Получи документы

Консультация на тему «Развитие воображения личности дошкольника средствами театрального искусства»

Явкина Надежда
Консультация на тему «Развитие воображения личности дошкольника средствами театрального искусства»

Воображение является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека на всех этапах его жизни (М. В. Ермолаева). Особенно значимым становится развитие воображения и творчества в дошкольном детстве, так как именно в этот период закладывается основы их развития (Л. С. Выгодский, Л. А. Венгер, Н. С. Лейтес).

Публикация «Консультация на тему „Развитие воображения личности дошкольника средствами театрального искусства“» размещена в разделах

Воображение складывается в процессе развития ребёнка, его деятельности и под влиянием условий жизни, обучения и воспитания, проходя становление от непроизвольного, пассивного, воссоздающего к произвольному, творчеству. К концу дошкольного возраста воображение нормально развивающихся детей приобретает продуктивный характер и определяется появлением и развитием у ребёнка внутренней позиции, которая дает ему возможность осмысливать и переосмысливать ситуацию, подготавливает к переходу на новую возрастную ступень, к новой учебной деятельности (Е. Е. Кравцова).

Период дошкольного детства имеет широкие возможности для развития творческого воображения детей в связи с формированием таких новообразований, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия, устанавливаются наиболее тесные связи фантазирования с речемыслительными процессами, начинает складываться новая функциональная система воображения (Л. С. Выгодский, В. В. Давыдов).

Для развития творческого воображения необходимо формирование его предпосылок- личный опыт, потребности, интересы, мотивы, образное видение действительности, комбинаторные способности, владение техникой воплощения продукта воображения во внешнюю форму, традиции, т. е. образцы творчества и окружающая среда (Н. А. Ветлугина, Л. С. Выгодский, О. М. Дьяченко).

Игра для ребёнка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их, построение их них новой деятельности, отвечающей запросам и влечениям самого ребёнка. Рассматривая театрализованную игру как творческую деятельность, в которой наглядно выступает комбинирующая деятельность воображения, Л. С. Выгодский подчеркивал, что ребёнок в игре из элементов, взятых из окружающей жизни, создает новое творческое построение, образ, принадлежащей ему самому.

Драматургия- это вид детского творчества, который проявляется в самых разнообразных видах – как сочинение, импровизирование коротких сценок, инсценирование готового литературного материала. Детей привлекает внутренняя эмоциональная насыщенность литературных сюжетов, конкретные активные действия персонажей. Безусловно, детское творчество в игре еще не совершенно, это только начальная форма той деятельности, из которой затем вырастает искусство (Л. С. Выгодский).

Появление у детей дошкольного возраста замысла означает переход к творческой деятельности. В раннем возрасте ребёнок идёт от действия к мысли, у дошкольника развивается способность идти от мысли к действию, воплощать свои замыслы. Появление замысла в театрализованной игре связано с развитием творческого воображения (Л. С. Выготский).

При создании драматического образа у ребёнка возникает необходимость самостоятельно комбинировать свои впечатления, создавать новые образы, использовать, преобразовывать прошлый опыт. Основываясь на предположениях Н. Н. Подъякова о значении для развития творческих процессов дошкольника проблемных ситуаций, детский театр предполагает расширение содержания воспринимаемой деятельности, умение «схватывать» целостное впечатление раньше детализированного анализа.

В ходе театрализованной игры зарождаются и разрушаются противоречия, которые обеспечили развитие воображения : между импульсивностью переживаний ребёнка, динамизмом и неустойчивостью его представлений и необходимостью выражать образы воображения в творческом продукте (М. В. Ермолаева).

За основу оценки воображения детей в театрализованных играх можно взять три группы показателей (Е. А. Медведева) : отношение к творчеству, наличие мотивационно- потребностного компонента и интереса к продуктивной деятельности; владение способами творческого действия и наличие структурных и комбинаторных компонентов воображения; качество детской продукции.

