МААМ-картинки

Консультация «Обучение детей средствам и способам словообразования»

Ольга Рыжайкина
Консультация «Обучение детей средствам и способам словообразования»

Консультация

по теме «Обучение детей средствам и способам словообразования»

Интерес к проблеме детского словообразования возник ещё на рубеже VIII–XIX веков. Вплоть до настоящего времени интерес к этой проблеме не угасает, поскольку словообразование, выполняет множество функций, оказывает существенное влияние на развитие языковой компетенции и речевой коммуникации ребёнка в целом.

Публикация «Консультация „Обучение детей средствам и способам словообразования“» размещена в разделах

В лингвистике и психолингвистике понятие «словообразование» рассматривается в различных аспектах. Термином «словообразование» называют языковое явление, психологические процессы, а также лингвистическую дисциплину, науку об этом явлении.

Для самостоятельного словообразования важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное, поэтому необходимо развивать речевой слух, обогащать детей знаниями и представлениями об окружающем мире и соответственно словарём, прежде всего мотивированными словами (образованными от других, а также словами всех частей речи, обогащать смысловую сторону грамматических средств.

В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребёнок должен узнать его механизм и научиться, им пользоваться. Следует обратить внимание детей на способ образования слов при помощи суффикса (учитель-учительница) или приставки (ехал-уехал-переехал-выехал, сформировать навыки образования слов по аналогии.

В младшем дошкольном возрасте дети усваивают способы словообразования существительных с суффиксами, обозначающими детёнышей животных, посуды; некоторые способы образования глаголов с приставками.

Рассматривая, например, парные картинки (кошка и котёнок, мышь и мышонок, лошадь и жеребёнок и др., воспитатель учит детей образованию названий детёнышей с помощью суффиксов -онок, -ёнок; формирует представление о том, что у кошки детёныш называется котёнок, у мышки - мышонок, у утки - утёнок, у медведицы - медвежонок, у лисы - лисёнок.

Можно поиграть в игру с картинками. Воспитатель показывает картинку и говорит: «У меня котёнок. А у тебя кто?». Ребё нок отвечает: «А у меня котята».

В игре – драматизации «Кто пришёл?» детей учат образовывать уменьшительно – ласкательные названия детёнышей животных, употреблять их наименования в единственном и множественном числе.

Приходит котёнок, здоровается с детьми.

- Кто к нам пришёл? (котёнок).

- Как назовём ласково? (котёночек).

Появляются котята.

- Кто это ещё пришёл? (котята).

- А как их назвать ласково? (котятки).

- Какой котёночек? (маленький, пушистый).

- А какие котятки? (маленькие, пушистые).

Воспитатель обобщает: «Это котята. Они маленькие, пушистые. Их зовут ласково – котятки. Котятки любят свою маму – кошку».

Так же обыгрываются зайчонок и зайчата. К зайчатам и котятам приходят в гости утёнок и утята. Все они играют, веселятся, затем уходят.

В игре «Кто у кого» (у лисы – лисята, у ежа – ежата, у коровы – телята) детей учат употреблять названия животных и их детёнышей в именительном падеже единственного и множественного числа, в игре «Кого не стало» - употреблять названия животных в родительном падеже единственного и множественного числа (не стало ежат, лисят, цыплят, щенят).

Обучение образованию названий посуды при помощи суффикса проводится аналогично в играх – драматизациях и дидактических играх. Возможно создание игровых ситуаций: куклы пришли в гости, сели пить чай, на столе чайная посуда, сухари – в сухарнице, сахар – в сахарнице, хлеб – в хлебнице…

В младшей группе детей также учат образованию глаголов разными способами.

Образование глаголов от звукоподражательных слов :

- Кря! – Кря! – Кря! Кто это? (уточка).

- Что она делает? (крякает).

- Ква! – Ква! – Ква! Кто это? (лягушка).

- Что она делает? (квакает).

- Хрю! - Хрю! - Хрю! Кто это? (свинка).

- Что она делает? (хрюкает).

Образование глаголов при помощи приставки: ходить – заходить – уходить – приходить; вошёл – вышел – пришёл – ушёл. Знакомство детей со способами образования глаголов осуществляется в дидактических играх («Что делают на музыкальных инструментах?», «Кто что делает?». «Добавь слово», в играх – драматизациях с игрушками и в игровых ситуациях.

Напомним, что дети допускают ошибки в трудных формах словообразования. Чтобы предупреждать ошибки, взрослому целесообразно использовать речевой образец.

В среднем дошкольном возрасте проводится работа по обучению разным способам образования слов, относящихся к разным частям речи.

Детей учат соотносить названия животных и их детёнышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе, в родительном падеже множественного числа.

Проводятся те же дидактические игры, что и в младше группе: «Кто у кого?», «Угадай, кого не стало?», «Магазин игрушек». Содержание речевого материала в них меняется, становясь более сложным. Вводятся такие наименования животных, у которых детё ныш называется по-другому: у лошади – жеребёнок, у коровы – телёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок.

Педагог объясняет, что не у всех детёнышей животных есть имя, их так называют: детёныш жирафа, детёныш обезьяны.

Методика проведения игр тоже усложняется, дети уже самостоятельно образовывают названия детёнышей по аналогии с тем, что уже знакомо, что было в их опыте.

Игры и упражнения с грамматическим содержанием эффективны только тогда, когда в их основе лежат знания ребёнка, его представления об окружающей действительности, опыт.

Для формирования грамматических навыков в средней группе можно использовать игры – драматизации и дидактические игры с игрушками. Если же нужных игрушек не окажется (ежиха и ежата, медведица и медвежата, целесообразно использовать фланелеграф или теневой театр. Фигурки животных для них могут изготовить воспитатели.

В старшем дошкольном возрасте программа рекомендует знакомить детей с типичными способами словообразования.

Прежде всего, закрепляют полученные на предыдущих возрастных этапах такие грамматические навыки, как навыки образования наименований посуды и детёнышей животных и птиц с помощью суффикса (грачонок – грачата, снегирь – снегирята; один и много, но один птенчик – ласточка, синичка, много – ласточки, синички).

Здесь уместны задания на объяснения значения слов : «О чём говорит слово воробышек (Детёныш воробья, маленький, шаловливый, а воробей большой).

В основном при этом используются словесные игры и упражнения : «Магазин», «Зоопарк», «Угадай, чего не стало?». Закрепление наименований детёнышей может осуществляться в процессе рассматривания картин из серии «Дикие и домашние животные» (корова с телёнком, лошадь с жеребёнком).

Более сложная задача – образование названий профессий от разных частей речи с помощью суффиксов, приставок и других средств.

Ребёнок учится вычленять части слова (приставки, корни, суффиксы, окончания, осмысливать их, оперировать ими.

Чтобы уточнить, какие профессии знают дети, можно провести игру «Знаешь ли ты профессии?». Все вокруг нас трудятся. Часто название профессии (кем работает человек) очень похоже на его дела или его инструменты, машины: детей учит учитель, работает на кране – крановщик. Если вам скажут что делает человек, вы можете правильно назвать его профессию.

- Чинить часы … (часовщик); дома строит … (строитель); чинит сапоги … (сапожник).

В игре «Кто он такой?» дети учатся образовывать существительное от глагола. Образец: если он за всех заступается, он заступник.

- Он много работает, он … (работник); а когда часто дерётся, он … (драчун); много-много говорит, он … (говорун).

В игре «И я тоже» дети образуют с помощью суффикса существительные женского рода.

- Он лётчик – я тоже … (лётчица); он плясун – я тоже … (плясунья).

Детей учат подбирать однокоренные слова (слова – родственники) : берёза – берёзовый - подберёзовик; лист – лиственный – листопад.

Одна из задач – научить детей разным способам образования степеней сравнения прилагательных.

Сравнительная степень образуется при помощи суффиксов -её (-ей, -е, т. е. синтетический способ и при помощи слов более или менее аналитическим способом : чистый – чище – более чистый.

Целесообразно проводить небольшие по продолжительности упражнения (5-6 минут) :

- на образование прилагательных от основ существительных. (Какое варенье из малины? (малиновое);

- на употребление суффиксов существительных мужского и женского рода. (Занимается спортом? (спортсмен);

- на образование притяжательных прилагательных. (В доме жила коза. Чей дом? (козий). В другом доме жил верблюд. Чей дом? (верблюжий).

Учитывая растущее у ребёнка осознание особенностей своей и чужой речи, особую чувствительность к языку следует шире использовать вопросы проблемного характера.

Мясорубка. Для чего нужна? Почему её так назвали? (рубит мясо). Соковыжималка. Для чего она нужна? Почему её так назвали? (выжимает сок).

Итак, образование слов по существующим моделям (таких как чередование звуков, при помощи приставок и суффиксов, развитие новых значений, словосложения и т. д.) имеет большое значение для развития речи дошкольников. Дети узнают много нового и интересного в процессе образования новых слов, учатся правильно произносить эти слова и использовать их в своей речи, от этого речь ребёнка становится более интересной и насыщенной.

Публикации по теме:

Консультация «Обучение детей основам сюжетосложения» «Основы сюжетосложения» Сл 2 Актуальность: Игра как ведущий вид деятельности, который влияет на преодоление проблем в познавательной сфере.

Развитие двигательной активности детей раннего возраста по средствам кинезиологии Федеральное агентство по образованию Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное образовательное учреждение.

Развитие познавательной активности детей по средствам экспериментальной деятельностиРазвитие познавательной активности детей по средствам экспериментальной деятельности Воспитатель: Карасева Маргарита Геннадиевна На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение.

Консультация для учителей начальных классов «Обучение и воспитание детей со сложной структурой дефекта развития» «Обучение и воспитание детей со сложной структурой дефекта развития» В обучении детей с особыми образовательными потребностями, в том числе.

Консультация для педагогов «Обучение детей имитационным движениям» Консультация для педагогов «Обучение детей имитационным движениям» Подготовила воспитатель Мартынова И. Г. Имитационным движениям можно.

Консультация для родителей «Обучение детей немецкому языку в ДОУ» Многих родителей волнует именно этот вопрос: "Когда?" В пять лет? В семь? В три года? А может, пораньше? Есть и откровенные противники раннего.

Консультация для родителей по ПДД «Обучение детей наблюдательности на улице»Консультация для родителей по ПДД «Обучение детей наблюдательности на улице» Консультация для родителей "Обучение детей наблюдательности на улице" - Находясь на улице с ребенком, крепко держите его за руку. - Учите.

Консультация для родителей «Один дома. Обучение детей правилам безопасности» Один дома Порой в квартиру пытаются проникнуть злоумышленники. Оставлять маленьких детей дома одних – большой риск со стороны родителей.

Консультация для родителей «Советы решения детских конфликтов, обучение игровым способам примирения» Многие родители считают, что ребенок, когда ходит в детский сад, автоматически учится там дружить. На самом деле, это не так. Верней, не.

Логопедическая игра для формирования навыков словообразования и словоизменения у детей с ОНР на «Кольцах Луллия» «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Обучение детей средствам и способам словообразования»
Опубликовано: 9 декабря 2018 в 13:18
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД