Автор удален
Консультация «Оригами — способ работы руками под контролем сознания»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация на тему :
«Оригами – способ работы руками под контролем сознания»
Оригами - это искусство бумажной пластики, родившееся в Японии.
Несмотря на то, что сама бумага появилась в Китае, именно в Японии научи-
лись складывать из нее удивительные по своей красоте фигурки. Может
быть, свою роль здесь сыграло и то, что по-японски слова «бумага и «бог»
очень похожи.
Вначале оригами использовалось в храмовых обрядах. Например, ку-
Публикация «Консультация „Оригами — способ работы руками под контролем сознания“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Оригами для детей
- Оригами. Консультации для родителей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
сочки рыбы и овощей, предназначенные в дар богам, складывали в бумажные
коробочки санбо. Через некоторое время умение складывать фигурки из бу-
маги стало обязательной частью культуры японской аристократии. Умение
складывать из бумаги считалось у придворных одним из признаков хорошего
образования и изысканных манер. Это умение передавалось из поколения в
поколение. Некоторые знатные семьи даже использовали оригами как герб и
печать.
Начиная с конца XVI века оригами из церемониального искусства пре-
вращается в любимое развлечение японцев. Именно в этот период времени
появилось большинство классических фигурок.
Появление большого числа авторских работ связано с именем знамени-
того японского мастера Акиры Йошизавы. Именно он придумал своеобраз-
ную «азбуку» оригами, которая позволила записывать и передавать процесс
складывания фигурок.
В триумфальное шествие по всему миру оригами отправилось в начале
XX века, спустя века после своего рождения.
А собственно, для чего оно нужно это оригами? Что дает? Давайте по-
говорим об этом, дорогие родители.
Как быстро летит время. Незаметно вырастают наши дети. Развитие
ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление и радость. Кажется, совсем не-
давно малыш сделал первый шаг, сказал свое первое слово, удивил своим «я
сам», задал свой вопрос, от которого стало не по себе, так как ответить на
этот вопрос было невозможно на языке ребенка. А вот он уже весело скачет
по дорожке, делится впечатлениями, с удовольствием выполняет данные ему
поручения. Нас поражает быстрота его успехов: вчера он еще ничего не мог,
а сегодня уже со всем справляется. Постоянное движение ребенка вперед,
появление нового, переход от простейших реакций к более сложным и ос-
мысленным действиям, овладение речью, первые проявления самостоятель-
ности - это то, что характеризует развитие ребенка.
Много должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую
притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту жиз-
ни поможет оригами - искусство близкое ему и доступное. Доступность бу-
маги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они легко ов-
ладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такими как
сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами раз-
вивают у детей способность работать руками под контролем сознания.
Прежде всего, он учится общаться с бумагой, угадывать ее качества,
развивается мелкая моторика пальцев. Психологи считают, что это очень
важно для нормального формирования речи. Специалисты рекомендуют ма-
лышам, которые только учатся говорить, а также дошкольникам, как можно
чаще выполнять задания, связанные с работой пальцами - мастерить, шить,
играть на музыкальных инструментах. Оригами дает для этого огромный
простор - мелких движений не только много, они еще и разнообразны. Очень
важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки.
Ведь большинство из нас «однорукие» : мы почти все делаем правой рукой. И
это приводит к непропорциональному развитию левого полушария мозга, ко-
торое управляет правой рукой. А занятие оригами гармонизирует работу по-
лушарий мозга, потому что мы все делаем двумя руками. И это помогает раз-
витию творческих задатков у ребенка. Оригами имеет огромное значение в
развитие конструктивного мышления детей, их творческого воображения,
художественного вкуса. Оригами знакомит детей с основными геометриче-
скими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., происхо-
дит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря спе-
циальными терминами. Оригами активизирует мыслительные процессы. В
процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соединения
наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объясне-
ние приемов складывания) и перевод их значений в практическую деятель-
ность, т. е. самостоятельное выполнение действий. И, конечно, развивает
привычку сосредоточенно, кропотливо работать. Оригами способствует кон-
центрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изго-
товления, чтобы получить желаемый результат.
Можно соединить занятия оригами с игрой. Сложив из бумаги поделки
животных, дети могут рассказывать с их помощью знакомые сказки, сами
становятся сказочными героями, совершают путешествия в мир цветов и т. д.
И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное
искусство оригами.
А с какого возраста можно начинать заниматься оригами? Как показы-
вает опыт, начинать занятия можно даже совсем взрослому человеку. А са-
мые маленькие ученики были сначала примерно шести лет. Потом снизили
планку до пяти. Затем стало ясно, что некоторые задания прекрасно могут
выполнить и малыши трех-четырех лет. И даже одна девочка двух с полови-
ной лет участвовала недавно на празднике оригами.
Конечно, для таких маленьких приходится придумывать особые подхо-
ды. Аккуратно сложить по чертежам многогранник они, конечно, не смогут.
Можно, например» придумать игру с лужей: берете в руки листок голубой
бумаги и начинаете быстро загибать уголки разной, совершенно произволь-
ной величины, так что получается неровный овал. Такую лужу может сделать
любой малыш, и у каждого получится своя лужа. Затем сделать с ними голо-
вастиков - это тоже несложная фигурка. Головастик подрос, стал лягушонком
и пошел в школу - это совсем простой вариант. Из лягушонка потом выросла
фигурка посложнее - лягушка. И она прыгнула в лужу. Все вернулось на крути своя. Посмотрите, какой интересный путь прошли дети: сначала про-
стое, потом чуть посложнее, потом опять отступили на шажок назад.
Малышам нравится заниматься оригами еще и потому, что на каждом
занятии обязательно получается какая-нибудь фигурка, приложил усилие, на
первых порах не такое уж и большое - а из бумажного листа всегда по-
лучается что-то - хуже, лучше, не важно, зато свое. Сначала можно сделать
очень простые композиции: загнуть уголки, чтобы получились кружочки
разноцветной бумаги - это будут яблоки, огурцы, помидоры - и наклеить их
на лист бумаги, чтобы получился огород. Или «законсервировать» в банке,
сделанной из большого листа бумаги. На Рождество можно сделать елочную
лапу из зеленой бумаги и на ней колокольчик — получится подарок маме. А
потом мамы хранят эти подарки, а ребята им напоминают: а помнишь тот
праздник, когда я подарил тебе елочку, кораблик, лисенка? Получается, что
оригами еще незаметно воспитывает малышей, учит их быть внимательными
к своим близким, уметь делать подарки, хранить в памяти общие воспомина-
ния.
А ребята уже постарше (средняя группа детского сада) легко усваивают
такие понятия, как диагональ, деление угла пополам, базовая форма или мо-
дуль - обычно это называют заготовкой. Важно и то, что маленький ребенок
обычно перегружен впечатлениями, а оригами дает ему возможность выйти в
какой-то другой мир, где он может творить.
С самого начала нужно внимательно отнестись к организации работы
малыша, потому что первые кажущиеся непреодолимыми трудности могут
надолго охладить пыл ребенка и, что хуже всего, подорвать его уверенность
в себе. Скорее всего, без вашей помощи ребенку не обойтись, будьте рядом с
ним:
• он должен удобно сидеть за столом;
• можно использовать обычные тетрадные листочки, но лучше купить
набор цветной бумаги;
• объясните ребенку значение условных значков, если он сам еще плохо читает или ему трудно воспринимать чертежи;
• обратите внимание, что голова и туловище некоторых поделок складываются отдельно, после чего их можно склеить.
В международной литературе по оригами давно сложился определен-
ный набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему
складывания даже
самого сложного изделия.
Условные знаки играют роль своеобразных «нот», следуя которым
можно воспроизвести любую работу. Каждый оригамист должен знать эти
знаки и уметь пользоваться ими для записей. Помимо знаков, существует не-
большой набор приемов, которые встречаются достаточно часто. Обычно они
даются в книгах без комментариев. Считается, что любой новичок умеет вы-
полнять их на практике. Большая часть условных знаков была введена в
практику еще в середине XX века. В последние десятилетия к этим знакам
добавилось несколько новых. К введению любых дополнительных обозначе-
ний следует относиться очень осторожно, и уж, конечно, совсем не стоит
«изобретать велосипед» и пытаться записывать схемы складывания как-то
по-своему. Все обозначения в оригами можно разделить на линии, стрелки и
знаки.