МААМ-картинки

Консультация «Особенности организации режимных моментов детей 4–5 лет, 5–6 лет»

Ирина Петухова
Консультация «Особенности организации режимных моментов детей 4–5 лет, 5–6 лет»
▼ Скачать + Заказать документы

Решение программных образовательных задач решается не только в рамках не прерывной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

Зафиксируем принципиально важные позиции или подходы, которые

помогут грамотно систематизировать задачи психологопедагогической

работы в каждом из организационных моментов режима (распорядка) дня.

Публикация «Консультация „Особенности организации режимных моментов детей 4–5 лет, 5–6 лет“» размещена в разделах

1. Организация режимных моментов должна быть направлена на

формирование общей культуры и развитие личностных качеств ребенка.

2. Организация каждого из режимных моментов должна обеспечивать

всестороннее развитие ребенка.

3. В ходе организации режимных моментов должно обеспечиваться единство

воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса

образования детей дошкольного возраста.

4. Организация режимных моментов должна «строиться с учетом принципа

интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными

возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и

возможностями образовательных областей».

При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:

1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (сон,

питание).

2. Тщательный гигиенический уход.

3. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах, поощрение

самостоятельности и активности.

4. Формирование культурно – гигиенических навыков.

5. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных моментов.

6. Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

7. Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку.

Режим – это гибкая и динамичная конструкция, но при этом все его компоненты (сон,

бодрствование, интервалы между приемами пищи и т. д.) должны оставаться неизменными.

При выборе режима учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребенка,

Утренний приём детей

Задача воспитателя в этот период — вызвать у детей радостное настроение, позитивное отношение к товарищам по группе, желание остаться в детском саду на весь день.

Некоторые дети и в средней группе тяжело переносят расставание с родителями поутру, поэтому педагогу нужно продумать, как отвлечь малыша от грустных мыслей. Это может быть игровой приё м: «Посмотри, какая красивая кукла, она хочет, чтобы ты поиграла с ней! Давай покатаем её на лошадке» или сюрпризный: «Что за удивительный цветок появился у нас в уголке природы. Вчера его не было. Хочешь посмотреть?». Если утренний сбор детей проводится на участке группы, ребёнку можно предложить рассмотреть цветы на клумбе, понаблюдать за птицами, насекомыми, подключая к наблюдению и других детей, поучаствовать в новой подвижной игре. Главное, чтобы малыш понял, что в детском саду интересно, что его любят, ему рады. Большую роль играет эмоциональный настрой самого воспитателя, его улыбка, доброе слово.

Дети постарше, которые привыкли к детскому саду, доверяют воспитателю, обычно идут в группу охотно, радуются встрече с товарищами, спешат поделиться новостями, сразу же вступают в беседу, игру. Но и у воспитанников старших групп бывает плохое настроение и нежелание идти в детский сад. Их также можно увлечь новой игрой (конструктором, пазлами, заинтересовать трудовым поручением, новым необычным делом: «Что-то наши цветы стали грустными, наверное, их нужно полить. Поможешь мне?» или: «Сегодня мы будем рисовать очень красивые картины, я не могу сказать, какие, это секрет, но они порадуют наших мам и бабушек. Ты ведь тоже хочешь нарисовать?».

Утренняя гимнастика

Особое внимание необходимо уделить подготовке к утренней гимнастике. Мотив -

«Сильным хочешь быть и смелым, по утрам зарядку делай!»

Гигиенические процедуры и самообслуживание

Культурно-гигиенические навыки — важная составляющая общей культуры человека. Прививать их дошкольникам начинают с первых дней пребывания в детском саду, а в средней группе эти навыки совершенствуются и расширяются.

При умывании:

• закатывать рукава;

• пользоваться мылом, намыливать руки до появления пены;

• набирать в ладони нужное количество воды;

• мыть лицо двумя руками;

• мыть руки до локтей;

• стряхивать излишки воды с рук над раковиной;

• досуха вытирать руки и лицо личным полотенцем.

• Старшим дошкольникам уже не нужно показывать все этапы умывания, одевания, для них достаточно вопроса, напоминания, поощрения, похвалы. Для закрепления знаний о пользе гигиенических процедур детям старших групп можно показать фрагмент мультфильма «Мойдодыр» или же использовать слайды, мультимедийную презентацию о средствах гигиены, предметах одежды.

• Приём поощрения, похвалы актуален во всех возрастных группах, а вот сравнение с другими детьми нежелательно. Сравнивать допустимо только достижения самого ребёнка, прошлые и настоящие, подчё ркивая прогресс: «Вчера у тебя не получилось, а сегодня ты сам закатал рукава, чисто вымыл руки, аккуратно вывернул и сложил одежду, молодец!».

• Старшие дошкольники должны не только уметь самостоятельно раздеваться ко сну и одеваться на прогулку, есть ложкой, вилкой. Они также самостоятельно приводят в порядок свою одежду, завязывают шнурки, застёгивают пуговицы, следят за своим внешним видом и устраняют беспорядок: причёсываются, поправляют воротник, заправляют рубашку, футболку в колготы или брюки. В младшей и средней группах большинство процедур по уходу за внешним видом воспитанников осуществляют педагог и его помощник, постепенно приучая к этим действиям детей.

Завтрак

Дети любят накрывать на стол. Вместе с детьми дайте оценку деятельности дежурных.

Оцените эстетичность сервировки стола. Отметить заботу взрослых (няни, повара) о детях.

Создать у детей положительное настроение к еде.

В процессе еды постоянно следить за осанкой детей, при необходимости напоминать детям

о правильной осанке, добиваться, чтобы дети съедали всю пищу, малышей докармливать.

Не забудьте ознакомить детей с меню : «Мишка хочет знать, что сегодня на завтрак»,

«Мишка рассматривает столы и восхищается, как красиво они сервированы».

Организуйте конкурс на самую чистую тарелку, самый аккуратный стол.

Подготовка к занятию. Перед занятием уберите игрушки. Для переключения внимания детей на другой вид деятельности, используйте какую – либо игрушку: «Мишка приглашает к себе в лес, в гости». Игры: «Поставь игрушку на место», «У каждой игрушке есть свой домик», «Поставьте игрушки в домики». Как оценку деятельности детей используйте похвалу со слов Мишки. Оценка детей младшего возраста может быть только положительной.

При планировании образовательной деятельности с детьми воспитатели организуют

занятия в соответствии с сеткой в данной возрастной группе. При подготовке необходимо

определить следующее:

1. Тема занятия.

2. Вид занятия.

3. Возрастная группа.

4. Дата проведения.

5. Цель занятия.

6. Задача (образовательная, воспитательная, развивающая).

7. Методы и методические приемы, используемые на занятии.

8. Материалы и оборудование.

9. Организация детей на занятии.

10. Предварительная работа.

11. План занятия.

12. Ход занятия.

13. Продолжительность занятия.

Организованная образовательная деятельность в режиме дня

К занятиям также предъявляют некоторые требования, которые основаны на физиологических особенностях детей пятого года жизни :

• Длительность одного занятия не должна превышать 20 минут.

• В течение дня в средней группе в первой половине (до обеда) могут проводиться 2 занятия и ещё 1 — после дневного сна, 1–2 раза в неделю. Это может быть занятие кружка, театрализованная деятельность, спортивное или музыкальное развлечение.

• Занятия с повышенной умственной нагрузкой (математика, развитие речи) не должны проводиться в один день. Их сочетают с физкультурой, музыкой, изобразительной деятельностью.

• Не следует ставить занятие по математике в понедельник или пятницу, его лучше провести в середине недели, когда дети наиболее готовы к умственной деятельности и не утомлены за неделю.

• Между занятиями необходима пауза длительностью не менее 10 минут, а если сама организованная образовательная деятельность требует пребывания малышей за столами, в сидячем положении, в середине занятия непременно проводят физкультминутку.

Прогулка: Надо дать детям установку на предстоящую деятельность. Предложить детям убрать на место игрушки, проверить с детьми порядок в группе. Приучать детей поддерживать чистоту и порядок в окружающей обстановке. Перед тем как дети пойдут одеваться, объяснить, напомнить, уточнить с детьми правила поведения в раздевальной комнате. В данном режимном моменте воспитатель формирует у детей навыки одевания и культуры поведения при одевании, решает широкий круг образовательных задач: название одежды и ее назначение, название деталей одежды и активизация словаря на тему «Одежда». Создать удобную обстановку для самостоятельного одевания детей, проследить, чтобы каждый ребенок сел около своего шкафчика (на банкетку или стул, следить за тем, чтобы дети не разбрасывали свою одежду, а брали ее постепенно, по мере последовательности одевания. Добиваться, чтобы дети одевались в определенной последовательности, самостоятельно (объяснить, напомнить, уточнить с детьми последовательность одевания). Сначала надо достать из шкафчика и надеть колготы, рейтузы, затем свитер, кофту, платок, шапку, в последнюю очередь надеть пальто, завязать шарф; убрать свою сменную обувь в шкаф. Надо воспитывать у детей культуру общения. Напомнить о словах «пожалуйста», «спасибо», «извините». Воспитатель обращает внимание перед выходом на прогулку на внешний вид детей. Если в процессе одевания у кого-либо проявляются очевидные ошибки, воспитатель устраняет их вместе с другими детьми группы, вызывая при этом у детей желание помочь друг другу и пресекая насмешки со стороны сверстников

Организация и проведение прогулок

Ежедневная продолжительность прогулки детей в ДОУ составляет около 4. 4,5 часов. Прогулку

организуют 2 раза в день : в первую половину дня – до обеда и во вторую половину дня после

дневного сна и (или) перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже 15°С и скорости ветра

более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается.

Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже 15°С и скорости ветра более 15 м/с для

детей

Структурными компонентами прогулки являются:

• наблюдение,

• подвижные игры,

• труд на участке,

• самостоятельная игровая деятельность детей,

• индивидуальная работа с детьми по развитию физических качеств

Подготовка к дневному сну

Спальню перед сном проветривают со снижением температуры воздуха

в помещении на 3—5 градусов, при этом дверь из спальни в группу должна

быть закрыта. Перед тем, как детям зайти в спальню окна в спальне

необходимо закрыть. Лучше, чтобы период подготовки ко сну был

спокойным, уравновешенным. Детям не рекомендуется отвлекаться

шумными играми,

эмоциональными разговорами. При раздевании

воспитатель формирует бережное отношение к вещам, аккуратность.

Обстановка в спальне должна быть спокойной и расслабляющей. Нужный

настрой, положительное отношение к дневному сну помогут создать нежная

спокойная музыка, народные потешки и приговорки. Необходимо

проверить: удобно ли дети расположились в своих кроватях, а еще лучше

подойти к каждому, поправить одеяло, погладить по голове и пожелать

спокойного сна. Так вы покажете ребенку свою любовь и заботу, создадите

умиротворенное настроение, способствующее хорошему сну. Во время сна

детей педагог должен находиться в спальне и наблюдать за детьми.

Дневной сон

Задачи.

Формировать умение принимать удобную позу, расслабляться в постели.

Развивать представления о возможных причинах пробуждения (жажда, витальные

потребности, ощущения холода или жары, страшный сон, завершение периода сна,

адекватном поведении при внезапном пробуждении.

Развивать умение самостоятельно удовлетворять свои потребности (сходить в

туалет, укрыться, если замерз) в моменты внезапного пробуждения.

Формировать представления о правилах поведения при внезапном пробуждении,

развивать умения тихо вести себя, проявляя бережное отношение ко сну

сверстников.

Формы, методы, приемы.

Музыкотерапия, индивидуальная помощь в достижении комфортного состояния в

постели, сказкотерапия, чтение художественной литературы, ситуативный разговор,

вопросы предположения (Ты замерз? Хочешь в туалет? Приснился страшный сон)

Подъем после сна, закаливающие мероприятия

Чтобы дети как следует проснулись, снова стали бодрыми и весёлыми, проводится гимнастика после сна, которая настраивает организм ребёнка на активную деятельность. Упражнения «гимнастики пробуждения» начинают в кровати (потягивания, повороты головы, движения руками и ногами, постепенно переходя к движениям более активным (ходьба, лёгкие наклоны). Бег и прыжки использовать не рекомендуют, поскольку после недавнего сна вестибулярный аппарат детей к ним не готов.

После сна проводят и некоторые закаливающие процедуры: ходьбу по рельефным коврикам, солевым дорожкам, сухой массаж тела индивидуальными мягкими рукавичками. Старшие дети могут проводить точечный самомассаж, массаж лица, ушных раковин, надбровных дуг, кистей рук, запястий в игровой форме (нарисуем себе усы, брови, сделаем браслеты).

Игровые моменты

В первую половину дня в работе с детьми среднего дошкольного возраста широко используются игровые приемы. Общаясь, воспитатель не только привлекает внимание детей, но и воспитывает культуру поведения, формирует гигиенические навыки. Мотивы общения с детьми просты и понятны: «Научите, меня, пожалуйста», «Расскажите, где Вы были и что видели». Следует создавать условия для самостоятельной деятельности детей Основной задачей остается формирование культурно – гигиенических навыков. Можно продолжить работу с выбранным сказочным персонажем, игрушкой Работе по формированию культуры поведения поможет сказка. Например: сказка «Три медведя» на новый лад, о том, как Маша заблудилась в лесу. Видит дом стоит, а в нем живут медведи. Только Маша вошла в дом, Михаил Иванович увидел ее и заревел: «А- а, давно тебя ждем, помоги Мишутку научить правилам поведения за столом». Мишутка облизывает лапы, Маша учит его пользоваться салфеткой, что надо говорить после еды. Общаясь с детьми старшего возраста воспитатель проводит беседы: «Что означают Ваши имена?», «Как вас будут называть, когда будете взрослыми, «Почему людей надо приветствовать при встрече?», «Как стать красивым?», «Моя одежда, мой костюм», «Моя комната, мои игрушки» Для закрепления норм поведения можно провести игру «Кто знает больше приветствий». Формированию культуры поведения, навыков доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми будут способствовать : Чтение рассказов В. Осеевой «Три сына», «Волшебное слово» и других. Рассматривание картин, слайдов из серии «Воспитание культуры поведения». Обыгрывание проблемных ситуаций. Копилка добрых дел и поступков. Загадывание загадок. Для поддержания хорошего настроения у детей, создания положительного отношения ко всему происходящему в группе проводятся игры: «Поговорим по телефону», «Кто больше знает вежливых, добрых, ласковых слов», «Волшебное слово», «Кто лучше знает правила поведения на улице и в общественных местах». Используется чтение художественной литературы, проводятся беседы на нравственные темы, о проведении детей в магазине, в театре, на улице, в общественных местах. Для закрепления навыков в старшем дошкольном возрасте проводятся конкурсы «Чистюля», «Мойдодыр», «Между мальчиками и девочками». Рассматривается с детьми образец сервировки стола. Организуется беседа, какие блюда готовит мама. Проводятся занятия: «Как сервировать стол», «Как правильно пользоваться ножом». Правильно составленный режим дня имеет большое гигиеническое и педагогическое значение. Ежедневно повторяясь, он приучает организм ребёнка к определённому ритму, обеспечивает смену деятельностей, тем самым предохраняет нервную систему детей от переутомления. Его выполнение способствует формированию культурно-гигиенических навыков, воспитанию организованности и дисциплинированности. Точное выполнение режима воспитывает у детей чувство времени, они начинают его ценить.

Вечерние игры, уход детей домой

Вечером в присутствии ребенка воспитатель может проинформировать родителей о

его достижениях в развитии, успехах в группе. Для наглядности было бы неплохо

продемонстрировать работы детей.

Кроме того воспитатель информирует родителей о проблемах, возникших у

ребенка, и способах их решения, дает консультации по интересующим родителей

вопросам.

ВАЖНО!

Порядок именно такой: сначала положительное, потом проблема.

Каким бы ни был ребенок, сколько бы неудобств он вам не доставлял, но

положительное найти нужно обязательно и похвалить в присутствии родителей. И

только потом о проблемах. Тактично, ненавязчиво, грамотно, но настойчиво.

Анализ распорядка организации жизнедеятельности детей в ДОУ

Соблюдение режима дня и организация работы группы с учётом специфики сезона, дня недели, общего настроения детей.

Знание воспитателями режима дня детей своей возрастной группы.

Своевременный приём пищи.

Не сокращается (удлиняется) ли время, отведённое на завтрак, обед, полдник и ужин.

Количество и длительность НОД, соответствие расписанию и гигиеническим требованиям.

Умение воспитателя определять степень утомляемости детей и в связи с этим несколько сокращать время занятий.

Своевременный выход на прогулку и возвращение с неё.

Соблюдение длительности прогулки.

Своевременное укладывание спать.

Спокойная обстановка в спальне, располагающая детей к отдыху.

Соблюдение времени, отведённого на сон.

Умение воспитателя осуществлять постепенный подъём детей после дневного сна с учётом их индивидуальных особенностей.

Своевременный выход на вечернюю прогулку.

Работа с родителями по обеспечению единства распорядка дня дошкольников в ДОУ и дома

Усилия воспитателей дошкольного учреждения могут быть сведены на нет, если дома, в семье ребёнка не поддерживается правильный распорядок дня, который бы обеспечивал все потребности малыша и способствовал укреплению его здоровья. Необходимо вести постоянную работу с родителями, пропагандируя здоровый образ в жизни, в том числе и соблюдение режима дня. Помогут в этом консультации. Беседы на родительских собраниях

Публикации по теме:

«Организация режимных моментов в ДОУ». Консультация для педагогов ДОУ«Организация режимных моментов в ДОУ». Консультация для педагогов ДОУ Приводя малышей в детский сад, родители первым делом слышат слова «режим», «распорядок». Некоторых, особенно неопытных, пап и мам эти.

Планирование режимных моментов «Алгоритм дня» в старшей группеПланирование режимных моментов «Алгоритм дня» в старшей группе Цель: Создание благоприятного психологического климата в группе. Утро, прием детей, встреча с родителями. Индивидуальные беседы с каждым.

Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе»Консультация для педагогов «Особенности организации воспитательно-образовательного процесса в разновозрастной группе» Никому не секрет, что количество детей в сельских детских садах сильно отличается от городских садов. К большому сожалению, молодёжь уезжает.

Консультация для воспитателей «Прогулка — один из важнейших режимных моментов в детском саду»Консультация для воспитателей «Прогулка — один из важнейших режимных моментов в детском саду» Прогулка – это один из важнейших режимных моментов в детском саду. В группе дети немного ограничены в движение. Только во время прогулки.

Консультация для воспитателей «Особенности организации режимных моментов в младших группах». Часть 1 Эта консультация будет полезна молодым педагогам. Неумолимая статистика констатирует нам тот факт, что за последние годы педагогический.

Консультация для воспитателей «Особенности организации режимных моментов в младших группах». Часть 2 1 слайд: Продолжаю тему особенностей организации режимных моментов в младших группах. Теперь хочу предложить рассмотреть модель организации.

Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах»Консультация для воспитателей «Особенности организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах» Цель: Систематизировать знания педагогов об особенностях организации сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах. План: Вводное.

Консультация «Особенности организации инклюзивной практики в ДОУ» Построение образовательного процесса в ДОУ, реализующего инклюзивную практику, предполагает необходимость создания такой структурно-функциональной.

План проведения режимных моментов на зимние каникулы (средняя группа) План проведения новогодних каникул в средней группе 25.12.2017 «Зимняя сказка» Задачи: создание эмоционально положительного настроения,.

Тематическое планирование режимных моментов (младшая возрастная группа) Тематическое планирование режимных моментов (младшая возрастная группа) 1. Тема: «Наша группа и наши игрушки» Цель: Формирование у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Особенности организации режимных моментов детей 4–5 лет, 5–6 лет»
Опубликовано: 22 марта 2020 в 20:30
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Особенности организации режимных моментов детей 4–5 лет, 5–6 лет»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Петухова (УИ 346062) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД