Светлана Журавлева
Консультация «Оптимизация здоровья и физического развития детей в условиях дошкольного учреждения»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей на тему:
«Оптимизация здоровья и
физического развития детей
в условиях дошкольного учреждения»
Подготовила и провела:
Инструктор по физической культуре
МДОУ «ДС № 28»
Журавлева С. В.
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым.
Пусть он работает, действует, бегает -
Публикация «Консультация „Оптимизация здоровья и физического развития детей в условиях дошкольного учреждения“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
– пусть он находится в постоянном движении».
Жан-Жак Руссо.
Жизнь – это система движений. Потребность в движении дана человеку природой. Детский возраст – это время интенсивного формирования и развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей, становления личности. Именно в детском возрасте имеются все условия для всестороннего, гармоничного, физического развития, образования, воспитания и оздоровления. Являясь биологической потребностью человека, движения служат обязательным условием формирования всех систем и функций организма, обогащая ребёнка новыми ощущениями, понятиями, представлениями.
Физическая культура — это составная часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленной на укрепление здоровья, развитие физических и духовных способностей человека.
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей, их психофизического развития является в настоящее время самой актуальной и приоритетной для большинства дошкольных учреждений. Это не случайно, так как социально-экологическая обстановка является неблагоприятной для развития детского организма.
Исследования последних лет показывают, что функциональные возможности детей не реализуются на должном уровне в процессе разных видов занятий по физической культуре. Кроме того, двигательная активность дошкольников за время пребывания их в дошкольном учреждении составляет менее 50 % периода бодрствования, что не позволяет полностью обеспечить биологическую потребность ребенка в движении.
Движение — это врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье. Недостаток движений не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность, тормозит общее развитие, делает детей безразличными к окружающему.
Хорошее здоровье — один из основных источников счастья и радости человека, его неоценимое богатство, которое медленно и с трудом накапливается и в то же время быстро и легко растрачивается.
В современных социально-экономических условиях развития общества особенно остро на государственном уровне стоит проблема оптимизации здоровья и физического развития детей в условиях детских дошкольных учреждений. Этот интерес далеко не случаен, так как дошкольный период жизни — важнейший этап в формировании здоровья ребенка, обеспечивающий единство физического, духовного, психического и интеллектуального развития.
Если раньше, мы говорили о здоровом поколении, то сегодня мы можем только мечтать о целостно здоровом ребенке. Забота о здоровье детей складывается из создания условий, способствующих благоприятному функционированию и развитию различных органов и систем, а также мер, направленных на оптимизацию двигательной активности детей и совершенствование их функциональных возможностей.
Таким образом, триаду здоровья составляют : рациональный режим, закаливание и движение. Исследования свидетельствуют о том, что в большинстве семей режим не соблюдается, и отклонения от режима особенно заметны в дни, следующие после праздников и выходных. Хотя, работа с семьей в этом плане ведется педагогами достаточно кропотливо и целенаправленно. На улучшение здоровья малышей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребенка в ДОУ, заботливое и внимательное отношение к ним взрослых. Гармоничному, физическому и полноценному психическому развитию ребенка в детском саду способствует режим дня.
Режим дня для детей предусматривает их разнообразную деятельность в течение всего дня в соответствии с интересами и потребностями, с учетом времени года, возраста детей, а также состояния их здоровья. Такой режим дня обеспечивает жизнеспособность и функциональную деятельность различных органов, создает условия для своевременного и правильного физического и полноценного психического развития, дает возможность педагогам раскрыть индивидуальные особенности и творческий потенциал каждого ребенка. Таким образом, суточный режим и построенный на его основе распорядок дня- конструкция динамичная.
Известно, что благоприятное воздействие на организм ребенка оказывает двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Как при гиподинамии (низкой двигательной активности, так и при гиперкинезии (чрезмерно высокой, интенсивной двигательной активности) нарушается принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой целый ряд негативных проявлений в развитии различных систем и функций организма ребенка.
Безусловно, особое значение в воспитании здорового ребенка придается развитию движений и физической культуры детей на физических занятиях. Причем, в каждом возрастном периоде физического занятия имеют разную направленность:
– маленьким детям они должны доставлять удовольствие, научить их ориентироваться в пространстве, правильно работать с оборудованием;
– в среднем возрасте - развивать физические качества (прежде всего, выносливость и силу);
– в старших группах - сформировать потребность в движении, развивать двигательные способности и самостоятельность и т. д.
Поэтому необходимо использовать разнообразные варианты проведения физических занятий :
– занятия по традиционной схеме (вводно-подготовительная часть, общие развивающие упражнения, основные виды движений, подвижные игры);
– занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности;
– ритмическая гимнастика;
– занятия-досуги, где дети в ходе различных эстафет 2-3 команд выявляют победителей.
Закаливание детей — очень важный режимный момент в оздоровительной работе с дошкольниками. Закаливание проводится в самых разных формах и видах. И поэтому особое внимание в режиме дня следует уделять проведению закаливающих процедур. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Поэтому важна система закаливания, предусматривающая разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей.
В дошкольном возрасте появляется возможность целенаправленного освоения ребенком движений и способов действия путем систематического его обучения взрослым.
Важно не только удовлетворить биологическую потребность детей в двигательной активности, но и предусмотреть ее рациональное насыщенное содержание, основанное на оптимальном соотношении разных видов игр и физических упражнений и отдыха.
Двигательная активность дошкольников должна быть целенаправленна и соответствовать их интересам, двигательным и функциональным возможностям, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку.
Вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей. В планировании и проведении такой работы большую помощь может оказать анкетирование. С помощью анкетирования воспитатели больше узнают о ребенке, его физическом развитии в семье. Проводить физкультурно-оздоровительные мероприятия с привлечением родителей «День Здоровья», «Папа, мама и я — спортивная семья» и т. д.
Формирование жизнеспособного подрастающего поколения — одна из главных стратегических задач развития страны. От состояния здоровья человека зависят качество и продолжительность его жизни. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.