Получи документы

Консультация «Интеллектуальное воспитание дошкольников начинается с дошкольного возраста»

Елена Рубцова
Консультация «Интеллектуальное воспитание дошкольников начинается с дошкольного возраста»

Большой вклад в развитие теории и практики интеллектуального дошкольного воспитания внесли психологи Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьева С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожца. Ими заложены основы теории интеллектуального развития ребенка : раскрыта роль деятельности, определены возможности и значение игры, учения, труда в формировании личности дошкольника; вскрыты особенности становления разных видов деятельности и интеллекта в дошкольном возрасте.

Публикация «Консультация „Интеллектуальное воспитание дошкольников начинается с дошкольного возраста“» размещена в разделах

В трудах педагогов разработано содержание воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях, его методы, формы организации, требования, предъявляемые к всестороннему интеллектуальному развитию ребенка на разных возрастных этапах, его подготовке к обучению в школе.

Интеллектуальное воспитание дошкольников-это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на дошкольника с целью развития ума. Это воздействие включает методы, формы, создание условий обеспечивающих интеллектуальное развитие детей.

Интеллектуальное развитие проявляется в объеме, характере и содержании знаний, заключающихся в динамичности самой интеллектуальной деятельности, способности отбирать пути познания, в стремлении к самостоятельному творческому познанию, в уровне развития психических, познавательных процессов и способностей—ощущений и восприятия, представлений, памяти, мышления, в характере основной деятельности человека, ее успешного осуществления в предметной, игровой, учебной деятельности.

Интеллектуальное развитие — это процесс, и уровень познавательной деятельности подрастающего человека во всех ее проявлениях: знаниях, познавательных процессах, способностях и др. ; оно осуществляется в результате воздействия на ребенка обстоятельств жизни и среды. Имеет значение и наследственный фонд задатков. Однако ведущая, определяющая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию. Оно, как целенаправленное педагогическое воздействие, включает организацию и руководство процессом освоения знаний и управление процессом формирования системы интеллектуальных действий и познавательных способностей.

Основными задачами интеллектуального воспитания дошкольников являются :

1) формирование системы научных знаний о природе и обществе, формирование марксистско-ленинского мировоззрения;

2) развитие интеллектуальной деятельности : познавательных процессов и способностей, разнообразных способов интеллектуальной деятельности;

3) развитие способностей к самостоятельному познанию, формирование культуры интеллектуального труда;

4) воспитание дошкольников познавательных интересов.

Необходимо сформировать систему знаний, с наибольшей полнотой отражающих действительность, отличающихся высокой степенью обобщенности и необходимой конкретностью.

Развитие интеллектуальной деятельности означает и формирование познавательных психических процессов: ощущения и восприятия, представления, памяти, мышления, воображения и речи. При этом им должны быть присущи такие качества, которые обеспечивали бы наибольшую эффективность интеллектуальной деятельности; тонкость и точность ощущений, целенаправленность и полноту восприятия, прочность и осознанность запоминания и быстроту воспроизведения, логику мышления и его гибкость, творческий характер и самостоятельность.

Интеллектуальная деятельность—это огромное количество разнообразных систем интеллектуальных действий, как общих, так и специальных. Особенно важно формировать интеллектуальные действия широкого диапазона, применяемые при решении многих задач. К таким действиям относятся анализ, синтез, анализ через синтез, Сравнение, обобщение, классификация.

Овладение системой интеллектуальных действий, как общих, так и специальных (соотнесенных с определенным содержанием знаний, обеспечивает развитие интеллектуальной активности и самостоятельности, способствует формированию гибкости и динамичности интеллектуальной деятельности (изменение способов деятельности при изменении условий задачи, поиск более рациональных способов, умения видеть явление в разнообразных связях и отношениях.

Необходимо отметить,что обучение является наиболее значимым средством интеллектуального воспитания. Его значение определяется тем, что в нем воспитатель занимает ведущую позицию: передает детям определенные программой знания, формирует умения, и навыки, организует деятельность детей по их усвоению и применению. Наличие программы знаний и умений позволяет воспитателю контролировать усвоение их каждым ребенком, осуществлять индивидуальный подход к ребенку и подводить дошкольников к определенным уровням интеллектуального развития. У детей развиваются мышление и речь, формируются познавательные интересы. Дети овладевают умениями слушать и слышать речь взрослого, действовать в соответствии с его указаниями, достигать нужных результатов в той или иной деятельности, (счетной, измерительной изобразительной, речевой, оценивать достигнутый результат с точки зрения его соответствия образцу, анализировать причины неудач и т. д.

Успешность интеллектуального развития- при обучении определяется и тем, что оно организуется систематически по плану воспитателя и осуществляется на основе дидактических принципов, регулирующих процесс обучения.

.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воспитание и обучение в детским саду/Под ред. А. В. Хапорожца. М., 1976

2. Основы дошкольной педагогики/Под ред. Т. А. Морковой. М., 1980

3. Интеллектуальное воспитание детей дошкольного возраста. Под ред. Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сокина, М., 1984

4. Дошкольная педагогика. Учеб. Пособие для студентов. Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой, М. Просвещение, 1988

5. Дошкольная педагогика. Под ред. В. И. Я дешко и Ф. А. Сохина. М. Просвещение, 1986

6. Воспитание дошкольников. Под ред. В. Г. Нечаевой. М., 1983

Публикации по теме:

«С чего начинается Родина. Нравственно-патриотическое воспитание с детьми дошкольного возраста» "С чего начинается Родина. Нравственно-патриотическое воспитание с детьми дошкольного возраста". В. А.  сухомлинский:«Детство – каждодневное.

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через развивающие игры Задумайтесь, насколько важно для взрослых видеть, как растут и развиваются их дети. Насколько важно ребёнку для своего развития узнавать.

Консультация для педагогов «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов «Экономическое воспитание детей дошкольного возраста». Подготовила : воспитатель Долдонова Л. Ф. Приобщение ребёнка.

Консультация «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» Консультация "Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста"Часто можно наблюдать такую ситуацию. Двухлетний Илюша.

Консультация для родителей и педагогов «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Нравственное воспитание ребенка нужно начинать ка можно раньше. Под влиянием взрослым у ребенка к пяти годам начинают складываться важные.

Консультация для родителей «Воспитание начинается с семьи» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ВОСПИТАНИЕ НАЧИНАЕТСЯ С СЕМЬИ». С тех пор как существует семья, главной заботой людей является воспитание детей.

Консультация «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста» Консультация на тему «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста» Удивительный мир природа…. Он встречает ребенка морем.

План по самообразованию «Влияние игры на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста» Раздел плана Сроки проведения Форма работы Практические выходы Изучение методической литературы Сентябрь-май Подбор полезной литературы.

С чего начинается Родина. Патриотическое воспитание дошкольниковС чего начинается Родина. Патриотическое воспитание дошкольников Патриотизм – не простое и высокое человеческое чувство, оно так глубоко по своему содержанию, что несколькими словами его не передать. Чувство.

Влияние устного русского народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста Опыт педагога по теме: «Развитие речи детей». Статья: Влияние устного русского народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Интеллектуальное воспитание дошкольников начинается с дошкольного возраста»
Опубликовано: 15 февраля 2017 в 11:07
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД