Папки-передвижки

Консультация «Сенсорное развитие детей 2–3 лет»

Татьяна Брагина
Консультация «Сенсорное развитие детей 2–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы

Что такое сенсорное развитие?

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе, развитие тактильных ощущений.

Это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств.

Публикация «Консультация „Сенсорное развитие детей 2–3 лет“» размещена в разделах

Значение сенсорного развития в раннем возрасте очень велико. Оно является основой для интеллектуального развития ребенка, развивает внимание, воображение, память, наблюдательность, влияет на расширение словарного запаса.

От того, насколько развиты сенсорные эталоны у ребёнка, будет зависеть его готовность к обучению в школе.

Мы сталкиваемся с сенсорными эталонами везде и повсюду.

А что же это такое - сенсорные эталоны?

«Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свойств предметов.

Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам.

Сенсорные эталоны :

- Эталоны цвета - семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности.

- Эталоны формы — геометрические фигуры; величины — метрическая система мер

-Эталоны количества – один,много, ни одного.

-Эталоны величины – большой, маленький.

- Слуховые эталоны — это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка.

- Вкусы: сладкий, соленый, горький и кислый.

- Запахи : тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т. д.

Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей. Ведь чтобы сенсорные эталоны оказались зафиксированным в сознании ребенка, их необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о них.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуального развития;

- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- развивает наблюдательность; внимание;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Сенсорное развитие в играх.

Сенсорное развитие происходит в различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопление представлений об окружающем мире.

В игре дети непроизвольно осваивают приемы группировки и классификации, явления отношений и зависимостей между предметами по размеру, форме, цвету, расположению в пространстве.

К сожалению, современные игры и игрушки только развлекают, но не развивают. Поэтому прилавки магазинов полны игрушек, глаза разбегаются, а купить нечего - ребенку они неинтересны. Получив очередной подарок, ребенок быстро понимает, что под яркой упаковкой содержится минимум информации и теряет интерес.

Поэтому и нужна специально подготовленная взрослым развивающая среда. То есть ребенок определенным образом взаимодействует с теми или иными материалами, добиваясь точного их использования (строит розовую башню или коричневую лестницу, выкладывает пары цветных табличек, и, сам того не замечая, учится сравнивать, разделять, объединять, анализировать.

Для ребенка очень важны сенсорные впечатления, и чем больше он их получит, сопоставит и обработает, тем большее количество понятий им будет прочувствовано.

Направьте энергию и жажду познания ребенка в мирное русло – играйте в сенсорные игры!

Игра «Разложи/подбери по цвету/форме/величине».

Раскладывайте по цвету фигурки, вырезанные из цветной бумаги или картона, сортируйте их по форме (круг, треугольник, квадрат) или размеру – большие к большим, маленькие к маленьким.

Попросите ребенка показать такой же маленький синий квадрат или большой желтый круг, как у вас в руках.

Игра «Найди такой же».

На прогулке или в помещении ищите предметы выбранного вами цветами: дома, машины, листья, детали одежды, предметы мебели. Можно искать все маленькое или большое. Заодно ребенок лучше усвоит и понятие относительности – по сравнению с вами автобус большой, а по сравнению с домом маленький.

Так же ищите и предметы, по форме напоминающие геометрические фигуры – дом, как прямоугольник, лужа как овал, песочница как квадрат и т. д.

Игра «Красочные фантазии».

В несколько стаканчиков налейте простую воду и покажите ребенку, как она окрашивается в разные цвета, если в нее опустить кисточку с краской какого-либо цвета. Попробуйте смешивать разные краски, получая новые и новые оттенки.

Игра «Большой/маленький».

Дайте ребенку примерить вашу одежду – она будет ему велика, потому что он еще маленький, а ему ваша мала, потому что вы уже большие.

Попробуйте спрятать в кулачке игрушки разных размеров – маленькие запросто поместятся, а вот большие не смогут.

Игра «Что звучит?»

Для каждой игры можно брать по 2-5 предмета, увеличивая их количество в зависимости от возраста ребенка.

Погремите, постучите, позвоните выбранными предметами на глазах у малыша. А потом, уже отвернувшись, пусть он определяет только на слух, что звучало – колокольчик, ложка по столу или шуршал пакет?

Игра «Послушай, как звучит!»

Используйте все возможности, чтобы обратить внимание малыша на то или иное звучание предмета – как шуршат листья, барабанит дождь по стеклу, едет лифт, лает собака, работает дрель и т. п.

Более усложненный вариант попробовать придать каждому звуку эмоциональную окраску: например, дрель звучит недовольно, лифт едет устало, гром гремит сердито, бубен звучит весело, а вода льется со смехом.

«Музыкальные игры»

Задача ребенка идти быстро или медленно в зависимости от того, как с каким темпом вы стучите в ладоши или ударяете в бубен.

Не сама простая задача для совсем маленьких детей – остановиться, когда остановится музыка, особенно если пред этим она звучала быстро и энергично.

Игра «Ммм… как пахнет!»

Обращайте внимание малыша на самые разные запахи – как пахнет ванильный пирог из духовки или свежий хлеб в магазине. Что за запахи витают в отделе мяса и колбасы, как приятен запах свежего белья, книжных страниц и распустившего цветка на окне.

Игра «Какое наощупь?»

Для развития тактильной чувствительности предлагайте малышу трогать самые разные предметы, обращая внимание на то, какие они наощупь: гладкие, шершавые, пушистые, жесткие, колючие, мягкие, холодные, твердые, теплые т. д.

Трогайте все, что можно: ткань, одежду, мебель и игрушки, на улице кору деревьев и листочки, погладьте свое или чужое домашнее животное или попугайчика, попробуйте взять в руки воду, спрячьте ладошки в муке или крупе, раскатайте катушку ниток и клубок шерсти, порвите лист бумаги и дотроньтесь до кактуса.

Игра «Чудесный мешочек».

Очень известная игра, распространенная в дошкольных учреждениях – ребенок наощупь должен найти и вытащить предмет из мешочка.

Класть в этот мешочек можно что угодно – и объемные геометрические фигуры, и разные кусочки ткани и ниток, и игрушку, и даже фрукты с овощами.

Игра «Кто это?»

Ребенок наощупь должен угадать, руку какого члена семьи он сейчас трогает. Обязательно поменяйтесь с малышом ролями.

Игра «Ах, как вкусно!»

Во время еды обращайте внимание ребенка на вкусовые оттенки блюда. Предлагайте пробовать новое – лимон, перец, чеснок, манго, авокадо, разумеется, в маленьких количествах. Предложите малышу, закрыв глаза, угадать, что он ест – лимон, яблоко, хлеб или печенье.

Игра «Что изменилось?»

Поставьте перед малышом в ряд несколько игрушек, запомнив их расположение, путь он отвернется, а повернувшись обратно, угадает, какие игрушки поменяли свое место.

Игра в таком возрасте продолжается не дольше 15 минут. Спустя некоторое время проведите еще игру, изменив ее тематику.

Мы предлагаем вашему вниманию игры, которые можно изготовить самостоятельно, и которые принесут не только удовольствие, но и пользу вашему ребёнку!

Игра «Цветные автомобили»

Игра учит выделять цвет предметов, сравнивать предметы по цвету (одинаковые, разные, выбирать из группы предметы заданного цвета и распределять предметы в группы по цвету.

"Нарядим солнышко"

Игра закрепляет у детей представления об основных цветах, развивает мелкую моторику рук.

Взрослый или дети выкладывают в центре стола изображение солнца. Детям предлагается «нарядить солнышко», т. е путём прикладывания к основному солнышку ребёнок располагает лучики по кругу.

Далее ребёнку необходимо нарядить каждый лучик бантиком.

Игра «Детское лото»

Игра развивает внимание, мелкую моторику, закрепляет знание цвета.

Малыш должен закрыть карточки лото крышечками от бутылок соответствующими по цвету.

Игра «Каждому домику своя крыша»

Игра помогает закрепить знание основных цветов, знакомит с геометрическими фигурами (квадрат, треугольник, величиной (большой - маленький).

Игра «Большая стирка»

Предложите ребёнку помочь кукле развесить одежду на верёвочку, чтобы просушить её. Цвет одежды должен соответствовать цвету прищепок. Игра учит группировать предметы по цвету.

Игра «Подбери чашки к блюдцам»

Игра учит группировать предметы по двум признакам: цвету и величине.

Необходимо подобрать к блюдцам нужные чашки по цвету и величине.

Игра «Собери урожай»

Игра учит группировать предметы (помидорчики и огурчики) по величине.

Необходимо собрать овощи малой величины в маленькую корзинку, а большие – в большую.

Игра "Тактильная коробка"

Коробка сделана из обычной коробки из-под обуви, красиво украшена самоклеющейся клеёнкой.

Коробка наполнена разными по фактуре кусочками ткани: шерсть, мех, шелк, гипюр и т. д. Также в ней находятся небольшие предметы: голыши, мягкие игрушки, ленточки, молнии, шнурки и т. д.

Все предметы, находящиеся в коробке, дети с большим интересом исследуют руками.

"Тактильная коробка" помогает детям, используя прикосновения, познавать окружающий мир с совершенно непривычной точки зрения.

Для того, чтобы у малышей не пропадал интерес к коробке -периодически приходится содержимое коробки обновлять, придумывать разные наполнители.

Данное пособие можно использовать при условии, что в ней будут находиться безопасные для жизни и здоровья детей предметы.

Игра «ВОЛШЕБНЫЕ МЕШОЧКИ»

Эта совсем несложная игра научит вашего малыша запоминать пальчиками форму и свойства предмета, узнавать его наощупь, думать, видеть с закрытыми глазами, развивать речь, словарный запас, осязательные способность маленьких пальчиков.

В мешочках - парные одинаковые предметы небольшого размера, разные по свойствам – гладкие, шершавые, круглые острые, мягкие.

- колечки большое и маленькое

- одинаковые по размеру мячики, но один - гладкий, другой - шершавый

- крышки от бутылок разного размера

- игрушка из киндера

- резинка для волос

- соска…

- карандашик

- клубок ниток

Играть можно так:

Мама засовывает руку в мешочек и достает предмет. Называет его свойства, если нужно дает малышу потрогать. А затем простит найти у себя в мешочке такой же. Но с условием - в мешочек не подглядывать! Играем до тех пор, пока все предметы не будут выложены из мешочка. Если предмет малыш не угадал, возвращаем его обратно в мешок и повторяем попытку.

Очень важно играть не только правой, но и левой рукой.

Решая несложные, развивающие игровые задания ребёнок будет радоваться своим результатам и достижениям. А хорошее настроение - это залог успешного развития!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей»Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей» Консультация для родителей «Сенсорное развитие ребенка» Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях»Консультация для родителей «Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях» Консультация для родителей "Сенсорное развитие младших дошкольников в домашних условиях". «Истоки способностей и дарований детей находятся.

Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие»Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие» Сенсорное развитие детей раннего возраста — это способ познакомить ребёнка с основными свойствами предмета. Почему лучше обучать детей.

Консультация «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Сенсорное развитие ребенка — это развитие восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Мониторинг «Сенсорное развитие детей младшего возраста» ФИО воспитателя Дата проведения (октябрь, май) - Критерии: I. Познавательная сфера: 1. Ориентируется в 3 величинах (большой, средний,.

План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста»План по самообразованию «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Цель - формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме,.

Сенсорное развитие детей. ФотоотчетСенсорное развитие детей. Фотоотчет Сенсорное развитие детей. Фотоотчет. Здравствуйте, уважаемые коллеги, друзья и гости моей странички! Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельностиСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования.

Сенсорное развитие детей первой младшей группы. Выкладывание из мозаики «Домики и флажки»Сенсорное развитие детей первой младшей группы. Выкладывание из мозаики «Домики и флажки» Выкладывание из мозаики «Домики и флажки». Цель: Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Сенсорное развитие детей 2–3 лет»
Опубликовано: 15 сентября 2021 в 17:08
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Сенсорное развитие детей 2–3 лет»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Брагина (УИ 2211296) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД