Папки-передвижки

Консультация «Как научить детей пересказывать»

Ирина Васильевна Галактионова
Консультация «Как научить детей пересказывать»

«Как научить детей пересказывать?»

Пересказ текста является важным умением, которое в первую очередь показывает насколько хорошо, ребенок может формулировать, анализировать понимать услышанное произведение, а также – насколько у него развита речь. Ребенка нужно учить пересказывать услышанное произведение, поначалу нужно отбирать легкие для восприятия и интересные для ребенка тексты – это будет залогом успеха. Тексты должны учить ребенка чему-то хорошему и полезному. Произведения нужно подбирать еще и такие, чтобы ребенок не только мог их пересказать, а и выразил свое мнение и понимание, что очень полезно для его развития в целом. Персонажи, о которых ребенок будет рассказывать, должны иметь ярко выраженные характеры, а последовательность действий, о которых рассказывается в тексте, должна быть понятной детскому восприятию.

Публикация «Консультация „Как научить детей пересказывать“» размещена в разделах

Пересказ текста является творческим процессом, но при всем этом его особенностью является то, что повествование должно передавать замысел сюжета, без его изменения, передавая при этом и стиль текста. Поэтому в пересказе ни в коем случае нельзя допускать различных слов, выражений и оборотов, которые не присущи данному жанру, в котором создан «оригинал» текста. Прежде чем приступать к пересказу, нужно хорошо обдумать характер произведения и сделать детальный анализ.

Пересказ сказки

Главным правилом для пересказа народной сказки является неторопливость в событиях. Использовать разговорный язык можно в бытовых сказках и сказках о животных. Преимуществом пересказа сказок является то, что такие произведения зачастую строятся на диалоге и прямой речи главных героев, и поэтому ребенок может очень хорошо раскрыть и передать смысл сказки и характеры ее героев. Ну а если речь идет о волшебной сказке, то не обойтись без таинственности, романтизма и, конечно же, некоей загадочности.

Логичным завершением любой сказки является заключение, без него невозможно построить пересказ. Концовка должна быть такой, чтобы в непосредственной форме возвратить слушателя к обычной жизни повседневности из сказочного мира.

Пересказ литературных произведений

[/i]

Огромное влияние на развитие речи дошкольников имеет пересказ различных литературных произведений, ведь таким образом ребенка можно научить хорошо владеть родным языком, запоминать определенные слова и развивать собственную мысль и воображение. Ведь рассказы этой категории являются творческими, что дает возможность ребенку проявить тот опыт, который он уже имеет, и от него плавно перейти к смыслу самого текста. Такие рассказы очень положительно влияют на формирование и развитие связной речи малыша, и поэтому следует предлагать ребенку больше пересказывать различных историй, произведений, чтобы развивать его умение говорить.

Особенностью восприятия детей дошкольного возраста является то, что они могут без проблем осваивать построение выражений и фраз, но у них еще нет умения формировать связь в словосочетаниях и частях рассказа. Именно по этой простой причине дети дошкольного возраста не могут установить нормальную связь и смысл между некоторыми фразами своего рассказа, и зачастую переходят от одной мысли к другой, не закончив при этом предыдущую часть рассказа и его содержание. Задача родителей – научить ребенка правильно излагать свои мысли и быть последовательным, поэтому написание ребенком пересказа является очень важным и полезным занятием. Те дети, с которыми родители занимаются пересказом различного жанра произведений, довольно хорошо умеют разговаривать, излагать свои мысли, выделяя из них главную, хорошо умеют отвечать на различные вопросы, запоминают образные слова и совершенствуют свое умение говорить на родном языке, или том на котором учатся пересказывать. Именно за счет такого развития эта категория детей – это творческие личности, которые зачастую используют в своих рассказах опыт, полученный ими в жизни. Понимая все эти положительные качества рассказов, которые влияют не только на развитие речи ребенка, но и на его всецелое развитие, родителям следует больше времени уделять такому творческому заданию как рассказ.

Как правильно подобрать произведение для пересказа

Подбор произведения, которое можно предложить ребенку для пересказа, является важным и ответственным заданием для родителей. Главными требованиями, которые выдвигаются к произведениям, являются его смысловая направленность, лаконичность, понятливость, четкость, последовательность и интерес, который данный текст может вызвать у ребенка. Также нужно обязательно выбирать такие произведения, которые не имеют большого объема и доступны для понимания ребенком, – это могут быть коротенькие и несложные народные сказки. А уже со временем, когда ребенок хорошо освоит предлагаемые материалы для рассказа, можно будет постепенно усложнять ему задание и предлагать более сложный материал и увеличивать при этом его объем.

Но подбор текста для пересказа - это еще не все. Чтобы ребенок хорошо понял произведение и смог нормально его пересказать, родители или воспитатели должны еще и внятно прочитать текст. А чтобы облегчить задание малышу, после того как произведение прочитано следует обсудить с ребенком его смысл, главные мысли и содержание. В такого рода беседе главными должны оставаться вопросы родителя, кроме этого беседа должна быть интересной ребенку, чтобы не ослабить интересу к самому пересказу.

Специалисты утверждают, что рассказы в жизни дошкольников играют очень важную роль, так как дают возможность реализоваться ребенку через крепкое воздействие выбранного литературно-художественного материала на его сущность и личность, которые в свою очередь усиливают речевое развитие малыша.

Модель сказки – опора для пересказа и основа для сочинения

новых сказок в развитии речи

[/b]

Формирование связной монологической речи у дошкольников является важной задачей. В монологической речи детей могут наблюдаться пропуски смысловых звеньев, нарушение логической последовательности, длительные паузы, большое число ошибок в построении предложений.

Необходимо использовать способы, облегчающие процесс становления связной речи, прежде всего наглядность. Например: рассматривание картин, иллюстраций, схем способствует стремлению детей называть характерные признаки представленных на них объектов, рассказывать о них; при этом очень важно, чтобы все элементы на схеме были расположены в нужной для развёрнутого высказывания последовательности.

Схемы помогают детям при пересказе, где совершенствуется структура речи, её выразительность, произношение, углубляется умение строить предложения и текст в целом.

Но не к любому художественному произведению можно составить схему или панно. Необходимо, чтобы в тексте присутствовали повторяющиеся сюжетные моменты, чтобы события развивались в логической последовательности, чтобы обязательно был центральный герой, вступающий во взаимодействие с несколькими по очереди появляющимися персонажами.

При пересказе сказки «Красная шапочка» в ряд можно выставить схемы-картинки с изображением Красной шапочки, леса, волка, бабушки, лесорубов. Так перед детьми появляется наглядный план пересказа.

Можно предложить детям различные варианты продолжения сказки. Вместо схемы, где изображён волк, поставить карточку-схему зайца или лисы и предложить детям придумать новую сказку, в которой рассказывалось бы о том, что произошло с Красной шапочкой, если бы она вместо волка встретила лису, зайца или кого-либо другого. Так мы будем развивать мыслительную деятельность ребёнка, его фантазию, творчество, речь. Можно предложить детям самим придумать окончание сказки и самим нарисовать к ним схемы.

Схемы-рисунки можно использовать не только при обучении пересказу или составлении новых сказок, но и при автоматизации звуков в связных текстах, заучивании стихотворений. Текст, необходимый для автоматизации тех или иных звуков, запоминается легко, если его последовательность наглядно представляется ребёнку или схему текста он зарисовывает сам. Тогда основное внимание он может концентрировать на правильном произношении трудных для него звуков. Процесс заучивания стихотворений упрощается, если дети сами рисуют их схемы.

Рисунки-схемы направлены на развитие внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения и, конечно, речи. Такие игры, как «Запишем сказку», «Говорящие рисунки», Волшебный лес», помогают ребёнку овладеть всеми перечисленными качествами, но особая роль принадлежит при этом речи связной, последовательной, логической.

В игре «Запишем сказку» детям предлагается послушать небольшую сказку. Чтобы ребёнку легче было пересказать, ему предлагается её записать с помощью картинок. Для этого берётся лист бумаги и карандаш. Вместе с ребёнком вспоминаем начало сказки, например о девочке, которая вышла из дома, и схематично её рисуем около домика - это начало сказки. Затем спросить, что было дальше и записать в виде схемы. Аналогично следует изобразить остальные эпизоды сказки или рассказа. А теперь ребёнок, пользуясь записью, пусть попробует пересказать услышанное. Предложите ребёнку самому придумать конец сказки и «записать» её в виде схемы.

В игре «Волшебный лес» (игра на развитие воображения, фантазии, связной речи, мелкой моторики) детям даётся лист рассказать про него историю-сказку. Пусть каждый додумает изображение леса так, чтобы получилась картинка леса. Незаконченные фигурки можно превратить во что угодно: деревья, бабочки и т. д. Затем дети рассказывают историю-сказку про свой лес. Можно предложить ребёнку изобразить «Волшебное море», «Волшебную поляну», «Волшебный парк» и т. д.

В развитии связной речи большую помощь детям оказывают логопедические сказки-помощницы. Они оказывают большую роль в работе с детьми, испытывающими трудности в речевом развитии.

Сказки-помощницы облегчают решение таких задач, как формирование правильного звукопроизношения, совершенствование дикции, развитие фонематического восприятия и связной речи, обогащение словаря, предупреждение специфических ошибок при письме, развитие внимания, памяти, воображения и т. д.

Тексты для пересказа при исследовании связной речи

Умная галка

Л. Толстой

Хотела галка пить. Увидела кувшин с водой. А вода в нем на самом дне. Галка скакала, скакала - все без толку. Никак не смогла галка достать воду. Стала галка кидать камешки в кувшин. Кидала, кидала, и накидала столько, что вода поднялась, и галка смогла напиться. Вот какая умная галка!

Как медведь сам себя напугал

Н. Сладкова

Вошел медведь в лес. Хрустнула под тяжелой лапой веточка. Испугалась белка на елке — выронила из лапок шишку. Упала шишка — угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из-под кустов выпугнул. Та крик подняла на весь лес. Услышали лоси. Пошли лоси по лесу кусты ломать!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как детей научить отгадывать загадки» Загадка-это одна из форм устного народного творчества. В загадке описывается какой-либо предмет или явление, как правило, в стихотворной.

Консультация для родителей «Как научить детей читать?»Консультация для родителей «Как научить детей читать?» Доброе время суток, уважаемые коллеги! Приглашаю на свою консультацию для родителей по обучению чтению детей. Все родители хотят, чтобы.

Консультация для родителей «Как научить детей играть вместе»Консультация для родителей «Как научить детей играть вместе» Игра является универсальным помощником родителей. Наблюдая за играющим ребенком, можно многое узнать о его характере и при необходимости.

Консультация для родителей «Как научить малыша делиться?»Консультация для родителей «Как научить малыша делиться?» В процессе взросления каждый ребёнок проходит через череду кризисов. Первый кризис наступает в возрасте 2-3лет. Родители могут наблюдать.

Консультация для родителей «Как научить малыша одеваться»Консультация для родителей «Как научить малыша одеваться» Сложности с одеванием ребенка возникают, в каждой семье. Причины могут быть разными: от естественного неумения одеваться у малыша или.

Консультация для родителей «Как научить ребенка чистить зубы»Консультация для родителей «Как научить ребенка чистить зубы» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Сегодня представляю Вашему вниманию консультацию о том, как научить ребенка.

Консультация для воспитателей «Как научить детей здороваться» Как обычно начинается утро ребенка (маленького ребенка -2-4 лет? Не всегда он просыпается в настроении, родители торопятся на работу, ребенок.

Консультация «Как безболезненно научить детей соревноваться?»Консультация «Как безболезненно научить детей соревноваться?» Консультация может быть полезна для инструкторов и воспитателей. В младших группах, когда дети адаптировались в условиях детского сада и.

Консультация «Как научить детей прыгать на скакалке» Вам понадобится - веревочная или резиновая скакалка. Инструкция: 1. Обучать детей прыгать на скакалке можно начинать уже с 4 летнего возраста.

Рекомендации для родителей «Учите детей пересказывать» Одной из главных задач речевого развития дошкольников является задача развития связной речи. Большую роль в формировании связной речи играет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Как научить детей пересказывать»
Опубликовано: 18 ноября 2020 в 07:56
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД