Творческий проект «Использование устного народного творчества для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Татьяна Кормилицина
Творческий проект «Использование устного народного творчества для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Актуальность

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.

Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество.

Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество — неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Устное народное творчество - одно из действенных и ярких средств её, таящий огромные дидактические возможности. Ценность его, в частности детского, заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость, оказывают воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства - речевые, смысловые, звуковые. Они помогают увеличить запас слов ребёнка, то есть привлекают его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекает детей, развивает речевой слух, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало.

Объект проекта:процесс ознакомления младших дошкольников с устным народным творчеством.

Предмет проекта: научно- методические условия развития речи детей.

Цель проекта: Приобщать детей к культуре своего народа через знакомство с устным народным творчеством.

Задачи проекта

Образовательные:

• Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.

• Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

• Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.

Развивающие:

Развивать умение детей использовать элементы устного народного творчества в разных видах деятельности (игровой, продуктивной, самообслуживании, общении со взрослыми и детьми).

Воспитательные:

• Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

Этапы проекта

1. Организационный этап.

- Подбор и изучение методической литературы (Князева О. Л., Маханёва М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Загоруля Г. А., Мазурик А. М. «Путешествие в мир фольклора», Гербова В. В. «Приобщение детей к художественной литературе», Ушакова О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим с литературой детей 3 - 5 лет», Ушакова О. С., Струнина Е. Н. «Методика развития речи детей дошкольного возраста».)

-Создание предметной среды,

-Подбор фольклорного материала,

-Подбор иллюстрированной литературы с фольклорными произведениями,

-Составление картотеки потешек ко всем режимным моментам.

2. Основной этап (перспективный план работы)

Дата

тема содержание

октябрь Театрализация сказки «Теремок»

побуждать интерес детей к театрально-игровой деятельности,

подводить детей к выразительному исполнению роли в кукольном спектакле.

ноябрь «Ярмарка»

воспитывать у детей чувство патриотизма на народных традициях, воспитывать интерес к народной музыке и народному устному творчеству.

декабрь «Русская изба»

знакомить детей с малыми фольклорными формами, способствовать формированию выразительной интонационной речи.

январь «Сказки Бабушки - Загадушки»

закрепить знания сказок, формировать умение вести диалог, эмоционально и активно отвечать на вопросы; воспитывать интерес к творчеству.

февраль «Широкая Масленица»

продолжать знакомить детей с народными праздниками,

развивать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры.

март

«Солнышко, нарядись, красное покажись» воспитывать интерес к устному народному творчеству, способствовать формированию выразительной интонационной речи.

апрель «Посиделки» Закрепить знания детей об устном народном творчестве, вызвать у детей радость от повторения (проговаривания) знакомых потешек, стихов, песен.

3. Заключительный этап

Использование устного народного творчества и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам, приобщает его к народной поэзии.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников активно используется этот богатейший материал словесного творчества народа: сказки, потешки, считалки, заклички.

Ожидаемый результат

1. Знакомы с укладом жизни и бытом русского народа.

2. Усовершенствована диалогическая и монологическая речь.

3. Сформированы предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.

4. Развито умение детей использовать элементы устного народного творчества в разных видах деятельности (игровой, продуктивной, самообслуживании, общении со взрослыми и детьми).

5. Привиты эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

Работа с родителями

Анкетирование

Консультация для родителей "Роль фольклора в развитии речи детей"

Выставка книг (потешки, песенки, прибаутки, заклички)

Консультация для родителей «Сказка в жизни ребёнка»

Выставка книг- сказок.

Привлечение родителей к оформлению коллективных работ детей.

Привлечение родителей к пополнению библиотеки группы "Мои любимые сказки"

Совместный досуг «В гостях у Бабушки–Загадушки»

Методическое обеспечение

1. Картотеки подвижных, дидактических, пальчиковых игр.

2. Настольный театр («Маша и медведь», «Теремок», «Колобок»).

3. Театр на фланелеграфе («Три медведя», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Репка», «Курочка Ряба»).

4. Картотека русских, мордовских, татарских народных игр.

5. Книжки-малышки.

6. Аудиозаписи со сказками.

Список используемой литературы

1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Антология педагогической мысли Руси и Русского государства Xll-XII вв. М., 1985.

3. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

4.Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.

5. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детейк истокам русской культуры: Учеб. -метод. Пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

6. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

7. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

8. Янушко Е. А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. М., 2009.

Публикации по теме:

Использование устного народного творчества в развитии речи детей Актуальность Интерес современной науки к проблемам устного народного творчества, его природе, способам обогащения очень велик. Существует.

Развитие речи детей раннего возраста средствами устного народного творчества Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация «Детский сад №7 комбинированного вида г. Котово» Котовского муниципального.

Использование устного народного творчества в развитии детей Бусарова Валентина Тимофеевна, МБДОУ «ЦРР – д/с № 18 «Дюймовочка», Иркутская обл., г. Усть-Илимск, 666679, пр. Мира 27, воспитатель. Раннее.

Педагогический проект «Развитие речи детей средствами устного народного творчества» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Развитие речи детей средствами устного народного творчества» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА Продолжительность проекта:.

План работы по самообразованию «Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возраста» Воспитатель – Антюшина Наталья Павловна Группа раннего возраста Тема: «Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего.

Проект «Развитие речи детей средствами устного народного творчества (фольклора)» Проект: «Развитие речи детей средствами устного народного творчества (фольклора)» Воспитатель МБДОУ «Детский сад №13» Атауллова.

Проект в младшей группе «Развитие речи детей средствами устного народного творчества» Проект в младшей группе: «Развитие речи детей средствами устного народного творчества». Подготовила и провела: Мищенко О. Н. Актуальность.

Проект в младшей разновозрастной группе «Развитие речи детей средствами устного народного творчества» Проект в младшей разновозрастной группе: «Развитие речи детей средствами устного народного творчества». Подготовила и провела: Мищенко.

Проект «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста» Проект «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста» Тип проекта. • По доминирующей в проекте.

Роль устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста. Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Творческий проект «Использование устного народного творчества для развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 16 декабря 2016 в 11:10
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 августа. День археолога

Искателям древних артефактов, изучающим историю нашей цивилизации, посвящен очередной праздничный день. Воспользуйтесь нашей тематической подборкой и расскажите детям об этой интересной профессии.

14 августа. День пазлов на МААМ

Полезному развлечению для детей и взрослых посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь этой подборкой игр и занятий, чтобы увлечь ребенка пазлами и провести семейный турнир по их собиранию.

Мягкая развивающая игрушка «Гриб-домик для мышки»
Все уже знают, что умственное развитие ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Именно с этой целью сейчас стало очень актуально изготавливать...
Мастер-класс для детей «Пчёлка из кругов»
Мастер – класс для детей. Пчёлка из кругов. Цель: Учить детей делать поделки из кругов. Развивать мелкую моторику. Дать детям знания, что 14 августа...
Конспект наблюдения «Кто ты — улитка-ахатин?» в старшей группе
Цель : познакомить детей с внешним видом улитки на примере улитки-ахатин. Задачи: 1. Познакомить детей с особенностями содержания улиток-ахатин в...