Оксана Михайлова
Консультация «Интонационная выразительность речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
Интонационная выразительность речи
Воспитатель старшей группы
комбинированной направленности № 8
Михайлова О. В.
Выразительность речи – это умение внятно,
убедительно и в то же время по возможности
сжато выражать свои мысли и чувства;
умение интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов,
примеров,действовать на слушателя и читателя.
(Н. С. Рождественский).
Публикация «Консультация „Интонационная выразительность речи“» размещена в разделах
Интонация – это сложный комплекс всех выразительных средств речи, включающий высоту, силу, мелодику голоса, темп, ритм, ударение, тембр и паузы.
Значение живого устного слова неоспоримо, ведь лекция, доклад, беседа, выступление стали повседневным явлением в нашей жизни. Устная речь всегда имеет большой запас средств, для передачи мыслей и чувств: это мимика, жесты, интонация, и т. д. Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слова и выражает иногда больше, чем слова. Спомощью интонации можно придать словам смысл, противоположный тому,
который, они выражают.
Речь - это важное средство самовыражения человека. Поэтому качество речи имеет особое значение. Интонационная выразительность речи играет большую роль в формировании «харизмы» личности. К человеку, владеющему широким интонационным спектром, всегда прислушиваются. Такой человек завоевывает внимание и уважение аудитории силой и обаянием своего голоса. Интонации накладывают отпечаток на любой произносимый текст.
Но главное назначение интонирования – точное выражение того, что человек чувствует, что он хочет сказать. Бывает, человек говорит: «Я требую!», а звучит: «Я прошу…». Или «Я так ждала тебя!», а звучит: «Наконец-то явился!».
Если человек управляет своим голосом, то способен и привлечь внимание к своим словам, и выразить свои истинные чувстванапример, сообщая какое-то неприятное известие, «мягкой» интонацией можно «смягчить удар».
Обычно интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения с взрослыми. Недостаточная интонационная выразительность у старших дошкольников отрицательно влияет на качество передаваемой информации, создавая трудности во взаимопонимании и ограничивая коммуникативные возможности детей.
Для развития у ребенка умения воспринимать и воспроизводить разнообразие интонаций человеческой речи используются специальные фразы, чистоговорки, скороговорки, стихотворные строчки.
Развитие интонационных средств выразительности речи включает в себя следующие разделы:
Темп речи (быстро-медленно)– скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов).Следует заметить, что абсолютный темп речи зависит от индивидуальных черт говорящего. Например: Подвижная игра «Карусель». «Еле – еле, еле – еле (медленный темп)», «А потом, потом, потом (средний темп)», «Всё бегом, бегом, бегом (быстрый темп)».
Тембр речи (низкий-высокий) :это звуковая окраска голоса, придающая ему индивидуальное звучание. Он передает эмоциональное состояние человека: волнение или радость, испуг или гнев.
Например: изображение голосом реплик сказочных героев: «Как говорит мышка? Высоким голоском: Теремок, теремок, кто в тереме живет? А как говорит медведь? Низким голосом: Теремок, теремок, кто в тереме живет?»
Ритм речи :это последовательное чередование выделенных элементов речи, имеющих смысловое или выразительное значение. Они отличаются по ряду акустических характеристик. Так, ударные слоги и слова произносятся более длительно при выраженных изменениях высоты голоса.
Например: «Тра-та-та-та-та-та-та! Из кол-хоз-но-годво-ра вы-ез-жа-ют трак-то-ра! (притоптывание на каждый слог) Бу-дем ЗЕМ-лю па-хать, бу-дем ХЛЕБ за-се-вать, бу-дем РОЖЬ во-ро-шить, хо-ро-ШО бу-дем жить! (продолжается притоптывание, а на выделенные слоги – громко топнуть)»
Сила голоса (тихо-громко) :это громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо.
Например: упражнение «В лесу» —ребенок (или взрослый) громко зовет «А-у!», второй тихо откликается: «А-у!» (заодно закрепить понимание «далеко-близко»)
Ударение (выделение голосом главное по смыслу слово) :это произношение одного из слогов с большей силой.
Например: «ЕХАЛ (а не шел, бежал) Грека через реку», «Ехал ГРЕКА (а не кто-то другой) через реку», Ехал Грека через РЕКУ (а не по лесу или полю)».
Высота голоса – это способность говорить выше или ниже, то есть его диапазон. Для обычного голоса характерен диапазон в полторы октавы, однако в бытовой речи человек чаще всего использует лишь 3 – 4 ноты. Расширение диапазона делает речь выразительной.
Самое главное – помнить, что ребенок подражает речи окружающих его взрослых. Поэтому следите за своей речью – старайтесь, чтобы она была хорошим образцом для ребенка: правильная, отчетливая, интонационно-выразительная.