специфику формирования гендерной идентификации ребёнка и включать в свою деятельность направленные на неё формы работы.

К таким формам работы можно отнести:

• тематические занятия по гендерному воспитанию дошкольников;

• дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры;

• развитие речи с учётом гендерных особенностей;

• тематические консультации для родителей, оформление уголка по гендерному воспитанию и др.

Таким образом, формирование гендерной идентичности в дошкольном возрасте должно строиться с позиции системного подхода, призванного в комплексе решать как социальные, так и психолого-педагогические проблемы детей. Для достижения этой цели важно объединить усилия специалистов, педагогов и родителей.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Квиллинг для дошкольников»Консультация для педагогов «Квиллинг для дошкольников» «Квиллинг» у дошкольников. Квиллинг – это интересная техника бумагокручения. Благодаря этому необычному искусству, можно создавать великолепные.

Консультация для родителей «Труд дошкольников в природе»Консультация для родителей «Труд дошкольников в природе» Консультация для родителей. Цель: формирование компетенции родителей в вопросе трудового воспитания. Задачи: Привлечь внимание родителей.

Консультация для педагогов «Бодрящая гимнастика для дошкольников» Бодрящая гимнастика для дошкольников. Как помочь проснуться малышу в хорошем настроении и активно продолжать день? Провести после тихого.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика для дошкольников» Грамотная, чистая и ритмичная речь ребенка достигается совместными усилиями педагогов и родителей. Такая речь характеризуется правильным.

Консультация для родителей и педагогов «Сказкотерапия для дошкольников»Консультация для родителей и педагогов «Сказкотерапия для дошкольников» К Международному дню сказок на Маам. Цель: создание условий для повышения психологической компетентности родителей и педагогов. В наш компьютерный.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» Экологическое воспитание дошкольников. Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный.

Консультация «Физическое развитие дошкольников» ВидеоКонсультация «Физическое развитие дошкольников» Видео Гимнастика имеет большое оздоровительное значение при условии систематического ее выполнения детьми. Физические упражнения можно выполнять.

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников» Прошло 73 года со дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Дошкольники мало знают об этой войне, о ее героях и подвигах.

Консультация «Роль театрализованных игр для младших дошкольников»Консультация «Роль театрализованных игр для младших дошкольников» «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

Консультация «Пальчиковые игры в развитие дошкольников» Пальчиковые игры в развитие дошкольников. «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Гендерная идентичность дошкольников»
Опубликовано: 11 сентября 2020 в 04:41
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД