Жаркова Галина
Консультация «Растим патриотов»
▼ Скачать + Заказать документы
Вопросы воспитания, обучения и развития личности в детском воз-расте остаются одной из главных проблем современного общества. Вся проблема кроется в том, что именно в наше время утрачена роль патрио-тического воспитания среди подрастающего поколения. Дети не знают ис-торию своей семьи, не знакомы с праздниками, у детей не сформированы чувства сострадания, милосердия, доброжелательности, уважения друг другу, общечеловеческие ценности, ответственности.
Публикация «Консультация „Растим патриотов“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
Ссылаясь на Федеральный закон Российской Федерации «Об обра-зовании», статья №3 «Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования», где приори-тетным является гуманистический принцип, включающий в себя общечело-веческие ценности, воспитание гражданственности, важно по-новому взглянуть на место и роль ребенка в формировании патриотического вос-питания. Для этого необходимо изменить подход к формированию лично-сти. Ведь человек, любящий свою Родину, не способен на предательство, безнравственность, преступление. Духовность, нравственность, патриотизм нельзя воспитать прямолинейными методами «в лоб», такие вещи воспи-тываются через творческие погружения в родную культуру, историю.
Патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в раз-ные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С. И. Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «… не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». В последнее время по-явился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство от-ветственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанно-сти к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к дру-гим людям. Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни человека, находящегося в рамках конкретной социокуль-турной среды. Ребенок с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой для формирования патрио-тизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своему наро-ду, своей земле, воспринимаемым в качестве естественной и привычной среды обитания. Это патриотическое воспитание в широком смысле сло-ва.
Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми дру-зьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к род-ному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирова-ние того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образо-вание – чувство любви к своему Отечеству. Поэтому педагог должен по-ставить перед собой следующие задачи:
1) Сформировать и детей активную гражданскую позицию;
2) Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважение к старшим;
3) Развивать познавательный интерес к истории своей страны, собы-тиям прошлого и настоящего;
4) Организовать совместную деятельность детей, объединить усилия родителей и педагогов в патриотическом воспитании дошкольни-ков.
Исходя из поставленных задач, работу лучше организовать в трех направлениях:
1. Направление: «Гражданин – патриот».
Способствует формированию гуманистического мировоззрения, спо-собного к осознанию собственных прав и прав других людей, способности к саморазвитию, умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.
Большая роль в этом направлении отводится совместной деятельности воспитателя с детьми, так как воспитание чувств - процесс, который невоз-можно уложить в жесткие рамки расписания образовательной деятельно-сти. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в резуль-тате и посредством которого формируется чувство любви к Родине. В сов-местной деятельности широко использую дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры с детьми. Провожу беседы о родном городе, городах России, рассматриваем тематические альбомы, иллюстрации, организую выставки, экскурсии.
2. Направление «Нравственность».
Способствует формированию нравственной культуры миропонима-ния, развитию желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях. Любовь, добро, дружба – эти простые слова на занятии по самопознанию обретают новый смысл, они становятся волшебными. Дети через игру, обсуждение прочитанного, ри-сунки постигают сложную науку жизни. На таких занятиях, как «Волшеб-ники добра», «Моя семья», «Природа родного края», «Радуга любви», «Ласковые слова», «Цветок познания» и других, царит атмосфера добро-желательности, взаимной заинтересованности, уважения к мнению каждо-го. Занятия по самопознанию – откровенный диалог детей с воспитателя-ми, когда через социально-ролевые игры исследуется мир человеческих взаимоотношений, развивается чувство сопереживания и милосердия. Очень важно раскрыть в ребенке его способности с малых лет, чтобы он нашел путь к себе, поверил в собственные силы, осознал радость жизни, творчества, созидания, чтобы уважал себя и других людей, жил в ладу со своей совестью, чтобы доброта и любовь шли от сердца к сердцу, создавая в мире ауру любви и милосердия.
3. Направление «Семья».
Способствует максимальному сближению интересов детей и родите-лей, организации и проведению совместного досуга, благоприятному вза-имодействию всех участников учебно-воспитательного процесса, поддер-жанию духовно-культурных ценностей и семейных традиций.
Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утрен-ники, массовые мероприятия. Это:
• Праздничный концерт ко Дню пожилого человека;
• День защитников Отечества;
• День Победы;
• День защиты детей;
• Семейные вечера «Защитники Родины», «Мой папа самый лучший», «Моя дружная семья».
Проводимая педагогами работа даст возможность формировать у детей:
- Чувство любви к своей Родине, ответственность за судьбу своего народа.
- Активная гражданская позиция.
-знания об истории и героическом подвиге советского народов годы Великой отечественной войны 1941-1945г.
На сегодняшний день у меня имеется определенный опыт, которым я систематически делюсь со своими коллегами. В рамках проводимой рабо-ты принимала участие в городском конкурсе «Растим патриота» в номи-нации «Лучшая методическая разработка мероприятия, посвященного По-беде советского народа в Великой Отечественной войне», а также участво-вала во Всероссийском конкурсе «Великая Победа: «Семейный фотоаль-бом» г. Москва и «ВОВ в истории моей семьи» г. Санкт-Петербург. Ин-формирование родителей проходит в виде создания памяток, буклетов, презентаций с целью привлечения родителей к активному участию в рабо-те проекта. А дети являются постоянными участниками и лауреатами го-родских и Всероссийских конкурсов. Воспитание моих ребят направлено на стратегические ориентиры президента Российской Федерации В. В. Путина, который подчеркнул, что формирование грамотной лично-сти, воспитание гражданина России – это воспитание ответственного чело-века, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенаци-ональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям лю-дей, которые живут рядом