Получи документы

Консультация «Методические аспекты в изучении формирования глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»

Елена Серкова
Консультация «Методические аспекты в изучении формирования глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы

В дошкольном возрасте особое значение придается практической деятельности детей, так как с помощью этой деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении.

В работах многих отечественных педагогов Е. Л. Панько (21, А. П. Усовой (29) и др. говорится, что детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития, и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Публикация «Консультация „Методические аспекты в изучении формирования глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР“» размещена в разделах

В педагогике Е. И. Перовский и Д. О. Лордкипанидзе выделяют практические методы обучения, т. е. практические действия, ориентированные на получение знаний, выработку умений и навыков (35).

Практические методы обучения используются при организации продуктивных деятельностей – конструирования, изобразительной деятельности, труда в природе. Данные виды деятельности отличаются от других тем, что, занимаясь ими, дети не просто наблюдают и слушают, а преобразуют предметы, получая в результате реальный продукт (постройку, рисунок, выращенные растения). Возводя постройку из строительных деталей, выполняя трудовые действия по уходу за растениями, дети более глубоко познают новые свойства предметов и явлений, на практике убеждаются, например, в том, что прочность постройки зависит от расположения деталей, состояние растения зависит от ухода за ним и т. д. Способы деятельности детей (которые выступают как важнейший момент любого метода обучения) носят практический характер, что и позволяет определить эти методы как практические.

Важной стороной практических методов обучения является разработка системы последовательно усложняющихся практических заданий. Эта система характеризуется тем, что в ней постепенно возрастают требования к умениям детей осуществлять обследование образца (или анализа заданных условий, планировать последовательность выполнения действия, контролировать получаемые результаты.

Ведущими практическими методами обучения являются упражнение, элементарные опыты, экспериментирование и моделирование (35).

И. Н. Пимкина утверждает, что игры-эксперименты на логопедических занятиях используются для повышения эффективности коррекционной работы. Через игры-эксперименты на логопедических занятиях реализуются следующие задачи: расширение и углубление информации об окружающем мире, формирование на этой основе системы представлений; развитие у детей мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения; развитие речи детей, обучение их вопросительной форме речевого взаимодействия; формирование потребности в организации познавательного общения со взрослым; развитие абстрактного и логического мышления детей.

Автор приводит примеры игр, используемых на логопедических занятиях в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Прежде всего, как отмечает автор, необходимо связать деятельность детей с изучаемой лексической темой, так как благодаря этому идет закрепление лексико-грамматических средств языка, развивается связная речь, логическое мышление, а также дети учатся ставить вопрос, анализировать, найти правильный ответ и сделать вывод. Для формирования глагольного словаря предлагаются следующие игры.

«Сколькими способами может передвигаться человек?»

• человек живой или неживой?

• по каким признакам можно узнать, что он живой?

Задание: Придумать разные способы передвижения и добраться до кегли.

Выявляем, кто больше придумал способов передвижения, делаются выводы о том, что человек может использовать огромное количество разных способов передвижения.

Примерные варианты: допрыгать на одной (двух) ногах, пройти, проползти на животе, спине, на четвереньках, протанцевать, перекатиться и т. д.

«Сколькими способами можно есть хлеб?»

Вопрос: какой бывает хлеб (белый, черный, сладкий, кислый, свежий, вкусный и т. д.). Обсудить разные способы, как можно есть хлеб.

Примерные варианты: отрезать, отломить, откусить, отщипнуть, взять губами, покормить кого-то. Подводятся итоги, выявляется, кто больше назвал способов, как можно есть хлеб (22).

Л. Н. Бушкова представила конспект занятия, в котором отметила этапы постановки проблемной ситуации и проведения эксперимента. Благодаря опытно-практической деятельности детей, происходило обогащений словаря глаголов. Ниже представлен фрагмент занятия.

Логопед рассказывает историю, которая произошла с галкой.

Проблемная ситуация.

Могла галка достать воду? Почему?

Что же делать? Как помочь галке?

Назови предметы, которые лежат около бутылочки (камешки, трубочка для сока, ложечка). Какие предметы может использовать галка, чтобы достать воду?

Проведение эксперимента.

Как галка может использовать камешки?

Стала галка кидать камешки в бутылочку. Чем галка кидала камешки?

Сложи пальчики «клювом» и помоги галке. Бери по одному камешку, рассказывая, что делала галка. (Ребенок соединяет большой и указательный пальцы, действует поочередно правой и левой рукой, произнося слово «кидала»

- Посмотри, что случилось с водой в бутылочке?

Почему вода поднялась? Сколько камешков накидала галка?

Смогла галка напиться? (3)

По мнению О. Шипитько, использование игр с песком, особенно в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи, является очень эффективным средством в образовательной и коррекционно-развивающей работе с детьми. Автор использует игровые упражнения с песком в индивидуальной логопедической работе с детьми, а также как элемент подгруппового занятия, в процессе которых решаются очень многие задачи. Для словарной работы, и в частности для развития глагольной лексики, автор предлагает следующие задания:

«Кто больше назовёт?». Ребенок подбирает прилагательные (слова признаки, глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку.

«Слова-родственники». Ребенок подбирает однокоренные слова к прилагательным, глаголам и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку (41).

Т. В. Зуева считает, что особенно эффективно применение игр экспериментов для развития лексико-грамматического строя. В процессе игр экспериментов происходит накопление активного и пассивного словаря. В активный словарь вводятся глаголы : шуршит, гремит, шипит, звенит и другие, а также однокоренные глаголы с разными приставками, наречия: громко, тихо, холодно, тепло, быстро, медленно и др. Для развития глагольного словаря автор предлагает следующие игры-эксперименты:

эксперименты со звучащими кубиками: найди кубики, звучащие одинаково. Одни кубики стучат, другие шуршат, третьи звенят. Один кубик стучащий, другой звенящий, третий шуршащий. Одни звучат громче, другие тише. Играя с такими кубиками, ребенок усваивает глаголы в формах единственного и множественного числа, действительные причастия настоящего времени;

игры-эксперименты со светом. Для них нужен электрический фонарик, разноцветные прозрачные предметы, зеркала. С помощью пускаемых солнечных зайчиков ребенка учится употреблять предложно-падежные конструкции, согласованию прилагательных с существительными, ребенок усваивает также и приставочные глаголы : солнечный зайчик к Машиной кукле подбежал, от Машиной куклы убежал, между красным мячиком и синим кубиком пробежал и так далее (12).

Е. Н. Фоминых в журнале «Логопед» представила статью об организации экспериментальной деятельности детей на логопедических занятиях в ДОУ, в которой рекомендует для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ использовать экспериментальную деятельность детей.

В своей работе автор использует следующие виды работ:

1) конструирование букв. На столах – палочки, ниточки, пуговицы, карандаши. Детям предлагается выложить различные буквы. Они должны сами выбрать материал, наиболее удобный для выкладывания этих букв;

2) реконструкция букв. Как из одной буквы получить другие?

(Передвинуть палочку или добавить и т. д.) (34);

3) игра «Слово рассыпалось» (анаграмма). На доске слово с измененным порядком букв (при этом может получиться не одно слово, а несколько, например, сосна – насос, терка – актер);

4) подбор слов к заданной звуковой модели. На доске схема из цветных фишек, обозначающих звуки. Дети должны подобрать как можно больше слов (мысленно «подгонять» слова к схеме);

5) подбор слов к данной рифме;

6) разгадывание ребусов;

7) образование новых слов из букв данного слова. Например: трамвай – трава, рама, март и т. д. ;

8) придумывание слов на определенный слог;

9) подбор слов к слоговым схемам. Назвать слова, состоящие из одного слога, двух-трех слогов – с ударением на первом, втором, третьем слоге и т. д. ;

10) составление слова с использованием начальных звуков или по конечному звуку других слов (34);

11) замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова (метаграмма);

12) работа с изографами. На картинках слова написаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь;

13) составление предложений по графическим схемам (игра «Телеграф»);

14) перестановка слов с целью получения нужной фразы;

15) соединение частей разорванных предложений. Например, «Идёт моросящий. Дождь жалобно мяукает. Мурка».

16) составление рассказа из двух текстов, прочитанных вперемешку;

17) составление связного рассказа из обрывочных фраз, словосочетаний;

18) чтение текста с конца, чтобы осознать неудобство такого прочтения;

19) отгадывание кроссвордов (слова на определенную букву, тематические и др.) (34).

Таким образом, в процессе логопедической работы, включающей новые приемы и методы, создаются благоприятные условия для коррекции недостатков в речевом развитии, в личностной, познавательной, эмоционально-волевой сферах, а также в формировании глагольного словаря у дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи.

Публикации по теме:

Консультация «Игра и игрушка в жизни детей старшего дошкольного возраста» Сегодня мы поговорим с вами о современных игрушках. Многие из нас навсегда сохранили в своей памяти и в реальной жизни игрушки своего детства.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация для воспитателей «Основные аспекты арт-терапевтических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста» Уважаемые воспитатели, все упражнения по арт-терапии являются инструментом для изучения идей, чувств и событий, для развития межличностных.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Консультация «Польза ручного труда для развития детей старшего дошкольного возраста»Консультация «Польза ручного труда для развития детей старшего дошкольного возраста» "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают.

Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возрастаПособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет Цель: формирование.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Умеющий говорить, умеет мыслить. (аспекты речевого развития детей младшего дошкольного возраста) Младший дошкольный возраст – особый период в жизни каждого человека, отличающийся интенсивностью развития всех психических процессов, поэтому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Методические аспекты в изучении формирования глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»
Опубликовано: 27 декабря 2021 в 10:50
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Методические аспекты в изучении формирования глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Серкова (УИ 2499831) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД