МААМ-картинки

Консультация «Использование мнемотехники для детей дошкольного возраста»

Бородавкина Ольга Анатольевна
Консультация «Использование мнемотехники для детей дошкольного возраста»

Консультация на тему :

«Использование мнемотехники в работе

с детьми дошкольного возраста»

Что такое мнемотехника?

Публикация «Консультация „Использование мнемотехники для детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.).

Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.

МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?

«Учите ребёнка, каким – нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». К. Д. Ушинский

В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:

• маленький словарный запас

• неумение согласовывать слова в предложении

• нарушение звукопроизношения

• плохое развитие связной речи

• несформированность психических процессов

• несовершенство различных видов мышления.

Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника помогает развивать :

• зрительную и слуховую память

• зрительное и слуховое внимание

• воображение

• восприятие

• развивает кругозор

• развивает все стороны речи

Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит перед собой следующие задачи:

1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.

2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).

3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.

5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.

6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.

8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

9. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.

10. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.

I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.

Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.

Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.

Мнемоквадрат – это отдельный схематический рисунок с определенной информацией. Мнемоквадраты в обучении могут использоваться отдельно, например, в различных играх, придумывании загадок, либо заключаются в мнемотаблицу.

На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа:

«Подскажи словечко»,

«Найди пару»

«Скажи по-другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст

«Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст

II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов.

Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой.

На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.

Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.

Мнемодорожка представляет собой простую схему, состоящую из двух и более картинок (квадратов, содержащие определенную информацию. Мнемодорожки можно использовать :

• для ознакомления детей с окружающим миром

• при заучивании стихов

• при отгадывании и загадывании загадок

• для обогащения словарного запаса

• при воспитании культурно-гигиенических навыков и т. д.

III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

Что такое мнемотаблица?

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы : являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.

Мнемотаблицы-схемы можно использовать :

• для ознакомления детей с окружающим миром

• при заучивании стихов

• при пересказах художественной литературы

• при обучении составлению рассказов

• при отгадывании и загадывании загадок

• для обогащения словарного запаса

• при обучении составу числа

• при воспитании культурно-гигиенических навыков

• при воспитании навыков самообслуживания

• при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности

Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

• чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.

• быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.

• соответствовать уровню развития детей.

На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а так же для детей младшего дошкольного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы.

Мнемотаблицы бывают двух видов :

1. обучающие - содержат познавательный материал.

2. развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.

Как работать с мнемотаблицей.

Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов.

Этап 1: Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и разбирает, что на ней изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы, т. е. информация группируется.

Этап 2: Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

Этап 3: Составление сюжета, т. е. отработка одного из методов запоминания.

Этап 4: Определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким образом, чтобы можно было установить как можно больше логических связок.

Этап 5: Детям даётся время для запоминания. Затем мнемотаблица убирается, и дети воспроизводят её графически по памяти.

Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц удается достичь следующих результатов:

- у детей появляется желание пересказывать тексты-как на занятии, так и в повседневной жизни; придумывать интересные истории;

- расширился круг знаний об окружающем мире;

- активизировался словарный запас;

- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Поэтому, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Литература:

1. Т. В. Большева «Учимся по сказке» Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб. 2005г.

2. Л. Н. Ефименкова «Формирование речи у дошкольников».

Изд. Просвещение 1985г.

3. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста». СПб. 2010г.

Публикации по теме:

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Использование мнемотехники для развития речи у детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР Использования мнемотехники для развития речи у детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР. Мнемотехника – это система методов и приемов,.

Консультация для родителей «Использование метода мнемотехники в обучении пересказу сказок детей дошкольного возраста» «Использование метода мнемотехники в обучении пересказу сказок детей дошкольного возраста». На сегодняшний день актуальность темы заключается.

Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» Уважаемые коллеги, современный образовательный процесс требует от педагогов ДОУ нового подхода к собственной деятельности, использование.

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста» Мастер-класс для родителей " Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста". Цель: 1. повышение.

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста» Мастер-класс для родителей " Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста". Цель: 1. повышение.

Семинар для педагогов ДОУ  «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» Использование технологии «Мнемотехника» в работе с детьми дошкольного возраста 1)Теоретическая часть: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» Слайд 1. Тема : Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников. Слайд 2. Цель: Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как.

Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста». Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста». Подготовила:.

Использование мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста Добрый день коллеги! Поговорим сегодня об использовании мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста. В начале,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Использование мнемотехники для детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 21 марта 2018 в 18:08
+41Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД