Папки-передвижки

Консультация «Особенности развития детей раннего и дошкольного возраста»

Юлия Зайцева
Консультация «Особенности развития детей раннего и дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

В дошкольном возрасте (4-7 лет) организм ребенка укрепляется, развивается, крепнет мускулатура, продолжается развитие скелета, ребенок переходит на режим питания взрослого.

К концу дошкольного периода начинается смена молочных зубов. Ребенок все теснее соприкасается с бытом взрослых, которые оказывают на него большое влияние. В этом возрасте легко возникают травмы, так как дети очень любознательны, но у них отсутствует опыт, а надзор со стороны взрослых нередко недостаточен.

Публикация «Консультация „Особенности развития детей раннего и дошкольного возраста“» размещена в разделах

Правильная организация среды в детском коллективе, введение в процесс игры элементов коллективности и трудового воспитания являются наилучшей профилактикой возможных дефектов воспитания.

По уровню интеллектуального развития ребенок к концу этого периода должен быть готов к поступлению в школу.

Процесс роста в этом периоде замедляется по сравнению с предыдущим возрастом. Постоянно совершенствуются все функциональные возможности детского организма, но все же он продолжает отличаться повышенной ранимостью.

Частота острых детских инфекций остается высокой в следствии частого контакта с окружающими. Однако детские инфекции в этом возрасте протекают легче и дают меньше тяжелых осложнений. Частота инфицирования туберкулезом возрастает.

В этом периоде детства могут проявляться различные формы эндокринных расстройств.

В течение первых 6-ти месяцев жизни масса головного мозга увеличивается на 86,3 %. В период от 2-8 лет рост головного мозга замедляется и в последующем масса его изменяется незначительно.

Мозговая ткань ребенка богата водой, содержит мало лецитина и других специфических органических веществ. Борозды и извилины выражены слабо. Серое вещество мозга плохо дифференцируется от белого вещества.

В первые 5 лет борозды становятся глубже, извилины крупнее и длиннее. Образуются новые мелкие борозды и извилины. Все это приводит к увеличению общей поверхности полушарий головного мозга.

Нервных клеток в больших полушариях столько же сколько и у взрослых, но они не зрелые. Процесс созревания нервных клеток в разных отделах головного мозга совершается неодинаково энергично: для клеток коры он заканчивается к 18-20 мес., в продолговатом мозге к 7 годам.

Спинной мозг к моменту рождения ребенка оказывается более совершенным по своему строению.

Поскольку кора, пирамидные пути, полосатое тело к рождению ребенка недостаточно развиты, все жизненные функции у новорожденного регулируются промежуточным мозгом, т. е. подкорковыми центрами.

"Особенности развития высшей нервной деятельности"

Развитие личности происходит у ребенка с первых дней жизни. Кора больших полушарий начинает выполнять свою функцию: установление связи организма с внешним миром (окружающей средой). Эти связи у него устойчивые и яркие. А это значит, что ребенок может сравнительно быстро приобрести определенные навыки поведения, привычки, которые потом остаются на длительное время, часто на всю жизнь.

В то же время следует помнить, что вновь образованные рефлексы легко угасают при воздействии неблагоприятных и сильных раздражителей. Например, ребенок попал в больницу, то он нередко теряет навыки, приобретенные до этого. Незнакомые раздражители и впечатления вызывают чрезмерное раздражение, что выражается в беспокойстве ребенка, капризах, плаче, крике или же в заторможенности, вялости, сонливости.

С 6-ти месяцев дети различают цвета, а с 3 лет правильно называют их.

Следовательно, окружающий мир ребенок познает через органы чувств.

Огромную роль в поведении ребенка играет речь – вторая сигнальная система.

Становление детской речи происходит по законам образования условных рефлексов и проходит через несколько этапов. На 2-3-м году жизни особенно бурно и интенсивно идет развитие речи. К двум годам словарный запас ребенка должен состоять примерно из 200 слов.

Речь развивается путем подражания, поэтому особенно важно разговаривать с ребенком правильно.

Определяющим и основным фактором развития ВНД ребенка является окружающая среда.

"Гигиена нервной деятельности"

Развитие и воспитание ребенка складывается из определенного распорядка жизни (режима, из привития ему необходимых навыков, из создания условий, которые обеспечили бы правильное развитие его движений, речи, а также бодрое, жизнерадостное настроение, из ежедневных прогулок и общения с другими детьми и взрослыми.

Ребенок, с первых дней жизни, должен иметь определенный режим дня, который предусматривает, прежде всего, правильную организацию сна и бодрствования.

Принимать пищу и ложиться спать ребенок должен в одни и те же часы. Сон ребенка любого возраста только тогда будет крепким, когда он заснет после спокойной игры, в тишине, при условии, если свет не падает в глаза, в хорошо проветриваемой комнате или с открытой форточкой.

Нельзя укачивать ребенка, носить его на руках, петь песни, рассказывать сказки, давать в кровать игрушки, брать к себе в постель.

Игра в жизни ребенка – это средство развития и познания жизни. В игре формируются основные движения – хватание, ползание, сидение, вставание, ходьба, лазание. Одновременно игра способствует развитию речи, внимания, наблюдательности, памяти, выработке определенных норм поведения. В игре закладывается основа будущего характера.

Важное значение имеют игрушки, которые ребенок должен видеть после 1-го месяца жизни. Характер игрушек меняется в зависимости от возраста.

Игра для ребенка на 3-м году должна быть более разнообразной и сложной (рисование, лепка, игра с песком, водой, стройка и конструкции из мелкого и крупного строительного материала, одежда для кукол, посуда, мебель, разрезные картинки).

В этом возрасте надо приучать ребенка к аккуратности и бережному отношению к игрушкам.

Приобретение навыков имеет большое значение для здоровья ребенка и их надо вырабатывать с раннего возраста.

С возрастом у ребенка воспитываются, закрепляются навыки (мыть руки пред едой, не выходить из-за стола с куском хлеба, уметь пользоваться салфеткой, носовым платком).

Следует приучать ребенка к опрятности в одежде. К 3-му году можно приучать детей при раздевании складывать одежду и обувь на место и даже вешать на вешалку.

Следует особое внимание уделять уходу за полостью рта.

Гигиенические навыки, которые прививаются дошкольникам, должны систематически подкрепляться у детей школьного возраста.

Способность нервных клеток находиться в деятельном состоянии у детей весьма незначительна.

Кроме того, нервные процессы не могут концентрироваться только в определенных центрах, а распространяются по всей коре головного мозга. Следствием такого состояния является быстрое утомление нервной системы.

Для нормального развития НС и предупреждения раннего или сильного утомления во время бодрствования огромное значение имеет правильная организация режима их жизни.

Правильный режим – это рациональная продолжительность и четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток.

Режим должен предусматривать достаточное время для всех необходимых элементов жизнедеятельности ребенка (сон, прогулки, занятия и пр.).

Строгое соблюдение режима дня способствует возникновению у детей прочных условных рефлексов (связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой.

Организм ребенка в каждый отдельный отрезок времени как бы подготавливается к тому виду деятельности, который ему предстоит сделать, выполнить, в результате все процессы (усвоение пищи, засыпание, пробуждение и др.) – протекают быстрее и с меньшими затратами энергии.

Правильный режим дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, работоспособность, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья.

Чтобы обеспечить правильный режим в дошкольном учреждении, детей распределяют по группам. Каждая группа имеет свой распорядок дня, учитывающий особенности детей данного возраста.

С круглосуточным пребыванием детей в д-садах подъем в 6. До завтрака дети умываются, выполняют закаливающие процедуры, занимаются гимнастикой и одеваются.

В детских садах с дневным пребыванием, добавляется еще обязательный профосмотр детей.

Общая суточная продолжительность сна и частота его в дневное время с возрастом детей уменьшается, а время бодрствования увеличивается.

У детей старше 3 лет кроме игр и прогулок есть еще самообслуживание, дежурство по столовой, работа в уголке природы, выполнение трудовых поручений.

Спать ложатся в 20-20.45 в зависимости от возраста.

Детей, перенесших тяжелые заболевания, а также страдающих хроническими заболеваниями, следует раньше укладывать и позже других поднимать, удлинять их прогулки на свежем воздухе, ограничивать продолжительность занятий. В некоторых случаях таким детям следует назначить дополнительное питание.

В детских учреждениях санаторного типа такой режим распространяется на всех детей.

В теплое время года рекомендуется увеличивать пребывание детей на свежем воздухе за счет проведения многих видов деятельности на участке. В этот период ночной сон детей несколько укорачивается, а дневной соответственно удлиняется. Продолжительность и характер занятий изменяется.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Колодец» для развития мелкой моторики детей раннего и дошкольного возрастаДидактическая игра «Колодец» для развития мелкой моторики детей раннего и дошкольного возраста В продолжении темы развития мелкой моторики детей раннего и дошкольного возраста, хочется отметить, что хорошими помощниками в развитии.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Игры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возрастаИгры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста Предложенные игры помогут детям научиться различать цвета, правильно их называть. Некоторые дети без проблем запоминают цвета (синий, жёлтый,.

Консультация для родителей «Аппликация как средство развития творческих способностей детей раннего возраста»Консультация для родителей «Аппликация как средство развития творческих способностей детей раннего возраста» Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: их радует яркий цвет бумаги, удачное расположение фигур, большой.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Особенности развития детей раннего и дошкольного возраста»
Опубликовано: 16 июня 2022 в 16:48
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Особенности развития детей раннего и дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Зайцева (УИ 1244770) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД