Использование пальчиковой гимнастики в работе с дошкольниками

Малясова Елена Александровна
Использование пальчиковой гимнастики в работе с дошкольниками

Родителей и педагогов, конечно же, всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе?

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание, внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки,решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во вторых, готовят к овладению навыками письма.

Развивать мелкую моторику рекомендуется параллельно, предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возможностям. На примере простых упражнений на развитие мелкой моторики. Можно научить ребенка выслушивать и запоминать, а потом и выполнять инструкции.

С одной стороны - двигательная активность ребенка помогает интенсивней развивать его речь, с другой стороны - формирование движений происходит при участии речи.

Тексты упражнений - это рифмованные подсказки к заданным движениям, которые легко ложатся на слух ребенка и без специальных установок настраивают его на игру. С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух.

Широко используются те художественные тексты, которые традиционно входят в круг чтения дошкольников, привлекают своей живостью и эмоциональностью - народные песенки и потешки, стихи известных детских поэтов.

Упражнения по развитию мелкой моторики делятся на этапы. Именно соблюдение поэтапности, поможет развивать ребенка.

I этап. Развитие общей моторики, подвижности стоп и кистей (хлопки в ладоши по твердой поверхности и своему телу; ходьба на носках, пятках, внешней и внутренней сторонах стопы, ходьба маршевым шагом).

II этап. Продолжение развития общей моторики, подвижности стоп ног и кистей рук, начало развития подвижности пальцев рук и ног (сжимать и разжимать пальцы рук в кулак, движение кулачками, постукивание ребром ладони по поверхности стола).

III этап. Развитие подвижности пальцев (развитие указательного и большого пальцев рук, выполнение разнообразных «притопов», «дробей»).

IV этап. Дальнейшее развитие подвижности пальцев (выполнение движений «пальчики здороваются», «пальчики кланяются», а так же движений предыдущих этапов).

V этап. Дальнейшее развитие подвижности пальцев рук указательного, среднего и мизинца).

VI этап. Совершенствование мелких движений рук (выполнение движений всеми пальцамирук и каждым в отдельности: соединение и разъединение пальцев, «построение» разнообразных фигур).

Прежде, чем приступить к выполнению упражнений,нужно учесть четыре принципа проведения заданий:

Принцип деятельности.

Следует неоднократно показать ребенку, как выполнять упражнения, чтобы он научился понимать и запоминать.

Принцип дробления.

Объем внимания у детей ограничен. Поэтому необходимо ставить перед ребенком, только одну задачу. Если задача будет для него непосильной, то она может отбить желание заниматься.

Принцип нагрузки.

Необходимо получать максимальный тренировочный эффект, с помощью предельной для данного уровня развития ребенка нагрузки.

Принцип целостности.

Этот принцип обратный принципу дробления. Сочетание текста и выполнение разных упражнений позволит добиться максимального тренировочного эффекта.

Сначала необходимо показать ребенку упражнение и объяснить. Как его делать, потом читается текст упражнения вслух. Пусть дети слушают. Запоминают и выполняют соответствующие движения. Если в тексте встречаются слова и выражения, непонятные детям, надо объяснить их по ходу игры. А уже после этого предложить ребенку выполнить движения без вашего участия. Затем текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями.

«Не замечайте», если ребенок поначалу делает что-то не правильно, обращайте внимание на то, что у него получается.

Никогда не принуждайте ребенка к игре.

Варианты пальчиковых игр, выполняемых в комплексе с общеразвивающими упражнениями, могут проводиться (с музыкальным сопровождением и без него) на праздниках, на физкультурных занятиях, на прогулках и дома, во время проведения зарядок и физкультминуток.

Чем же нужно заниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?

• Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки.

• Зашнуровывать, расшнуровывать ботинки, туфли.

• Закручивать шурупы, гайки, крышки.

• Завязывать и развязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.

• Наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец в колечко, спираль (под контролем взрослых).

• Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.

• Запускать пальцами мелкие волчки.

• Разминать пальцами пластилин, глину.

• Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

• Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок - бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул - закрылся, спрятался).

• Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать, и, в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.

• Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводится сначала правой, а потом левой рукой.

• Показать отдельно только один палец - указательный, затем два (указательный и средний, далее три, четыре, пять.

• Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.

• Махать в воздухе только пальцами.

• Кистями рук делать «фонарики». Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

• Собирать пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе - разбежались).

• Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.

• Складывание матрешек.

• Рисование в воздухе.

• Игры с песком, водой

• Мять руками поролоновые шарики, губку.

• Шить, вязать на спицах, резать ножницами.

Литература:

1. «Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать». С. Е Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Щербинина, Н. Л. Топоркова. И. «Академия - развития», Ярославль, 2002.

2. «Игры и забавы по развитию мелкой моторики у детей». О. Н. Громова, Т. А. Прокопенко. Издательство «Гном-и Д». Москва. 2002.

Публикации по теме:

«Уроки здоровья» для детей с нарушениями речи. Занятия по конструированию и ручному труду  Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. B.М. Бехтерев Основной задачей дошкольного образования является.

Тактильные панелиТактильные панели Использование нестандартного пособия направленного на развитие тактильных ощущений, мелкой моторики и координации движений пальцев рук Босенко.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Экология
Автор публикации:
Использование пальчиковой гимнастики в работе с дошкольниками
Опубликовано: 17 апреля 2014 в 18:47
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Всемирный День попугаев

Птицам дивной красоты, экзотическим попугаям посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям об этих пернатых и заняться с детьми...

10 мая. День вежливости на МААМ

Воспитывать правильную культуру общения – одна из важнейших задач педагогов и родителей. Вежливость, деликатность, воспитанность и коммуникабельность украшают человека, делают его привлекательным для...


Горячие темочки