Папки-передвижки

Консультация по теме «Двигательная активность как основа оздоровительно-образовательной работы в ДОУ»

Елена Субботина
Консультация по теме «Двигательная активность как основа оздоровительно-образовательной работы в ДОУ»

Двигательная активность как основа оздоровительно-образовательной работы в ДОУ

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах РФ. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие человека.

Здоровье ребё нка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных гигиенических, а также от характера педагогических возможностей. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма, двигательная активность (ДА) – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только ДА, находящаяся в пределах оптимальных величин. Так, при гиподинамии (режиме малоподвижности) возникает целый ряд негативных для ребё нка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Гиперкинезия (чрезмерно большая ДА) также нарушается принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно-сосудистой системы и неблагоприятно отразится на развитии организма ребёнка. Поэтому требуется особое внимание к созданию предпосылок для обеспечения детей рациональным уровнем ДА.

Публикация «Консультация по теме „Двигательная активность как основа оздоровительно-образовательной работы в ДОУ“» размещена в разделах

Возрастные и индивидуальные особенности ДА детей в значительной мере определяются как условиями организации деятельности, так и её характером и содержанием. Особенно велика роль целенаправленного руководства двигательной деятельностью детей.

Анализ организации двигательного режима позволил выявить основные причины, его несовершенства, которыми являлись:

относительно низкая моторная плотность (менее 70%) и слабый тренирующий эффект разных типов физкультурных занятий;

недостаточное внесение в разные организованные формы работы по физической культуре циклических упражнений, направленных на развитие выносливости;

нерациональный подбор игр и упражнений во время прогулок без учёта сезонных проявлений года, а также недостаточное использование физкультурных пособий и всего окружающего пространства;

- 2 -

бессистемный подход к коррекционной работе с детьми по развитию моторики;

не всегда учитывается принцип соответствия физкультурного оборудования возрастным этапам развития моторики детей.

Кроме того, не в полной мере педагогами учитываются индивидуальные проявления ДА детей во время организованной и самостоятельной деятельности.

В связи с этим возникает настоятельная необходимость совершенствования двигательного режима детей в дошкольном учреждении, который будет способствовать воспитанию здорового ребёнка и его разностороннему развитию. В основу разработки двигательного режима должен быть положен ряд принципов (оздоровительная направленность, естественное стимулирование ДА и интеллектуальной активности) с учётом преемственности и своеобразия педагогических воздействий в разных возрастных группах. Среди них важное место отводится принципу индивидуального дифференцированного подхода, который позволяет обеспечить максимальное развитие каждого ребёнка, мобилизацию его активности и самостоятельности.

Распределение детей на подгруппы в зависимости от степени подвижности детей целесообразно распределить их на три основные подгруппы (высокая, средняя и низкая подвижность). Каждая подгруппа детей характеризуется определёнными сочетаниями уровней объёма, продолжительности и интенсивности ДА.

I подгруппа.

К первой подгруппе относятся дети с высокой интенсивностью ДА независимо от объёма и продолжительности ДА. Для них характерна высокая подвижность, достаточно богатый двигательный опыт, позволяющий обогащать свою самостоятельную деятельность. В тоже время эти дети не отличаются достаточной ловкостью и координацией движений и часто бывают, невнимательны при объяснении и выполнении заданий. Им свойственна однообразная двигательная деятельность на прогулке, насыщенная играми с преобладанием бега и прыжков. Во время физкультурных занятий дети с высокой интенсивностью ДА не умеют выполнять двигательные задания в умеренном темпе и часто не доводят их до конца, совершая не нужные беспорядочные движения (покачивания, полуприседания, подпрыгивания). Некоторые дети этой подгруппы (как правило, это дети второй и третей группы здоровья) отличаются повышенной психомоторной возбудимостью, гиперактивностью. Им свойственны двигательная расторможенность, суетливость, беспокойство, несдержанность и раздражительность. У них слабо сформированы механизмы саморегуляции деятельности и поведения. Нередко у

- 3 -

гиперактивных детей наблюдается неблагоприятные реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. Это проявляется в замедленном восстановлении частоты сердечных сокращений и показателей артериального давления после окончания выполнения физических упражнений.

II подгруппа.

Вторую подгруппу составляют дети со средним уровнем всех трёх показателей ДА, а также дети, у которых наблюдалось сочетание среднего и высокого уровней объёма и продолжительности со средней и низкой интенсивностью ДА. Как правило, дети этой группы имеют высокие и средние показатели физической подготовленности и хороший уровень развития двигательных качеств. Для них характерно разнообразие самостоятельной двигательной деятельности, насыщенной играми и упражнениями разной степени интенсивности, целесообразное их чередование. Они отличаются уравновешенным поведением, преимущественно хорошим настроением, положительными эмоциями. Им свойственна самостоятельность в выборе игр и физкультурных пособий, и, как правило, они являются инициаторами коллективных игр.

III подгруппа.

Дети третьей подгруппы имеют низкий объём ДА в сочетании с низкими и средними показателями продолжительности и интенсивности. У всех детей этой подгруппы отмечено отставание показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов. Им присуща однообразная малоподвижная деятельность с преобладанием статического компонента. Чаще всего они бывают не уверены в своих возможностях и отказываются выполнять трудные задания и участвовать в играх-соревнованиях. При возникновении сложности в выполнении задания они пассивно ждут помощи со стороны взрослого, проявляя медлительность, нерешительность и обидчивость. Каких-либо закономерностей в реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку у этих детей не выявлено.

Модель двигательного режима.

Двигательный режим в ДУ включает в себя всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную. При разработке рационального двигательного режима важно не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в ДА, но и предусмотреть рациональное содержание ДА, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. ДА дошкольника должна быть целенаправленна и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям

- 4 -

организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребёнку. Поэтому педагогам необходимо позаботится об организации детской двигательной деятельности, её разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к её содержанию. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.

Рациональное сочетание разных видов занятий по физической культуре представляет целый комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий.

Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, прогулки-походы в лес, подвижные игры и физические упражнения на прогулке выполняют организационно-оздоровительные задачи.

Физкультминутка, двигательная разминка снимают утомление у детей и повышают их умственную работоспособность. На учебных занятиях дети учатся, приобретают необходимые навыки, умения, знания. Недели здоровья, физкультурный досуг, спортивные праздники – это активный отдых.

Кружки по интересам развивают двигательные способности и творчество детей. Индивидуальная и дифференцированная работа предназначена для коррекции физического и двигательного развития. Корригирующая гимнастика (назначается врачом) решает лечебно-профилактические задачи и предназначена для детей с ослабленным здоровьем. Логоритмическая гимнастика необходима для профилактики нарушения речи у детей и развития моторики.

Придавая особую значимость роли ДА в укреплении здоровья дошкольников, считаем необходимостью определить приоритеты в режиме дня.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной деятельности : утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой.

Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. Предлагаем проводить занятия по физической культуре не менее трёх раз в неделю в первой половине дня (одно на воздухе) по подгруппам. Формирование подгрупп должно осуществляться с учётом основных критериев : состояние здоровья, уровня, ДА и физической подготовленности.

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она даёт широкий

- 5 -

просмотр для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребёнка. Продолжительность её зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности, и поэтому педагогическое руководство самостоятельной деятельностью детей должно быть построено с учётом уровня ДА.

Задачи оптимизации ДА детей.

В процессе оптимизации ДА детей в дошкольном учреждении следует создавать такие условия, которые содействуют решению комплекса оздоровительных, воспитательных и образовательных задач.

Оздоровительные задачи.

Оздоровительные задачи направлены на удовлетворение потребности детей в движении, совершенствование систем и функций организма, сохранение и укрепление здоровья.

Воспитательные задачи.

Воспитательные задачи направлены на развитие умственных, духовных и физических способностей детей в их самом полном объёме.

Образовательные задачи.

Образовательные задачи направлены на овладение детьми определённым объёмом знаний, умений, навыков, физических качеств для их всестороннего развития.

Основные требования к двигательному режиму.

Для решения многогранных задач в процессе оптимизации ДА дошкольников необходимо выполнять некоторые основные требования, ведущие к усовершенствованию двигательного режима в ДУ.

1. Рациональное сочетание разных видов занятий.

2. Введение дополнительных занятий.

3. Сочетание движений разной интенсивности.

4. Эффективная организация учебных занятий.

5. Учёт индивидуальных особенностей ДА детей в самостоятельной деятельности.

6. Дифференцированный подход с учётом индивидуального уровня ДА детей.

7. Проведение коррекционной работы.

8. Организация активного отдыха детей.

9. Работа с родителями.

№ Виды занятий Особенности организации

1. Физкультурно-оздоровительные занятия.

1.1 Утренняя гимнастика Ежедневно на открытом воздухе или в зале. Длительность 5-10 мин.

1.2 Двигательная разминка Ежедневно во время большого перерыва между занятиями. Длительность 5-10 мин.

1.3 Физкультминутка Ежедневно по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий. Длительность 3-5 мин.

1.4 Подвижные игры и физические упражнения на прогулке Ежедневно во время утренней прогулки, подгруппами, подобранными с учётом уровня ДА детей. Длительность 25-30 мин.

1.5 Оздоровительный бег Два раза в неделю, подгруппами по 5-7 чел., во время утренней прогулки. Длит. 3-7 мин.

1.6 Индивидуальная работа по развитию движений Ежедневно во время вечерней прогулки. Длительность 12-15 мин.

1.7 Прогулки-походы или близлежащий парк (пешие, лыжные) Два-три раза в месяц, во время, отведённое для физкультурного занятия, организованных воспитателем игр и упражнений. Длительность 60-120 мин.

1.8 Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами Два-три раза в неделю, по мере пробуждения и подъёма детей. Длительность не более 10 мин.