В качестве дополнительных показателей в оценке уровня развития творческого воображения может выступать использование разных видов опор (словесной, наглядной) и помощи взрослого (эмоциональный, невербальной, вербальной, организующей, направляющей и обучающей) при выполнении заданий.

Е. А. Медведева выделили пять моделей поведения в театрализованных играх :

1. Наличие творческого воображения. Наблюдается заинтересованность заданием, развитие целостного образного видения игровой ситуации, выражена целенаправленность воображения, владение способами творческого действия. Сформированы комбинаторные навыки, проявляется самостоятельность в поиске средств наилучшего решения задания и оригинальность во внешнем выражении образов воображения, выражена внутренняя позиция, позволяющая самостоятельно задавать предметные и ролевые отношения в целостном замысле театрализованных игр. Знаково- символическая функция проявляется в способности идентифицироваться, передавать образ достаточно выразительно, владея техникой импровизации при его воплощении.

2. Наличие особенностей, которые позволяют условно обозначить характер воображения как элементарно- творческий. Достаточный мотивационно- потребностный компонент творческой деятельности, способность детей входить в воображаемую условную ситуацию и передавать её целостность. Уровень развития комбинаторных механизмов воображения позволяет преобразовывать знакомый материал, внося отдельные элементы нового. Проявляется внутренняя позиция, которая позволяет при наличии незначительной словесной опоры создавать собственный замысел и реализовывать его в воображаемом игровом действии. Степень сформированности знаково – символической функции дает возможность ставить себя на позицию другого, представлять себя персонажем, при этом достаточно свободно, эмоционально выразительно использовать интонационно – пластические средства для внешнего воплощения образов воображения.

3. Преобладание репродуктивно – воссоздающего воображения. Интерес к творческой деятельности, адекватное восприятие сюжета как целостной ситуации. Недостаточное владение детьми техникой воплощения и игрового действия затрудняет внешнюю передачу образов воображения и проявление знаково – символической функции. При передаче знакомого сюжета и его композиции в театрализованной игре наблюдаютя отдельные «включения» собственных деталей, близких к содержанию воспринимаемого образа и сюжета. Дети справляются как с ролевым, так и с модельным иллюстрированием композиции готового сюжета. Уровень развития комбинаторных механизмов воображения позволяет проявлять самостоятельность в поиске отдельных средств выразительности образа.

4. Наличие собственно – репродуктивного воображения. Сниженный интерес к творческой деятельности, недостаточная сформированность образов – представлений, комбинаторные механизмы воображения не сформированы. Дети ограничиваются репродукцией опорного материала, испытывают трудности в самостоятельном поиске средств выразительности образов персонажей. Знаково – символическая функция сформирована недостаточно, воплощение образов персонажей схематично, поверхностно, эмоционально не выразительно. Создание предметной среды не активизирует проявление творческого воображения.

5. Фрагментально- репродуктивное воображение. Трудности репродукции целостной композиции заданного сюжета в театрализованных играх, отсутствие интереса к заданиям, связанным с проявлением творчества, бедность образной сферы, комбинаторные механизмы воображения не сформированы. Знаково – символическая функция, проявляющая в способности ставить себя на место персонажа, затруднена. Дети могут продемонстрировать репродукцию заданного сюжета, образа только с помощью взрослого, при его организующей роли.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Развитие логического мышления у дошкольников средствами логико-математических игр» Зачем ребенку логика? Дело в том, что в каждом возрасте создается определенный «этаж», на котором формируются психические функции организма.

Консультация для педагогов «Развитие геометрических представлений у дошкольников средствами геометрической мозаики»Консультация для педагогов «Развитие геометрических представлений у дошкольников средствами геометрической мозаики» В дошкольном возрасте игра имеет огромное значение в жизни маленького ребёнка. Потребность в игре у детей занимает значительное место и.

Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой»Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой» Традиционно литература используется в целях развития умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация на тему «Развитие воображения личности дошкольника средствами театрального искусства»
Опубликовано: 12 апреля 2024 в 20:44
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД