Явкина Надежда
Консультация на тему «Развитие воображения личности дошкольника средствами театрального искусства»
▼ Скачать + Заказать документы
Воображение является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека на всех этапах его жизни (М. В. Ермолаева). Особенно значимым становится развитие воображения и творчества в дошкольном детстве, так как именно в этот период закладывается основы их развития (Л. С. Выгодский, Л. А. Венгер, Н. С. Лейтес).
Публикация «Консультация на тему „Развитие воображения личности дошкольника средствами театрального искусства“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Воображение складывается в процессе развития ребёнка, его деятельности и под влиянием условий жизни, обучения и воспитания, проходя становление от непроизвольного, пассивного, воссоздающего к произвольному, творчеству. К концу дошкольного возраста воображение нормально развивающихся детей приобретает продуктивный характер и определяется появлением и развитием у ребёнка внутренней позиции, которая дает ему возможность осмысливать и переосмысливать ситуацию, подготавливает к переходу на новую возрастную ступень, к новой учебной деятельности (Е. Е. Кравцова).
Период дошкольного детства имеет широкие возможности для развития творческого воображения детей в связи с формированием таких новообразований, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия, устанавливаются наиболее тесные связи фантазирования с речемыслительными процессами, начинает складываться новая функциональная система воображения (Л. С. Выгодский, В. В. Давыдов).
Для развития творческого воображения необходимо формирование его предпосылок- личный опыт, потребности, интересы, мотивы, образное видение действительности, комбинаторные способности, владение техникой воплощения продукта воображения во внешнюю форму, традиции, т. е. образцы творчества и окружающая среда (Н. А. Ветлугина, Л. С. Выгодский, О. М. Дьяченко).
Игра для ребёнка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их, построение их них новой деятельности, отвечающей запросам и влечениям самого ребёнка. Рассматривая театрализованную игру как творческую деятельность, в которой наглядно выступает комбинирующая деятельность воображения, Л. С. Выгодский подчеркивал, что ребёнок в игре из элементов, взятых из окружающей жизни, создает новое творческое построение, образ, принадлежащей ему самому.
Драматургия- это вид детского творчества, который проявляется в самых разнообразных видах – как сочинение, импровизирование коротких сценок, инсценирование готового литературного материала. Детей привлекает внутренняя эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. Безусловно, детское творчество в игре еще не совершенно, это только начальная форма той деятельности, из которой затем вырастает искусство (Л. С. Выгодский).
Появление у детей дошкольного возраста замысла означает переход к творческой деятельности. В раннем возрасте ребёнок идёт от действия к мысли, у дошкольника развивается способность идти от мысли к действию, воплощать свои замыслы. Появление замысла в театрализованной игре связано с развитием творческого воображения (Л. С. Выготский).
При создании драматического образа у ребёнка возникает необходимость самостоятельно комбинировать свои впечатления, создавать новые образы, использовать, преобразовывать прошлый опыт. Основываясь на предположениях Н. Н. Подъякова о значении для развития творческих процессов дошкольника проблемных ситуаций, детский театр предполагает расширение содержания воспринимаемой деятельности, умение «схватывать» целостное впечатление раньше детализированного анализа.
В ходе театрализованной игры зарождаются и разрушаются противоречия, которые обеспечили развитие воображения : между импульсивностью переживаний ребёнка, динамизмом и неустойчивостью его представлений и необходимостью выражать образы воображения в творческом продукте (М. В. Ермолаева).
За основу оценки воображения детей в театрализованных играх можно взять три группы показателей (Е. А. Медведева) : отношение к творчеству, наличие мотивационно- потребностного компонента и интереса к продуктивной деятельности; владение способами творческого действия и наличие структурных и комбинаторных компонентов воображения; качество детской продукции.
В качестве дополнительных показателей в оценке уровня развития творческого воображения может выступать использование разных видов опор (словесной, наглядной) и помощи взрослого (эмоциональный, невербальной, вербальной, организующей, направляющей и обучающей) при выполнении заданий.
Е. А. Медведева выделили пять моделей поведения в театрализованных играх :
1. Наличие творческого воображения. Наблюдается заинтересованность заданием, развитие целостного образного видения игровой ситуации, выражена целенаправленность воображения, владение способами творческого действия. Сформированы комбинаторные навыки, проявляется самостоятельность в поиске средств наилучшего решения задания и оригинальность во внешнем выражении образов воображения, выражена внутренняя позиция, позволяющая самостоятельно задавать предметные и ролевые отношения в целостном замысле театрализованных игр. Знаково- символическая функция проявляется в способности идентифицироваться, передавать образ достаточно выразительно, владея техникой импровизации при его воплощении.
2. Наличие особенностей, которые позволяют условно обозначить характер воображения как элементарно- творческий. Достаточный мотивационно- потребностный компонент творческой деятельности, способность детей входить в воображаемую условную ситуацию и передавать её целостность. Уровень развития комбинаторных механизмов воображения позволяет преобразовывать знакомый материал, внося отдельные элементы нового. Проявляется внутренняя позиция, которая позволяет при наличии незначительной словесной опоры создавать собственный замысел и реализовывать его в воображаемом игровом действии. Степень сформированности знаково – символической функции дает возможность ставить себя на позицию другого, представлять себя персонажем, при этом достаточно свободно, эмоционально выразительно использовать интонационно – пластические средства для внешнего воплощения образов воображения.
3. Преобладание репродуктивно – воссоздающего воображения. Интерес к творческой деятельности, адекватное восприятие сюжета как целостной ситуации. Недостаточное владение детьми техникой воплощения и игрового действия затрудняет внешнюю передачу образов воображения и проявление знаково – символической функции. При передаче знакомого сюжета и его композиции в театрализованной игре наблюдаютя отдельные «включения» собственных деталей, близких к содержанию воспринимаемого образа и сюжета. Дети справляются как с ролевым, так и с модельным иллюстрированием композиции готового сюжета. Уровень развития комбинаторных механизмов воображения позволяет проявлять самостоятельность в поиске отдельных средств выразительности образа.
4. Наличие собственно – репродуктивного воображения. Сниженный интерес к творческой деятельности, недостаточная сформированность образов – представлений, комбинаторные механизмы воображения не сформированы. Дети ограничиваются репродукцией опорного материала, испытывают трудности в самостоятельном поиске средств выразительности образов персонажей. Знаково – символическая функция сформирована недостаточно, воплощение образов персонажей схематично, поверхностно, эмоционально не выразительно. Создание предметной среды не активизирует проявление творческого воображения.
5. Фрагментально- репродуктивное воображение. Трудности репродукции целостной композиции заданного сюжета в театрализованных играх, отсутствие интереса к заданиям, связанным с проявлением творчества, бедность образной сферы, комбинаторные механизмы воображения не сформированы. Знаково – символическая функция, проявляющая в способности ставить себя на место персонажа, затруднена. Дети могут продемонстрировать репродукцию заданного сюжета, образа только с помощью взрослого, при его организующей роли.