Получи документы

Консультация «Интонационная выразительность речи»

Оксана Михайлова
Консультация «Интонационная выразительность речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация

Интонационная выразительность речи

Воспитатель старшей группы

комбинированной направленности № 8

Михайлова О. В.

Выразительность речи – это умение внятно,

убедительно и в то же время по возможности

сжато выражать свои мысли и чувства;

умение интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов,

примеров,действовать на слушателя и читателя.

(Н. С. Рождественский).

Публикация «Консультация „Интонационная выразительность речи“» размещена в разделах

Интонация – это сложный комплекс всех выразительных средств речи, включающий высоту, силу, мелодику голоса, темп, ритм, ударение, тембр и паузы.

Значение живого устного слова неоспоримо, ведь лекция, доклад, беседа, выступление стали повседневным явлением в нашей жизни. Устная речь всегда имеет большой запас средств, для передачи мыслей и чувств: это мимика, жесты, интонация, и т. д. Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слова и выражает иногда больше, чем слова. Спомощью интонации можно придать словам смысл, противоположный тому,

который, они выражают.

Речь - это важное средство самовыражения человека. Поэтому качество речи имеет особое значение. Интонационная выразительность речи играет большую роль в формировании «харизмы» личности. К человеку, владеющему широким интонационным спектром, всегда прислушиваются. Такой человек завоевывает внимание и уважение аудитории силой и обаянием своего голоса. Интонации накладывают отпечаток на любой произносимый текст.

Но главное назначение интонирования – точное выражение того, что человек чувствует, что он хочет сказать. Бывает, человек говорит: «Я требую!», а звучит: «Я прошу…». Или «Я так ждала тебя!», а звучит: «Наконец-то явился!».

Если человек управляет своим голосом, то способен и привлечь внимание к своим словам, и выразить свои истинные чувстванапример, сообщая какое-то неприятное известие, «мягкой» интонацией можно «смягчить удар».

Обычно интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения с взрослыми. Недостаточная интонационная выразительность у старших дошкольников отрицательно влияет на качество передаваемой информации, создавая трудности во взаимопонимании и ограничивая коммуникативные возможности детей.

Для развития у ребенка умения воспринимать и воспроизводить разнообразие интонаций человеческой речи используются специальные фразы, чистоговорки, скороговорки, стихотворные строчки.

Развитие интонационных средств выразительности речи включает в себя следующие разделы:

Темп речи (быстро-медленно)– скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов).Следует заметить, что абсолютный темп речи зависит от индивидуальных черт говорящего. Например: Подвижная игра «Карусель». «Еле – еле, еле – еле (медленный темп)», «А потом, потом, потом (средний темп)», «Всё бегом, бегом, бегом (быстрый темп)».

Тембр речи (низкий-высокий) :это звуковая окраска голоса, придающая ему индивидуальное звучание. Он передает эмоциональное состояние человека: волнение или радость, испуг или гнев.

Например: изображение голосом реплик сказочных героев: «Как говорит мышка? Высоким голоском: Теремок, теремок, кто в тереме живет? А как говорит медведь? Низким голосом: Теремок, теремок, кто в тереме живет?»

Ритм речи :это последовательное чередование выделенных элементов речи, имеющих смысловое или выразительное значение. Они отличаются по ряду акустических характеристик. Так, ударные слоги и слова произносятся более длительно при выраженных изменениях высоты голоса.

Например: «Тра-та-та-та-та-та-та! Из кол-хоз-но-годво-ра вы-ез-жа-ют трак-то-ра! (притоптывание на каждый слог) Бу-дем ЗЕМ-лю па-хать, бу-дем ХЛЕБ за-се-вать, бу-дем РОЖЬ во-ро-шить, хо-ро-ШО бу-дем жить! (продолжается притоптывание, а на выделенные слоги – громко топнуть)»

Сила голоса (тихо-громко) :это громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо.

Например: упражнение «В лесу» —ребенок (или взрослый) громко зовет «А-у!», второй тихо откликается: «А-у!» (заодно закрепить понимание «далеко-близко»)

Ударение (выделение голосом главное по смыслу слово) :это произношение одного из слогов с большей силой.

Например: «ЕХАЛ (а не шел, бежал) Грека через реку», «Ехал ГРЕКА (а не кто-то другой) через реку», Ехал Грека через РЕКУ (а не по лесу или полю)».

Высота голоса – это способность говорить выше или ниже, то есть его диапазон. Для обычного голоса характерен диапазон в полторы октавы, однако в бытовой речи человек чаще всего использует лишь 3 – 4 ноты. Расширение диапазона делает речь выразительной.

Самое главное – помнить, что ребенок подражает речи окружающих его взрослых. Поэтому следите за своей речью – старайтесь, чтобы она была хорошим образцом для ребенка: правильная, отчетливая, интонационно-выразительная.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

Картотека психогимнастических этюдов на выразительность жеста и эмоцийКартотека психогимнастических этюдов на выразительность жеста и эмоций Картотека психогимнастических этюдов на выразительность жеста и эмоций 1. Это я! Это мое!Ребенок разговаривает с глухой бабушкой, которая.

Консультация «Дидактическая игра в развитии речи детей» «Значение дидактических игр для развития речи детей раннего возраста» Ранний возраст является периодом интенсивного развития активной речи.

Консультация для педагогов и родителей «Красота речи человека» Красота речи человека. Роль голоса. Многие люди в немалой степени обязаны своим успехом именно голосу. Так же как о внешнем виде, люди судят.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет. Выразительность исполнения» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» (часть шестая). Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для родителей «Развитие речи детей 3–4 лет» Развитие речи дет"ей 3-4 лет происходит особенно быстро. Ребёнок к 3годам почти усваивает свой родной язык. активный словарь доходит до 100.

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста» Развитие речи детей в первые годы жизни имеет очень интенсивный характер. Ранний возраст – это уникальный период в жизни человека. Задача.

Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»Консультация «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» Консультация "Влияние оригами на развитие речи дошкольников" Оригами для детей - отличный способ развить логическое и пространственное.

Развитие речи детей 4–5 лет. Консультация для родителей Развивая речь - мы вступаем на путь познания Развивая мысль - мы приближаемся к знанию А. П. Кондарев Речевое развитие - одна из важнейших.

Консультация «В чем заключается влияние пальцев на развитие речи»Консультация «В чем заключается влияние пальцев на развитие речи» В чем заключается влияние пальцев на развитие речи. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная.

Автор публикации:
Консультация «Интонационная выразительность речи»
Опубликовано: 8 сентября 2022 в 17:08
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Интонационная выразительность речи»» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Михайлова (УИ 29526) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД