Приложение МААМ

Использование устного народного творчества в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста. Консультация

Елена Кондрашова
Использование устного народного творчества в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста. Консультация
▼ Скачать + Заказать документы

Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ.

Публикация «Использование устного народного творчества в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста, Консультация» размещена в разделах

Простые русские люди, которые давным-давно впервые спели эти песенки, рассказали сказки и придумали загадки, не умели ни читать, ни писать. Но их словесное творчество не забывалось, не пропало, оно бережно передавалось из уст в уста, от родителей к детям. Народные песенки, сказки, пословицы, загадки радуют нас простотой слова, заражают нас своим весельем, волнуют глубиной мысли. Поэтичны и красивы наши народные песни : задушевные и нежные колыбельные, которыми женщины убаюкивали своих детей; весёлые шуточные песенки. Глубокого смысла полны пословицы и поговорки русского народа. Недаром великий русский поэт А. С. Пушкин говорил о них: «А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» Остроумны и разнообразны народные загадки : о природе, о доме, о людях, о животных, о предметах, которые окружают человека, одним словом, обо всём, что мы видим, слышим и знаем. Над одними народными потешками, дразнилками мы весело смеёмся, над другими задумываемся, над пословицами и поговорками порой грустим. В наше время и детям, и взрослым хорошо известны скороговорки, смешилки и прочая стихотворная «шумиха», которую в житейском обиходе принято считать простой забавой. На самом деле вся эта стихотворная «шумиха» незаменима в работе. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное, воспитательное значение, что способствует развитию образного мышления, обогащают речь детей. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. В. А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки, незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малышей, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей радости, нежности, веры в ребёнка. Произносимые взрослым короткие и ритмичные фразы, в которых ребёнок – малыш улавливает повторяющиеся звуки, вызывает у него реакцию на художественное произведение. Интонационная выразительность голоса в одних случаях успакаивает его, в других – бодрит. Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, ещё не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребёнком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока ещё малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные призведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. В адаптационный период нужно использовать различные потешки, например:

Кто у нас хороший, Кто у нас пригожий? Ванечка – хороший, Ванечка – пригожий. Знакомство с народным творчеством начинается с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. Дав возможность детям рассмотреть игрушку, предлагают послушать потешку, в которой упоминается об этой игрушке, формируя представления о ней. Ходит конь по бережку, Вороной по зелёному. Он головушкой потряхивает, Золотой уздой побрякивает. Все колечушки-то бряк-бряк-бряк! Золотые они – звяк, звяк! Похвалялася лиса: - Всему свету я краса! Похвалялся зайка: - Пойди догоняй-ка! Похвалялись ежи: - У нас шубы хороши! Простота и мелодичность звучания потешек помогает детям запомнить их. Им нравится укладывать куклу Катю спать, а когда они слышат от взрослого колыбельную песенку, то стараются подражать: Баю, баю, баюшок В огороде петушок Песни громко поёт, Ване спать не даёт. А ты, Ванечка, усни, Крепкий сон к тебе приди. Тебе спать – не гулять, Только глазки закрывать. Баю, баю, баюшок, Кладу Машу на пушок - На пуховую кровать, Будет Маша крепко спать. Баю, баюшки, баю, Баю, куколку мою. Приди, котик, ночевать, Нашу деточку качать… Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства развивать речевую активность, чтобы играя, он мог делать простейшие переносы своих маленьких практических познаний, они побуждают малышей к действию, речевому подражанию. Малые формы фольклора используются и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. При обучении мыть руки, заворачивать рукава, показ трудового действия сопровождаются потешкой, песенкой. Чистая водичка, Моет Саше личико. Анечке – ладошки, А пальчики – Антошке! Ай лады, лады, лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Друг другу улыбаемся. Умываемся мы быстро, Вытираемся мы чисто, Так опрятны, аккуратны, Всем смотреть на нас приятно! Это помогает детям не только запомнить последовательность процедуры, но в дальнейшем использовать эти потешки во время игры в «Семью». При разучивании потешки «Кисонька-мурысенька» и сопровождая слова определёнными действиями, побуждаю детей копировать эти действия, интонацию обращения и ответа. При чтении потешки «Расти, коса…» предлагая кому-либо из детей показать, как «мама» бережно, осторожно причёсывает «дочку», как ласково приговаривает при этом. Копируя её в своих действиях и речи, они передают чувства, развивают правильную разговорную речь. Подобные «живые картинки» позволяют правильно понять и эмоционально передать содержание потешек: «Ночь пришла», «Водичка, водичка», «Уж ты, котенька-коток» и т. п.

Дети взрослеют. Для них рекомендуются потешки с более сложным смыслом. Перед детьми ставится задача не только послушать, обыграть, но и запомнить потешку, проговаривать её с особой интонацией, в зависимости от того, о ком говорится в потешке. Тень, тень, потетень, Выше города плетень. Сели звери под плетень. Похвалялася весь день… Далеко не все дети могут передать характер персонажа, но с каким интересом относятся они к такому маленькому «театру». Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков. Не секрет, что сейчас родители больше заняты добыванием денег. Между родителями и детьми преобладает обиходно-бытовая лексика. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную, малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет. Фольклор даёт прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребёнку успешно овладеть родным языком. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, в них много олицетворений, метких определений. Пословицы можно подобрать почти к любой ситуации. Устное народное творчество помогает нам развивать у детей просодическую (произношение ударных и неударных, долгих и кратких слогов в речи) сторону речи. Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, нормальный темп, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонации. Народное творчество необходимо для автоматизации звуков речи. Дети должны овладеть всеми звуками речи, замечать неправильное произношение, исправлять его в шутке, игре, в непринуждённой обстановке, в привычной им среде. Это так же незаменимый помощник в процессе развития связной речи. Где, как не в сказках, играх-драматизациях, мы можем развивать монологическую и диалогическую речь. Важно, чтобы ребёнок различал, анализировал и дифференцировал на слух фонемы. Фольклор поможет развивать фонематический слух. Через народное творчество мы учим детей играть, выполнять правила, соблюдать нормы поведения. Народное творчество призвано развивать юмор и воображение. Не все дети, имеющие тяжёлые нарушения речи, могут адекватно относиться к шуткам, понимать образные выражения, поэтому так нужны небылицы, перевёртыши, загадки. Нравственные заповеди лучше усваиваются не через прямые наставления, а через сказки, пословицы, скороговорки. Народное творчество даёт возможность окунуться в особый, свойственный только детям взгляд на мир, запечатленный в слове. Фольклор помогает воспитывать любовь к народному творчеству. Детей следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать. Тогда постепенно перед детьми откроется сила народного слова.

Публикации по теме:

Использование устного народного творчества в работе с детьми раннего возраста Развитие ребенка в раннем возрасте, во многом, определяет его личностное становление, в целом. В связи с этим, очень важно использовать.

Использование устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Выступление. Развитие речи детей от 3 до 4 лет в детском саду имеет особое значение. Важнейшим источником развития выразительности детской.

Из опыта работы. Использование устного народного творчества в развитии речевой активности детей младшего дошкольного возраста «Использование устного народного творчества в развитии речевой активности детей младшего дошкольного возраста»Устное народное творчество.

Консультация на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные.

Педсовет «Развитие речи и речевого творчества детей посредством устного народного творчества» Педсовет разработан в соавторстве с О. О. Богдановой, заместителем заведующего МДОУ, Е. В. Хаяйнен, педагогом-психологом. Цель: определение.

План работы по самообразованию на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Тюменского муниципального района Каскаринский детский сад «Золотой петушок».

Приобщение к народной культуре с помощью устного народного творчества детей дошкольного возраста «Народ, который не знает своей культуры и истории, презрен и легкомыслен». Н. М. Карамзин Нельзя прерывать связь времени и поколений, чтобы.

Проект «Развитие связной речи детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества» Проблема На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень.

Формирование лексики у детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества Конева Наталья Владимировна воспитатель МБДОУ Д/С №52 г. Белгород, Белгородская область ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО.

Творческий проект «Использование устного народного творчества для развития речи детей младшего дошкольного возраста» Актуальность Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование устного народного творчества в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста. Консультация
Опубликовано: 21 июня 2017 в 13:37
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование устного народного творчества в коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста. Консультация» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кондрашова (УИ 1210339) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД