ольга чистовская
Роль устного народного творчества в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Роль устного народного творчества в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста
Устное народное творчество - это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. Это словесность в жанрах: колыбельные песни; пестушки – небольшие песенки к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками, сопровождающие первые детские сознательные; потешки; прибаутки, небылицы, дразнилки, скороговорки, загадки, пословицы и поговорки, подвижные игры, считалки, хороводы, народная песня, сказки. Их авторы – народ, а не отдельные личности, почему ни одно из народных произведений не имеет автора. Устное народное творчество, именуемое английским словом «фольклор», складывалось в глубокой древности, шлифуясь из поколения в поколение. Потребность в легком запоминании, передаче и устном хранении в памяти заставила слагать словесные формы в легких рифмах, ритмах и органично соединять их с музыкой и пением. Так появлялись обрядовые, бытовые и др. песни. Тематика устного народного творчества полностью зависит от культуры и истории народа [1].
Публикация «Роль устного народного творчества в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Устное народное творчество
- Темочки
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок, и играют в воспитании детей дошкольного возраста важную роль, так как именно в этом возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности. Их специфика заключена в том, что устное народное творчество незримо связывает ребенка со своим народом, его бытом, нравами и обычаями. Во все времена народное творчество являлось неисчерпаемым источником речевого, нравственного, эстетического, патриотического воспитания. Воспитательная возможность народной культуры, как верно отмечает А. А. Данилов, заключается в том, что она помогает уяснить общий смысл важнейших нравственных категорий: добро-зло, щедрость-жадность, честь, скромность, долг и т. д. Обращение к огромному и богатому миру русской культуры особенно необходимо еще и потому, что она животворно и очищающе влияет на маленького человека, который становится духовным наследником его традиций (2).
Создававшийся долгое время материал малых фольклорных форм, поэтизирует обычные предметы и явления, подчёркивает их достоверность и одновременно с этим возвышает обыденное, обогащая речь дошкольника.
Устное народное творчество является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти» говорил о том, что «всевозможные народные песни, сказки, пословицы, поговорки, загадки, составляющие любимую умственную пищу дошкольников, лучше всего приобщают ребенка к основам народной речи». Кроме этого он отмечал, что «сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с темп из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу. В этом-то деятельном сочувствии малых детей благородным и мужественным героям литературного вымысла и заключается основное воспитательное значение сказки» [3].
Фольклорные тексты раскрывают перед ребенком красоту и меткость русского языка и, по словам К. Д. Ушинского «пробуждают к жизни семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребенка», обогащая тем самым детскую речь [4].
Колыбельная – это то, с чем ребенок знакомится с самого своего рождения. В речевом развитии колыбельные песни обогащают словарь, представляя детям сведения об окружающем мире, прежде всего, о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, «заинька». Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т. п., наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.
Используя в речи пословицы и поговорки дошкольники учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, у них развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф. А. Сохина [5]. Как считает Илларионова Ю. Г., использование загадок способствует развитию у детей навыков речи : доказательства и речи – описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь – доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Обычно дошкольники в своей речи этим не пользуются, но надо создавать условия для их понимания и освоения [6].
Среди задач речевого развития в старшем дошкольном возрасте является выработка дикции, совершенствование работы органов речедвигательного аппарата, например, коррекция излишней торопливости, нечеткого выговаривания слов, «проглатывание» окончаний или наоборот, излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. С. С. Бухвостова считает незаменимым материалом для дикционных упражнений пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки [7]. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К. Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают «выломать язык ребенка на русский лад» [8]
По мнению А. П. Усовой, О. Ушаковой, потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, ребенок готовится к дальнейшему восприятию поэтической речи и ее интонационной выразительности [9].
Таким образом, устное народное творчество имеет важное влияние на развитие речи дошкольников. С его помощью можно решать практически все задачи развития речи, параллельно решая и задачи воспитания.
Список художественной литературы
1. Мацкевич А. Я. Малые формы фольклора – дошкольникам //Работа с книгой в детском саду /Сост. : В. А. Богуславская, В. Д. Разова. –М. : Просвещение, 1967. –С. 46-60.
2. Викулина А. М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2005. – 138 с.
3. Халикова Р. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание. – 2014. - №5, С. 13-17
4. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 6. – М., 1948., стр. 298.
5. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф. А. Сохина –М. : Просвещение, 1984. –223с.
6. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. –М. : Просвещение, 1976. –127с.
7. Бухвостова С. С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. – Курск: Академия Холдинг, 2012. –178с.
8. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 6. – М., 1948., стр. 298.
9. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. -М. : Просвещение, 1972. –78с.