Юлия Зайцева
Консультация «Особенности развития детей раннего и дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте (4-7 лет) организм ребенка укрепляется, развивается, крепнет мускулатура, продолжается развитие скелета, ребенок переходит на режим питания взрослого.
К концу дошкольного периода начинается смена молочных зубов. Ребенок все теснее соприкасается с бытом взрослых, которые оказывают на него большое влияние. В этом возрасте легко возникают травмы, так как дети очень любознательны, но у них отсутствует опыт, а надзор со стороны взрослых нередко недостаточен.
Публикация «Консультация „Особенности развития детей раннего и дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Правильная организация среды в детском коллективе, введение в процесс игры элементов коллективности и трудового воспитания являются наилучшей профилактикой возможных дефектов воспитания.
По уровню интеллектуального развития ребенок к концу этого периода должен быть готов к поступлению в школу.
Процесс роста в этом периоде замедляется по сравнению с предыдущим возрастом. Постоянно совершенствуются все функциональные возможности детского организма, но все же он продолжает отличаться повышенной ранимостью.
Частота острых детских инфекций остается высокой в следствии частого контакта с окружающими. Однако детские инфекции в этом возрасте протекают легче и дают меньше тяжелых осложнений. Частота инфицирования туберкулезом возрастает.
В этом периоде детства могут проявляться различные формы эндокринных расстройств.
В течение первых 6-ти месяцев жизни масса головного мозга увеличивается на 86,3 %. В период от 2-8 лет рост головного мозга замедляется и в последующем масса его изменяется незначительно.
Мозговая ткань ребенка богата водой, содержит мало лецитина и других специфических органических веществ. Борозды и извилины выражены слабо. Серое вещество мозга плохо дифференцируется от белого вещества.
В первые 5 лет борозды становятся глубже, извилины крупнее и длиннее. Образуются новые мелкие борозды и извилины. Все это приводит к увеличению общей поверхности полушарий головного мозга.
Нервных клеток в больших полушариях столько же сколько и у взрослых, но они не зрелые. Процесс созревания нервных клеток в разных отделах головного мозга совершается неодинаково энергично: для клеток коры он заканчивается к 18-20 мес., в продолговатом мозге к 7 годам.
Спинной мозг к моменту рождения ребенка оказывается более совершенным по своему строению.
Поскольку кора, пирамидные пути, полосатое тело к рождению ребенка недостаточно развиты, все жизненные функции у новорожденного регулируются промежуточным мозгом, т. е. подкорковыми центрами.
"Особенности развития высшей нервной деятельности"
Развитие личности происходит у ребенка с первых дней жизни. Кора больших полушарий начинает выполнять свою функцию: установление связи организма с внешним миром (окружающей средой). Эти связи у него устойчивые и яркие. А это значит, что ребенок может сравнительно быстро приобрести определенные навыки поведения, привычки, которые потом остаются на длительное время, часто на всю жизнь.
В то же время следует помнить, что вновь образованные рефлексы легко угасают при воздействии неблагоприятных и сильных раздражителей. Например, ребенок попал в больницу, то он нередко теряет навыки, приобретенные до этого. Незнакомые раздражители и впечатления вызывают чрезмерное раздражение, что выражается в беспокойстве ребенка, капризах, плаче, крике или же в заторможенности, вялости, сонливости.
С 6-ти месяцев дети различают цвета, а с 3 лет правильно называют их.
Следовательно, окружающий мир ребенок познает через органы чувств.
Огромную роль в поведении ребенка играет речь – вторая сигнальная система.
Становление детской речи происходит по законам образования условных рефлексов и проходит через несколько этапов. На 2-3-м году жизни особенно бурно и интенсивно идет развитие речи. К двум годам словарный запас ребенка должен состоять примерно из 200 слов.
Речь развивается путем подражания, поэтому особенно важно разговаривать с ребенком правильно.
Определяющим и основным фактором развития ВНД ребенка является окружающая среда.
"Гигиена нервной деятельности"
Развитие и воспитание ребенка складывается из определенного распорядка жизни (режима, из привития ему необходимых навыков, из создания условий, которые обеспечили бы правильное развитие его движений, речи, а также бодрое, жизнерадостное настроение, из ежедневных прогулок и общения с другими детьми и взрослыми.
Ребенок, с первых дней жизни, должен иметь определенный режим дня, который предусматривает, прежде всего, правильную организацию сна и бодрствования.
Принимать пищу и ложиться спать ребенок должен в одни и те же часы. Сон ребенка любого возраста только тогда будет крепким, когда он заснет после спокойной игры, в тишине, при условии, если свет не падает в глаза, в хорошо проветриваемой комнате или с открытой форточкой.
Нельзя укачивать ребенка, носить его на руках, петь песни, рассказывать сказки, давать в кровать игрушки, брать к себе в постель.
Игра в жизни ребенка – это средство развития и познания жизни. В игре формируются основные движения – хватание, ползание, сидение, вставание, ходьба, лазание. Одновременно игра способствует развитию речи, внимания, наблюдательности, памяти, выработке определенных норм поведения. В игре закладывается основа будущего характера.
Важное значение имеют игрушки, которые ребенок должен видеть после 1-го месяца жизни. Характер игрушек меняется в зависимости от возраста.
Игра для ребенка на 3-м году должна быть более разнообразной и сложной (рисование, лепка, игра с песком, водой, стройка и конструкции из мелкого и крупного строительного материала, одежда для кукол, посуда, мебель, разрезные картинки).
В этом возрасте надо приучать ребенка к аккуратности и бережному отношению к игрушкам.
Приобретение навыков имеет большое значение для здоровья ребенка и их надо вырабатывать с раннего возраста.
С возрастом у ребенка воспитываются, закрепляются навыки (мыть руки пред едой, не выходить из-за стола с куском хлеба, уметь пользоваться салфеткой, носовым платком).
Следует приучать ребенка к опрятности в одежде. К 3-му году можно приучать детей при раздевании складывать одежду и обувь на место и даже вешать на вешалку.
Следует особое внимание уделять уходу за полостью рта.
Гигиенические навыки, которые прививаются дошкольникам, должны систематически подкрепляться у детей школьного возраста.
Способность нервных клеток находиться в деятельном состоянии у детей весьма незначительна.
Кроме того, нервные процессы не могут концентрироваться только в определенных центрах, а распространяются по всей коре головного мозга. Следствием такого состояния является быстрое утомление нервной системы.
Для нормального развития НС и предупреждения раннего или сильного утомления во время бодрствования огромное значение имеет правильная организация режима их жизни.
Правильный режим – это рациональная продолжительность и четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток.
Режим должен предусматривать достаточное время для всех необходимых элементов жизнедеятельности ребенка (сон, прогулки, занятия и пр.).
Строгое соблюдение режима дня способствует возникновению у детей прочных условных рефлексов (связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой.
Организм ребенка в каждый отдельный отрезок времени как бы подготавливается к тому виду деятельности, который ему предстоит сделать, выполнить, в результате все процессы (усвоение пищи, засыпание, пробуждение и др.) – протекают быстрее и с меньшими затратами энергии.
Правильный режим дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, работоспособность, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья.
Чтобы обеспечить правильный режим в дошкольном учреждении, детей распределяют по группам. Каждая группа имеет свой распорядок дня, учитывающий особенности детей данного возраста.
С круглосуточным пребыванием детей в д-садах подъем в 6. До завтрака дети умываются, выполняют закаливающие процедуры, занимаются гимнастикой и одеваются.
В детских садах с дневным пребыванием, добавляется еще обязательный профосмотр детей.
Общая суточная продолжительность сна и частота его в дневное время с возрастом детей уменьшается, а время бодрствования увеличивается.
У детей старше 3 лет кроме игр и прогулок есть еще самообслуживание, дежурство по столовой, работа в уголке природы, выполнение трудовых поручений.
Спать ложатся в 20-20.45 в зависимости от возраста.
Детей, перенесших тяжелые заболевания, а также страдающих хроническими заболеваниями, следует раньше укладывать и позже других поднимать, удлинять их прогулки на свежем воздухе, ограничивать продолжительность занятий. В некоторых случаях таким детям следует назначить дополнительное питание.
В детских учреждениях санаторного типа такой режим распространяется на всех детей.
В теплое время года рекомендуется увеличивать пребывание детей на свежем воздухе за счет проведения многих видов деятельности на участке. В этот период ночной сон детей несколько укорачивается, а дневной соответственно удлиняется. Продолжительность и характер занятий изменяется.