1.9 Сауна с контрастным обливанием тела и сухим массажем, а также последующими играми в бассейне Два раза в месяц, группами не более 10 человек, во второй половине дня. Длительность всего комплекса 35-40 мин.

1.

10 Корригирующая гимнастика в сочетании с гидромассажем После дневного сна, по одному сеансу в месяц, в течении 10 дней подряд с последующим перерывом в 2 недели. Проводится по рекомендации врача. Длительность 7-15 мин.

1.

11 Логоритмическая гимнастика Два раза в неделю по подгруппам (проводится логопедом).

2. Учебные занятия

2.1 По физической культуре Три раза в неделю подгруппами, подобранными с учётом уровня ДА детей, проводится в первой половине дня (одно на воздухе). Длительность 15-35 мин.

2.2 По плаванию Два раза в неделю, во второй половине дня, подгруппами не более 10-12 человек. Длительность 20-35 мин.

3. Самостоятельные занятия

3.1 Самостоятельная двигательная деятельность Ежедневно, под руководством воспитателя, в помещении и на открытом воздухе. Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей.

4. Физкультурно-массовые занятия

4.1 Неделя здоровья (каникулы) Два-три раза в год (последняя неделя квартала).

4.2 Физкультурный досуг Один-два раза в месяц на воздухе совместно со сверстниками одной-двух групп. Длительность 50-60 мин.

4.3 Физкультурно-спортивные праздники на открытом воздухе и на воде Два-три раза в год, внутри детского сада или совместно со сверстниками соседнего ДУ. Длительность 75-90 мин.

4.4 Игры-соревнования между возрастными группами или со школьниками начальных классов Один-два раза в год на воздухе или в зале. Длительность не более 60 мин.

4.5 Спартакиады вне детского сада Один раз в год в спортивном клубе или в школе своего микрорайона, участвуют дети с высоким уровнем физической подготовленности, по специальной программе. Длительность не более 120 минут.

5. Внегрупповые (дополнительные) виды занятий

5.1 Группы ОФП По желанию родителей и детей не более двух раз в неделю. Длительность 25-30 мин.

5.2 Спортивные кружки, танцы По желанию родителей и детей не более двух раз в неделю. Длительность 20-35 мин.

6. Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи

6.1 Домашние задания Определяются воспитателем

6.2 Физкультурные занятия детей совместно с родителями в дошкольном учреждении По желанию родителей, воспитателей и детей.

6.3 Участие родителей в физкультурно-оздоровительных, массовых мероприятиях детского сада. Во время подготовки и проведения физкультурных досугов, праздников, недели здоровья, туристических походов, посещения открытых занятий.

Публикации по теме:

Консультация «Двигательная активность детей» Великая ценность каждого человека - здоровье, оно немыслимо без физической культуры. Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно.

Двигательная активность детей посредством посещения зоопарка г. Ростова-на-ДонуДвигательная активность детей посредством посещения зоопарка г. Ростова-на-Дону Зоопарк,как всем известно, это музей живой природы, в котором вы знакомитесь с представителями животного мира нашей планеты. Здесь изучают.

Двигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учрежденияДвигательная активность детей в условиях дошкольного образовательного учреждения Главная цель педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении - охрана и укрепление здоровья, полноценное физическое и психическое.

Двигательная активность детей во время прогулки.Двигательная активность детей во время прогулки. Подвижная игра «Боулинг» Цель игры:  Развивать глазомер,  меткость, координацию движений, укреплять мышцы рук и туловища у детей, умение.

Двигательная активность — залог здоровья детей! Фотоотчет из жизни малышейДвигательная активность — залог здоровья детей! Фотоотчет из жизни малышей Двигательная активность необходима для растущего организма, неподвижность утомляет детей. Внутри каждого ребенка свой двигатель- моторчик.

Фотоотчёт «Двигательная активность детей на прогулке»Фотоотчёт «Двигательная активность детей на прогулке» Фотоотчёт «Двигательная активность детей на прогулке» В нашем ДОУ продолжается летний оздоровительный период. Дошколята больше времени.

Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в старшей группе по теме «9 мая — День Победы»Комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в старшей группе по теме «9 мая — День Победы» Тема: 9 мая - День Победы! Цель: Дать доступные детям представления о государственном празднике - День Победы. Учить рассказывать, отвечать.

Консультация для педагогов «Двигательная активность — средство полноценного развития детей»Консультация для педагогов «Двигательная активность — средство полноценного развития детей» Консультация для педагогов «Двигательная активность – средство полноценного развития детей» Развитие двигательной активности ребенка в.

Консультация для родителей «Двигательная активность детей»Консультация для родителей «Двигательная активность детей» «Активность ребёнка – залог его здоровья» От двигательной активности ребёнка во многом зависят развитие его физических качеств, состояние.

Консультация для воспитателей «Двигательная активность детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Двигательная активность детей дошкольного возраста» Развитие двигательной активности ребенка в детском саду является первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый, нормально.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация по теме «Двигательная активность как основа оздоровительно-образовательной работы в ДОУ»
Опубликовано: 17 ноября 2021 в 20:44
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД