Приложение МААМ

Использование мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

Галина Алтунина
Использование мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Добрый день коллеги!

Поговорим сегодня об использовании мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.

В начале, я расскажу, что такое мнемотехника, как использование мнемотаблиц влияет на развитие речи детей. Далее приведу примеры из опыта работы, какую работу по развитию речи мы проводим в своей группе, а именно с использованием мнемотаблиц.

Публикация «Использование мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Проведём деловую игру для закрепления полученных знаний.

Что такое мнемотехника?

Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования искусственных ассоциаций.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка, каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Особенность методики - применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

Мнемотехника помогает развивать :

- ассоциативное мышление,

- зрительную и слуховую память,

- зрительное и слуховое внимание,

- воображение,

- связную речь,

- мелкую моторику рук.

В период дошкольного детства память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Один из важных путей генезиса памяти – развитие ее опосредованности, запоминания при помощи вспомогательных средств, в частности символических, когда ребенок начинает управлять собственной памятью, используя один предмет, например, рисунок, в качестве заместителя другого.

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того, чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания сервировки столов, уход за комнатными растениями т. д. У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники. Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста.

Правила создания мнемотаблицы

Как любая работа, мнемотехника строится от простого, к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, а затем и к мнемотаблицам.

• Для начала детей знакомят с мнемоквадратами - изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение;

• Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.

• И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение, сказку. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и детей, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Последовательность работы с мнемотаблицами :

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме, или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

Где можно использовать мнемотаблицы?

- Обогащение словарного запаса;

- Обучение пересказу;

- Составление рассказов;

- Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок;

- Отгадывание загадок;

- Проведение пальчиковой гимнастики.

Демонстрация мнемотаблиц пальчиковой гимнастики.

Сейчас я Вас хочу познакомить с нашей работой проводимой в группе по данной теме. Мы воспитатели совместно с логопедом и родителями разработали серию пальчиковых игр по лексическим темам, т. е. на каждую пальчиковую игру, по лексической теме мы делаем мнемотаблицу, в этом нам помогают родители – совместная работа педагогов и родителей.

А сейчас, я хочу перейти к практической части выступления провести, деловую игру, поупражняться в знаниях, полученных, от услышанного.

Участие оценивается жетонами

Задание №1. Угадайте сказки, по предложенным мнемотаблицам.

Нужно назвать сказку, и рассказать её содержание.

Задание №2. Рассмотрите мнемотаблицу, назовите пальчиковую игру и покажите выполнение. Можно составит любую свою гимнастику, главное чтобы текст подходил к картинкам.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Использование здороровьесберегающих технологий в развитии певческих навыков детей старшего дошкольного возраста Вдовиченко И. В. музыкальный руководитель МАДОУ "Центр развития ребенка детский №12 Белгородской области г. Шебекино" Я, как музыкальный.

Использование метода эксперимента в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интер-нета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних.

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Использование средств театрализованной деятельности в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста Реализация театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей и познавательной активности,.

Использование технологии «Дидактический синквейн» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста Использование технологии "Дидактический синквейн" в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста (пояснительная записка) Хорошая.

Игры по социально-коммуникативному развитию, использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста Пожалуй, сегодня, в связи с введением ФГОС в дошкольное образование, каждому из нас необходимо четко понимать, что наших руках находится.

Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста Речевые нарушения делятся на несколько видов. - общее недоразвитие речи -фонематическое недоразвитие речи -фонетико-фонематическое недоразвитие.

Роль театральной деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста Выступление с докладом на районном методическом объединении Воспитатель: Глушаченко Анна Викторовна 22.03.2017г. Роль театральной деятельности.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» Слайд 1. Тема : Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников. Слайд 2. Цель: Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как.

Роль устного народного творчества в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста Роль устного народного творчества в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста Устное народное творчество - это словесное творчество.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 19 января 2018 в 19:11
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Галина Алтунина (УИ 1149643) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД