Папки-передвижки

Консультация «Как научить малыша рисовать»

Екатерина Губина
Консультация «Как научить малыша рисовать»

Рисование для малышей от 1 года до 3 лет — это увлекательная игра, открытие новых красок мира, красоты линий и форм, цветовых пятен, экспериментирование. Чем раньше начнет ребенок рисовать — тем лучше. И дело тут не только в развитии мелкой моторики, а сколько в том большом влиянии, которое оказывает рисование на развитие ребенка в раннем детстве. И как замечательно, когда рисовать малыш учится дома рядом с мамой и вместе со старшими братьями и сестрами.

Публикация «Консультация „Как научить малыша рисовать“» размещена в разделах

Наша основная задача в обучении рисованию самых маленьких детей от детей 1 года до 3 лет - создать условия для зарождения рисования, поддержать желание ребенка рисовать, творить, исследовать. Самое главное в рисовании — это радость и удовольствие ребенка от процесса, а не «правильная работа на пятерку по выданному шаблону», которой можно похвалиться перед другими.

Когда мы рисуем с самыми маленькими, то можно и нужно объединять рисование с другими видами деятельности ребенка, которые вызывают у него эмоциональный отклик - игра на музыкальном инструменте (например, после рисования дождика можно сыграть мелодию дождика на металлофоне, пение, танцевальные движения под музыку, рассматривание картины, стихотворение, кукольный театр.

Рисование - это не просто баловство или приятное времяпрепровождения для малыша и взрослого.

Рисование — это самое настоящее развивающее действо для ребенка.

Рисование - это сенсорно-двигательные упражнения, развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации, т. е. природное, естественное развитие мозга ребенка в интересной для него деятельности.

Рисование — это и развитие познавательных способностей малыша, эффективный и при этом очень простой способ углубления и уточнения его представлений об окружающем мире.

В процессе рисования развиваются умения чувствовать цвет, ритм, красоту пятна, линию, происходить формирование у малыша чувства прекрасного.

Рисование учит соотносить речь с действием и в увлекательной и легкой для ребенка форме, развивает целенаправленность внимания, которой очень часто не хватает современным детям. Ведь ребенку в рисовании нужно завершить изображение, т. е. довести начатое дело до конца.

Рисование развивает воображение ребенка.

Рисование тесно связано и с развитием речи малышей, ведь в процессе изобразительной деятельности мы ведем беседу с ребенком, называем цвет, форму, размер, действия, побуждаем к речи.

КАК УЧИТЬ РЕБЕНКА РИСОВАТЬ.

Любой малыш от года до трех лет в ходе развития рисования проходит несколько этапов.

ПЕРВЫЙ ЭТАП. ЗНАКОМСТВО С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ - КАРАНДАШАМИ, КРАСКАМИ, МЕЛКАМИ, ТУШЬЮ И ДРУГИМИ.

На первом этапе рисования мы даем возможность малышу поэкспериментировать с красками или с карандашом, но при этом не даем заданий что-то изобразить. Однако, посмотрев на случайно получившийся рисунок ребенка, мы можем придать смысл тому, что у него вышло: «Ой, смотри, дым идет»! (говорим, показывая ребенку на каракули в виде кругов и штрихов). Или: «Это у тебя дождик идет кап-кап-кап-кап» (если малыш чертит карандашом сверху вниз)

ВТОРОЙ ЭТАП. МАЛЫШ ПОДРАЖАЕТ ВЗРОСЛОМУ В РИСОВАНИИ

Малыш в этом возрасте еще не может поставить себе задачу как взрослый (пример такой задачи для взрослого: «Буду рисовать зайчика»). Даже если ребенок 2 лет и поставит перед собой такую задачу («Хочу нарисовать снег», то он быстро ее потеряет и вместо на снега на рисунке получится то, что получится :).

Поэтому игровую задачу и задачу для рисования продумывает и ставит ребенку взрослый, он показывает, что и как можно нарисовать, передает малышу способы действий с изобразительными материалами.

На этом этапе чаще всего взрослый заранее готовит фон и придумывает тему для рисования, а малыш дорисовывает фрагменты на этом фоне.

ПРИМЕР 1: В рисовании на тему «Салют» взрослый рисует заранее во время сна ребенка (чтобы он не видел) ночной город, а потом предлагает ему готовый фон. После праздника и наблюдения салюта в небе взрослый предлагает малышу изобразить салют, и малыш тычком или пальчиком делает в небе «салют» — такой же, какой он видел на небе. Ниже представлена примерная схема — алгоритм такого рисунка.

ТРЕТИЙ ЭТАП. МАЛЫШ МОЖЕТ НАРИСОВАТЬ ОБРАЗ ПО СВОЕМУ ЗАМЫСЛУ ИЛИ ПО ПРОСЬБЕ ВЗРОСЛОГО ИЛИ ИГРУШКИ

На этом этапе мы обучаем малышей рисовать кругообразные линии, т. к. они самые сложные для маленького ребенка. Например, он уже может нарисовать зайку, мячик, снеговика. Этот этап приходит ближе к возрасту трех лет.

КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ РИСОВАНИЕМ МАЛЕНЬКОГО РЕБЕНКА?

Без интереса к рисованию не будет изобразительным умениям маленьких детей успешного решения задачи обучения.

Есть дети, которые сразу же начинают интересоваться красками и кистью, мелками и с удовольствием рисуют. А есть те малыши, которые просто очень боятся красок! Или никак не хотят рисовать, им гораздо интереснее рвать кисточкой лист бумаги.

Но важно понимать — любой из малышей от 1 года до 3 лет не будет с удовольствием выполнять обучающие задания по рисованию (нарисовать травку, дождик, клубочки -шарики и т. д., если он не понимает, зачем ему это нужно? Поэтому любое занятие по рисованию с малышом - это всегда игровое занятие.

Пример такого игрового сюжета: мы хотим нарисовать с ребенком морковки. Какой может быть сюжет? Кому могут понадобиться эти морковки? Один из вариантов — они могут понадобиться зайчику. Поэтому наш сюжет может развернуться так: к нам прибегает из леса зайка. Он расстроен. Он шел по лесу и потерял в лесу корзинку. А в ней были морковки. Нечего теперь ему домой зайчатам принести. Зайка просит ребенка ему помочь и нарисовать морковки для его зайчат, ведь ему так они нужны, чтобы прокормить свою большую семью!

Как правильно провести такую игру — рисование для игрушки с малышом? Здесь очень важны нюансы!

Правило 1. Как правильно ввести игрушку — персонаж в занятие по рисованию с ребенком.

НЕПРАВИЛЬНО: Вы берете игрушку и своим голосом говорите ребенку: «Посмотри, Машенька! Вот зайчик. Он просит тебя нарисовать морковки для зайчат. Он потерял морковки в лесу». Или Вы просто без игрушки говорите — «Давай поможем зайчатам и нарисуем им морковки». Большинство детей не примут игру и откажутся от нее в этом случае

ПРАВИЛЬНО: Вы берете игрушку, и игрушка сама за себя другим (не Вашим) голосом говорит: «Здравствуй, Машенька! Я пришел к тебе из леса. А ты тоже в лесу живешь? Нет? А где? А у нас в этом году в деревне беда — неурожай! Еды совсем нет! А нам так много еды надо чтобы прокормиться самим и зайчат наших накормить. Ты не могла бы нам морковки сделать — нарисовать?».

Правило 2. Полученный результат рисования обязательно должен быть «использован по назначению» тут же, чтобы ребенок убедился, что он не зря старался. То есть мы отдаем зайке морковки, он благодарит и очень рад, даже может и песню в благодарность нам спеть или сплясать. И зайка быстро уносит наши рисунки в лес. Этот момент- самый важный для ребенка, и его пропускать ни в коем случае нельзя.

Таких сюжетов для игровых занятий по рисованию с малышом можно придумать очень много! Творите, импровизируйте, используйте сюжеты из детских сказок, стихов, песенок, из нашей бытовой жизни. Подсказки и примерный перечень возможных сюжетов я дам ниже в описании рисования по возрастам детей.

Правило3. Бесполезно просто рассказывать ребенку историю без игрушки. Ребенку важно видеть этого конкретного зайца, которому он будет помогать, услышать, как он с ним разговаривает, убедиться, что ему действительно нужна помощь — в данном случае, ему нужны морковки :). И тогда он примет учебную задачу и будет с удовольствием помогать зайчику, рисуя. А в конце отдаст свои морковки зайцу и тот поблагодарит его и отнесет их в лес.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РИСОВАНИЮ С МАЛЫШАМИ ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ

Можно выделить условно несколько видов игровых занятий по рисованию с малышами раннего возраста.

ПЕРВЫЙ ВИД ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РИСОВАНИЮ

НАБЛЮДЕНИЕ РЕБЕНКА ЗА ТЕМ, КАК РИСУЕТ ВЗРОСЛЫЙ

Рисовать при ребенке можно что угодно и как угодно и любыми материалами. И беседовать с ним о том, что получается.

Примеры таких показов:

A) Чаще всего мы рисуем при ребенке такие предметы или сюжеты, в которых и он может поучаствовать, например, мы нарисуем лес, а малыш приемом «примакивание» кисточкой нарисует вслед за нами на снегу в лесу следы разных зверюшек. Или мы нарисуем полянку, небо, тучку. А ребенок нарисует капельки дождя, которые идут из тучки чтобы напоить цветочки на нашей лужайке.

Б) Взрослый может рисовать по заказу ребенка то, что он попросит. Не важно, что Вы не художник и «не умеете рисовать». Ребенок - это не «худсовет», ему важно совсем другое - радость творчества и общения! Если малыш попросит Вас нарисовать трактор — то рисуем трактор, называем его части, их размер, форму, цвет, зачем они нужны в этой машине.

B)Взрослый может рисовать по своему замыслу свою любимую картину и комментировать и обсуждать рисование с малышом.

Любое наблюдение малыша за рисованием взрослого обязательно проходит в общении взрослого и ребенка с комментированием взрослым всего, что он делает. Взрослый рассказывает малышу, что и как он рисует. Комментирование заранее не придумывается, это естественное общение с ребенком как с собеседником, идет от жизни, от интересов ребенка и мамы.

Например: Посмотри, сейчас я нарисую для тебя зайчика. Какого цвета будет наш зайчик — белый или серый (малыш выбирает). Хорошо, у нас с тобой будет белый зайчик — беленький как снежок! Возьму белую краску. Где у нас белая краска? Вот она, правильно (малыш дал баночку нужного цвета, обмакну в баночку свою кисточку. Посмотри внимательно — я обмакиваю кисточку не до конца, а до половины. Чтобы взять немного краски и чтобы она не размазывалась. Что же дальше нужно сделать — ты помнишь? (Вопрос задается только в том случае, если ребенок имеет опыт рисования и может ответить Вам. Если такого опыта нет, то взрослый сам всё объясняет). Сейчас мне надо отжать кисточку о край баночки. Чтобы лишняя краска стекла в баночку — вот так, кап-кап-кап-кап, потекла краска в баночку. Теперь всё готово! Вот голова зайчика. Голова круглая как мячик. Поглажу кисточкой головку и закрашу ее: вот так, вот так, вот так! (взрослый закрашивает контур головы). Белая головка получилась. Красивая! А ушки какие у зайки? Длиииинные, правильно. Вот одно ушко длиииинное — длиинное (взрослый ведет линию и одновременно с движением кисточки говорит «Длиииинное», а вот второе ушко, тоже длинное. А туловище у зайки какое — длинное или круглое (смотрим на игрушку) — круглое как шарик. Сейчас я туловище закрашу. Вот так — глажу зайку кисточкой. Сверху — вниз, сверху — вниз! Погладила зайку по животику. И он стал белый! Тебе нравится беленький животик у зайки? Вот какое туловище получилось. Ай - да зайка! А хвостик какой у зайки-длинный или короткий? Нет, короткий. На что похож? Хвостик как маленький мячик. Ай-да зайка, зайка -попрыгай-ка. Попрыгал наш зайка по лесу — топ-топ-топ. Хочешь попрыгать? Возьми кисточку и нарисуй — топ-топ-топ-топ. бежит зайка. Умничка! и т. д.

Если ребенок еще не говорит, то этот комментарий можно упростить и говорить более простыми короткими предложениями.

Например, Вы рисуете примакиванием следы на дорожке. Топ-топ-топ-топ, это матрешка пошла, гулять по дорожке. Или прыг-прыг-прыг-прыг, вот зайка по снегу пропрыгал. Или кап-кап-кап-кап - это идет дождик из тучки. «Вжжжжжжж» (рисуем длинную горизонтальную линию от одного края листа до другого) - это проехала машина. Можно нарисовать большие и маленькие следы и познакомить малыша с этими понятиями: большие следы - это мишка прошел по лесу топ-топ-топ-топ (говорим медленно, низким голосом, каждое «топ» — это одно примакивание кисточкой). Маленькие следы - топ-топ-топ-топ - это мышка побежала (говорим высоким голосом, один слог - это один «шаг мышки»).

Как правило, в первый раз малыш не будет участвовать, а будет просто наблюдать. Но если Вы захотите нарисовать еще зайчика («друга» предыдущего зайца, то малыш уже может выразить желание принять участие в рисовании. Обычно малыши, если им понравилось такое занятие, просят взрослого еще раз порисовать. Дайте ребенку эту возможность! И всегда можно нарисовать «друга» зайчику, его брата или просто еще одного зайку на лужайке в лесу.

Не нужно ждать, что ребенок всё нарисует сам, он просто присоединится к Вашему рисованию и дорисует несколько деталей.

ВТОРОЙ ВИД ИГРОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РИСОВАНИЮ С МАЛЫШАМИ.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ МАЛЫШЕЙ С ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ И ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С НИМИ, С ЦВЕТОМ, ФОРМОЙ, ЛИНИЕЙ

Рисование малышей начинается не с изображения мячика, птички, дорожки или какого-то другого объекта из его жизни. Оно начинается с экспериментирования ребенка с самим материалом - красками или карандашами - и познания свойств и качеств красок.

Рассмотрим, как же лучше познакомить малыша с новыми для него предметами — карандашом и красками, кистью.

Знакомим малыша с карандашом как новым предметом

Перед тем, как начать рисовать карандашом, малыш сначала знакомится и с карандашом как с предметом - он может его катать, пытаться сделать из карандашей лесенку или ставить их вертикально, специально ронять со стола и снова класть на стол и снова ронять, рвать карандашом бумагу, стучать карандашами как палочками друг о друга

Знакомим малыша с красками как с новым предметом.

Прежде чем что-то изобразить малышу важно познакомиться с красками как с необычным новым предметом — просто поводить пальчиком с краской по листу бумаги и познать, что, оказывается, краска оставляет на бумаге след! И следы эти могут быть разные - и точечки (ставим пальчик вертикально, и полосочки (ведем пальчик по бумаге вниз и получаем «дорожку», и даже загогулины самых причудливых форм!

Дайте возможность малышу смешивать разные краски, пробовать их наносить на гладкую и на шершавую бумагу и наблюдать отличия.

Конечно, такое знакомство пройдет у малыша не за один раз. Ему потребуется некоторое время и помощь взрослых, чтобы обследовать новый предмет со всех сторон.

Если ребенку не дали прожить этот период, то тогда возникает такая ситуация. Когда взрослый сразу же дает в руки малышу новый предмет и начинает объяснять приемы рисования и хочет научить чему-то ребенка, то малыш его не слушает, он поглощен новым предметом, тянется к краске, хочет попробовать ее на зуб, не слушается, капризничает. Ведь его исследовательские потребности не были удовлетворены. Когда же малыш уже знаком с данными предметом, то он с удовольствием начинает познавать, что оказывается, с его помощью вот что можно делать! И готов с Вами пробовать рисовать новыми для него способами.

ТРЕТИЙ ВИД ЗАНЯТИЙ ПО РИСОВАНИЮ С МАЛЫШАМИ. СВОБОДНОЕ РИСОВАНИЕ МАЛЫШЕЙ

Дети рисуют сами что хотят, как хотят и сколько хотят.

Наша задача - обеспечить им для этого творческую среду (например, закрыть стол клеенкой или постелить на полу пленку, дать краски, карандаши, мелки. И после рисования вместе с ребенком и с его посильной помощью навести порядок и всё убрать на место.

Нужно учесть, что «среднестатистический» малыш в возрасте с 1 года до 3 лет обычно начинает уставать после 10-15 минут любого занятия в сидячей позе, в том числе и рисования. Поэтому если Вы увидите признаки утомления, то можно переключить малыша на что-то другое (пойти на прогулку, почитать книжку, поиграть в подвижную игру с игрушками по мотивам его рисунка).

ЧЕТВЕРТЫЙ ВИД ЗАНЯТИЙ ПО РИСОВАНИЮ С МАЛЫШАМИ

Освоение приемов рисования вместе с взрослым через игровые ситуации.

Малыш рисует что-то конкретное вместе с взрослым. Взрослый помогает и направляет, задает игровой сюжет, показывает ребенку приемы рисования, правильный захват пальчиками кисточки и карандаша и т. д.

Если первые три вида игровых занятий с ребенком дома по рисованию можно проводить уже на втором году жизни малыша, то четвертый вид мы начинаем использовать уже после возраста 2 года на третьем году жизни ребенка.

ОСНОВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ПРИЕМЫ РИСОВАНИЯ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РИСОВАНИЯ С МАЛЫШАМИ 1 — 2 ЛЕТ

Для рисования с малышами раннего возраста можно использовать разные материалы:

•кисточки и краски (гуашь, акварель, глазурь для украшения печенья с пищевыми красителями или натуральными красителями из ягод,

•яркие мягкие цветные карандаши,

•мелки (восковые и обычные,

•фломастеры (и фломастеры для бумаги, и для фломастеры для ткани,

•пальчиковые краски,

•кусочки губки (можно вырезать их разных размеров и форм,

•кусочки ваты (ватные шарики, ватные палочки) как штампы — печатки для узора из круглых форм,

•щеточки («тыкаем щеточку тычком» и получаем интересную фактуру, похожую на одуванчик или пух или шерстку животных,

•штампики для детей — печатки (готовые наборы печатей для детей со штемпельными красками,

•в последние годы в рисовании с малышами стали использовать и гелевые ручки, акварельные карандаши, цветные шариковые ручки, цветную тушь.

Также Вам понадобятся:

•Палитра для смешения цветов,

•Место для рисования. Прежде всего, это клеенка чтобы ей накрыть стол и не волноваться за безопасность Вашей мебели во время рисования малыша (если мебель не позволяет ее отмывать). Если Вы волнуетесь за чистоту пола, то не нужно запрещать рисование и лепку. Просто выделите для рисования место, где нет ковра или дивана рядом или других предметов, требующих деликатного к себе отношения, а пол и стол закройте пленкой. Главное - чтобы и Вы, и малыш были радостны и спокойны во время рисования, и чтобы Ваше творчество не было омрачено досадными помехами в виде пятен на светлом диване.

•Детский непромокаемый фартук и нарукавники (если у ребенка одежда с длинными рукавами) чтобы не испачкать одежду ребенка во время его «красочных экспериментов», Баночка для воды (удобнее всего баночка - непроливашка, которая продается в магазинах канцелярских товаров). Можно использовать и любую устойчивую широкую посуду. Не следует давать узкую посуду, т. к. ребенок будет разбрызгивать воду из нее.

Салфетка мокрая и сухая для вытирания рук ребенка в процессе его рисования и экспериментирования с красками. Она должна лежать всегда под рукой прямо на столе.

На чем можно рисовать с ребенком 1 -2 лет:

Рисовать с малышами можно на:

•обычной бумаге для рисования,

•на ткани,

•на картоне,

•на фанере,

•на деревянной дощечке.

Можно брать и большой лист ватмана (или полуватмана) и на нем с несколькими детишками делать коллективную работу. Причем в коллективной работе один малыш может делать печатки губкой, другой рисовать карандашом, а третий - краской. Такая картинка самая простая - солнышко, травка, цветочки, дождик и т. д. Картинку детей взрослый дорисовывает, чтобы она получилась более интересной и узнаваемой для, них. Например, к фону можно пририсовать героев – зайку, ежика и других.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воспитание и развитие детей раннего возраста. / Под ред. Г. М. Ляминой. – М., 1981.

2 Григорьева Г. Г. и др. Кроха: Пособие по воспитанию и обучению и развитию детей до 3-х лет. М., 2000.

3. Комарова Т. С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? – ж-л «Дошкольное воспитание». – с. 80., № 2, 2005.

4. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М., 2006.

5. Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста. Авт. – сост. Е. В. Полозова. Учебно – методическое пособие для воспитателей и

Публикации по теме:

Консультация «Учите детей рисовать» Возраст от трех до пяти лет – время активного освоения детьми окружающего мира, развивается интеллект, речь ребенка, он осваивает правила,.

Как научить ребенка дошкольного возраста рисовать человека «Как научить ребенка рисовать человека?» Подготовила воспитатель Забурненко Л. А. Дети старшего дошкольного возраста по-разному рисуют человека.

Консультация «Как научить ребенка рисовать» Ежедневно ребенок открывает для себя новое в окружающем его мире. Этим открытием он стремится поделиться с близкими. Все, что увидел, что.

Консультация для родителей «Математика для малыша» Консультация на тему МАТЕМАТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ. С самого рождения ребенок может видеть, улавливать звуки, но его необходимо систематически.

Консультация для родителей «Как научить малыша одеваться»Консультация для родителей «Как научить малыша одеваться» Сложности с одеванием ребенка возникают, в каждой семье. Причины могут быть разными: от естественного неумения одеваться у малыша или.

Консультация для родителей «Как научить малыша подпевать?» Пойте чаще, старайтесь не пропускать ни одного дня. Разучивайте песни «с голоса». Чередуйте пение с аккомпанементом и пение без музыкального.

Консультация для родителей «Как научить ребенка рисовать» Бесспорно, изобразительную деятельность дети дошкольного возраста считают самой интересной. Только разрисовав себя фломастерами или испачкав.

Консультация для родителей «Рисовать — это интересно»Консультация для родителей «Рисовать — это интересно» Консультация для родителей Тема: «Рисовать – это интересно» Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности:.

Консультация для родителей «Учим детей рисовать» Бесспорно, изобразительную деятельность дети дошкольного возраста считают самой интересной. Только разрисовав себя фломастерами или испачкав.

Консультация для родителей «Зачем ребенку рисовать?»Консультация для родителей «Зачем ребенку рисовать?» Наверняка, многие родители задаются вопросом: нужно ли ребенку рисовать и стоит ли на этом увлечении заострять внимание. Давайте попробуем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Как научить малыша рисовать»
Опубликовано: 12 ноября 2019 в 10:06
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД