Татьяна Елисеева
Консультация «Особенности работы с леворукими детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад №42» г. Ярославля
Консультация
Особенности работы с леворукими детьми
Подготовила учитель-логопед Елисеева Татьяна Константиновна
2019 год
• Одна из первых работ (1905, посвящённая проблеме леворукости, принадлежит англичанину, доктору медицины, практикующему в области офтальмологии и невропатологии Джону Джексону.
Автор был сторонником социальной теории леворукости и считал, что это результат привычки, а детей-левшей предлагал учить пользоваться обеими руками.
За последние 50 лет количество левшей в обществе возросло в 3-4 раза.
Публикация «Консультация „Особенности работы с леворукими детьми“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
• Школьные педагоги отмечают, что дети-левши встречаются намного чаще, чем раньше. Это, в первую очередь, связывается с повсеместным прекращением переучивания левшей.
• При этом нельзя забывать про увеличение случаев патологической леворукости, возникающей в результате мозговой недостаточности, врождённой или приобретённой в раннем возрасте.
• Абсолютных правшей, у которых ведущими являются правые рука, нога, глаз и ухо, в европейской популяции, где пишут правой рукой и читают слева направо, - примерно 42%. У таких людей центр речи в 95% случаев находится в левом полушарии.
• У абсолютных левшей (их в среднем 8-10%) - все наоборот.
• Остальные 48-50% людей являются либо правшами с признаками левшества, либо левшами с признаками правшества. Таких людей называют парциальными, или мозаичными (частичными, левшами.
• Левшество – проявление устойчивой, неизменной психофизиологической характеристики, специфического типа функциональной организации головного мозга человека, имеющей кардинальные отличия от таковой у правшей, если это левшество – истинное, генетически заданное.
• Леворукость – это предпочтение, активное использование левой руки, то есть внешнее проявление того, что правое полушарие мозга взяло на себя (временно или навсегда) ведущую роль в обеспечении произвольных движений человека.
Формирование фонематического слуха у леворуких детей.
• Становление межполушарных связей у левшей происходит с опозданием.
• Эти дети часто демонстрируют грубейшее недоразвитие фонематического слуха.
• А доминирование правого полушария с его одномоментным восприятием информации приводит в дальнейшем к трудностям овладения фонематическим анализом.
Для левшей характерны следующие ошибки на письме и при чтении:
• трудности запоминания образа буквы (особенно заглавных);
• замены букв по оптико-кинетическому сходству;
• ошибки, связанные с недостаточностью фонематических процессов;
• несоблюдение границ слов и предложений, трудности в употреблении заглавных букв;
• «зеркальное» письмо и чтение;
• пропуски, антиципации, персеверации, перестановки букв и слогов
Трудности левшей при обучении математике.
• Ошибки при счете,
• ошибки при выборе порядка действий в числовом выражении,
• ответы в примерах часто отличаются от того, что ожидается, хотя бы на единицу, причем как в устных, так и в письменных вычислениях;
• Чтение задач часто вызывает у правополушарного ученика трудности в понимании содержания.
• Правополушарные дети решают арифметические задачи не с помощью выявления принципиального ключа, а каждый раз очень конкретно и индивидуально, с использованием бытовых ассоциаций.
Практические рекомендации для педагогов и родителей.
• Для леворукого ребенка жесткое соблюдение режима дня может быть непомерно трудным
• Медлительность левшей, с характерным застреванием в начале любого вида деятельности не должна стать предметом упреков.
• Ни в коем случае левшу нельзя торопить, в суете он или наделает массу ошибок, или остановится совсем.
• Необходимость создания спокойной доброжелательной атмосферы во время занятия
• Левши ведут себя иначе, пытаясь всеми силами добиться ясности в интересующем их вопросе
• Необходимость использования пошаговой подачи материала с выделением необходимых этапов в процессе усвоения любого алгоритма.
• Следует иметь в виду, что часто леворукого ребенка смущает не суть выполняемого действия, а объем задания
• Нужно поддерживать постоянную обратную связь с ребенком. Левша не может что-то изучать, не понимая.
Обучение письму леворукого ребенка.
• В классе за партой леворукий ребенок должен всегда сидеть слева от своего соседа.
• Настольная лампа должна располагаться справа от ребенка.
• Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола, и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая лежала на столе и придерживала тетрадь.
• Не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо.
• Категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма
• Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно
• Для того чтобы в будущем у него не возникали проблемы при обучении письму, нужно еще до школы (после 5 лет) научить его правильно сидеть за столом, держать ручку и тетрадь.
Как правильно держать ручку.
• Ручка должна лежать на правой стороне среднего пальца. Указательный палец придерживает ее сверху, а большой поддерживает с правой стороны. Все три пальца нужно по возможности вытянуть и не сжимать ручку сильно.
• Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.
• Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть не более 4 см. Это чуть выше, чем у праворуких. Необходимо для того, чтобы не закрывать линию письма.
• Указательный палец при этом не образует угол с ручкой, а как бы является ее продолжением. Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну линию с рукой.
Общие рекомендации логопедической работы с левшами.
• Необходимо провести диагностику для определения коэффициента полушарной асимметрии.
• Для повышения эффективности обучения левшей необходимо как можно чаще обращаться к возможностям правого полушария: большую скорость и эмоциональность восприятия, целостность, образность, вовлечение непроизвольной памяти.
• При обучении леворукие больше ориентируются на чувственные ощущения (зрительные, осязательные и т. д., а не на речь. Для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок, предмет, наглядное пособие.
• Для леворуких трудна работа в больших группах при жестко регламентированных условиях и строгом соподчинении. Им необходима собственная инициатива и интуиция, индивидуальная работа, когда нет жесткого регламента, строгого подчинения.
Нормализация пространственных представлений.
• Следует максимально использовать внешние маркеры (цвета, различные формы и т. д.).
• Левша должен всё потрогать, почувствовать своим телом, руками.
• Осваивая внешнее пространство, нужно пытаться изобразить понятия «ближе-дальше, выше-ниже и т. д.» на листе бумаги в виде схемы, найти в книгах и фильмах.
• Рисуя, подскажите левше с чего начать, задайте алгоритм деятельности
Необходимо помочь левше выстроить алгоритм выполнения программы в любой деятельности, в том числе и учебной.
Работа с пространством.
• Ориентировка в собственном телесном пространстве
• Ориентировка в окружающем относительно себя
• Освоение направлений движения
• Ориентировка во взаимном пространственном расположении предметов
• Выполнение речевых проб Хэда (импрессивная вербализация)
• Ориентировка на плоскости
• Ориентировка на нелинованном листе бумаги
• Работа на доске
• Работа в перевёрнутом пространстве
• Вербализация пространственных ориентировок (работа с предлогами)
• Ориентировка в пространстве тетради
• Ориентировка в пространстве буквы
• Ориентировка в пространстве слога, слова, предложении
Анализ зрительного образа буквы.
• необходимо включить в работу зрительный анализ буквы, привлекать конструктивно-пространственные опоры (куда смотрит буква, откуда берет начало, из каких элементов состоит).
• Полезно проговаривать словами графическую структуру буквы: «Эта палочка вверху, эта идёт вправо…».
Формирование буквенного гнозиса.
Рассматривание буквы, её поэлементный состав.
Модель написания
Работа над образом буквы:
• собираем из элементов – одноцветных, разноцветных
• включение конфликтных элементов
• опознание букв в зашумовках
• выбор буквы в зашумлённом пространстве
поиск букв в сюжетном рисунке
• поиски сходства и различия сходных букв
• преобразование букв.
• соотнесение буквы с картинкой.
• Зрительное сопоставление и накладывание буквы на другую.
• При письме в тетради следует ввести для них специальные указатели и опорные точки.
• На занятиях нужно использовать конструирование букв из различных деталей.
• Правильное написание букв и цифр отрабатывается пошагово.
• Для лучшего запоминания словарных слов можно использовать метод орфографического ритмизированного произнесения слов и фраз.
• Послоговой ритм опирается на музыкальные и ритмические способности правого полушария и включает древнюю подкорковую память.
• Этот метод произнесения с ритмом может осуществляться со слуха, глядя на текст, по памяти.
Полезно, чтобы ребёнок не только проговаривал, но и слушал записанный ритмизированный текст, который должен подаваться то в оба наушника, то в один.
Орфографические правила.
• Левши пишут грамотно, не зная правил (языковое чутье, а после их изучения начинают допускать ошибки.
• Это связано с проблемами недостаточности динамических процессов.
• Возможно, им не хватает времени для проверки в процессе письма.
• «Цейтнотные» дислексия и дисграфия у леворуких обусловлены непосильным для ребёнка темпом деятельности.
• Леворукие дети по типу своей мозговой организации имеют право на замедленность любой деятельности.
Погоня за темпом чтения и письма может сыграть отрицательную роль в обучении таких детей.