Консультация «Воспитание у детей бережного отношения к природе»

Ольга Аксенова
Консультация «Воспитание у детей бережного отношения к природе»

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Она оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействует на все его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зелёные луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы побуждает их к игре, трудовой, художественной деятельности. Однако, далеко не всё может быть правильно понято детьми при самостоятельном общении с природой. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления, знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное отношение к ней – важнейшие задачи для детского сада. В нашей стране изданы законы об охране природы, об организации заповедников. Это всё для нас и будущих поколений.

«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти нужно охранять, их надо открывать и показывать» - говорил М. Пришвин. Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, от его ответственности за природу. А это, в свою очередь, требует усиления внимания к воспитанию у людей бережного и заботливого отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста. Воспитание заботливого и бережного отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю, Родине. Восприятие природы помогает развить такие нравственные качества, как жизнерадостное, чуткое и внимательное отношение ко всему живому. Ребёнок, полюбивший природу, не будет безумно рвать цветы, разорять птичьи гнёзда, обижать животных, будет стараться сохранять природу. Любовь эта должна быть действенной, а ребёнок активен, нужно только направлять его деятельность. Влияние природы на развитие личности ребёнка связано с формированием у него определённых знаний об объектах и явлениях. Знания о природе помогают ребёнку ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому, если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний. Система знаний о природе включает знания об её объектах и явлениях, а также связях и отношениях между ними. С усвоением системы знаний связано у детей развитие познавательных интересов и познавательного отношения к природе. Это проявляется в любознательности, стремлении узнать, как можно больше. Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней. Однако бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Труд в природе является проявлением активной заботы о ней.

Отсюда вторая задача- формирование у детей трудовых навыков и умений. Понимание детьми необходимости создания тех или иных благоприятных условий, основанное на знаниях и подкреплённое прочными трудовыми навыками и умениями, создаёт основу для подлинной любви к природе. Труд детей в природе даёт реальные результаты. Этим он и привлекает к себе детей, вызывает радость и желание ухаживать за растениями и животными.

Третья задача – формирование у детей любви к природе. Эта задача вытекает из гуманистической направленности воспитания в обществе и необходимости охраны природы. Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, умение отличать его от объектов неживой природы.

Бережное отношение к природе связано с развитием наблюдательности, т. е. воспитывая у ребёнка чувство любви к природе, нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе.

Формирование бережного отношения к природе зависит и от способности эстетически воспринимать её, т. е. уметь видеть и чувствовать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным и «живым» общением детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений – неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Все перечисленные задачи тесно взаимосвязаны, и поэтому необходимо рассматривать и решать их в комплексе.

Публикации по теме:

«Формирование положительного отношения к труду в природе». Консультация для родителей«Формирование положительного отношения к труду в природе». Консультация для родителей Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные.

Анкета для родителей по вопросам привития детям бережного отношения к книгам Уважаемые родители! В дошкольном образовательном учреждении, которое посещает ваш ребенок, особое внимание уделяется вопросам приобщения.

Формирование у дошкольников бережного отношения к миру растений Вопрос экологического воспитания подрастающего поколения в настоящее время стоит очень остро. Прививать детям любовь к природе необходимо.

Фотоотчёт «Формирование у детей отношения к природе в процессе трудовой деятельности «Посадка ландыша»Фотоотчёт «Формирование у детей отношения к природе в процессе трудовой деятельности «Посадка ландыша» Чтоб ландыши в природе сохранить, Давно в лесах их запретили рвать. Но я не стала меньше их любить, И я могу их у себя в саду сажать. Жилина.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Консультация «Воспитание у детей бережного отношения к природе»
Опубликовано: 24 октября 2020 в 14:26
+58Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 декабря. День банковского работника

Очередной тематический день посвящен профессиональному празднику всех работников банковской сферы. Воспользуйтесь нашей подборкой игр и занятий, чтобы заложить в детях основы финансовой грамотности и...

2 декабря. День сказки «Кошкин дом»

Скоро сказке Маршака «Кошкин дом» исполнится уже сто лет (он написал её в 1922 году), но она остаётся актуальной. По её содержанию детей можно учить и правилам пожарной безопасности, и нравственности....

Наблюдение и экспериментирование со льдом в младшей группе
Наблюдение и экспериментирование со льдом в младшей группе. Цель: Познакомить детей с наледью ( льдом) – зимнее явление. Подвести детей к пониманию того,...
Фотоотчет о мюзикле «Мама», посвященном празднованию Дня матери
В нашем детском саду замечательной традицией стало проводить творческие конкурсы, посвященные разным праздниками. И такой театрализованный конкурс был...
НОД по аппликации в подготовительной группе «Мы едем, едем, едем! Транспорт....
НОД по аппликации в подготовительной группе «Мы едем, едем, едем! Транспорт. Изготовление легковой машины» Возраст детей: 6-7 лет Цель: формировать у детей...