Получи документы

Развитие познавательной активности детей по средствам экспериментальной деятельности (2 фото)

Маргарита Карасева
Развитие познавательной активности детей по средствам экспериментальной деятельности

Воспитатель: Карасева Маргарита Геннадиевна

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная активность, которая понимается мною не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества.

Публикация «Развитие познавательной активности детей по средствам экспериментальной деятельности» размещена в разделах

Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование. По словам американского философа Ральфа Эмерсона «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам»

В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно отстаивать свою собственную точку зрения, доказывать её правоту. Вот поэтому я выбрала тему моей проектной работы: «Развитие познавательной активности детей по средствам экспериментальной деятельности» Приступая к планированию работы по организации исследовательской деятельности со старшими дошкольниками в своей группе я поставила цель:

- Развивать познавательную активность детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами живой и неживой природы. - Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Приступив к работе, я провела диагностирование детей и результаты показали, что преобладает средний и низкий уровень сформированности представлений по экологии.

Затем разработала перспективный план, конспекты занятий по детскому экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста, распределила подборку практического материала по разделам, с указанием развивающих задач, названия опыта, перечня необходимых материалов и оборудования.

На подготовительном этапе внедрения детского экспериментирования мною были созданы в группе все оптимальные условия для исследовательской деятельности дошкольников, что позволило детям проявлять собственную исследовательскую (познавательную) активность. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности я в группе оборудовала детскую мини – лабораторию «Почемучки», состоящую из нескольких зон: - мини - лаборатории, где представлены различные материалы и приборы для исследования; - методического центра с перспективными планами запланированных опытов, методические рекомендации по проведению опытов, картотеки опытов и экспериментов; - центра «Хочу всё знать» со всякой познавательной и энциклопедической литературой, коллекциями;

Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую я активно использовала, являлись опыты. Планирование работы в нашей группе основано на трёх взаимосвязанных направлениях, каждая из которых включает в себя подразделы:

1направление: живая природа.

Здесь я запланировала опыты и эксперименты, расширяющие знания детей о строении растений, значении растений, функционировании растений, условиях жизни растений, особенностях поверхности овощей и фруктов, их форме, цвете, вкусе, запахе. Это и рассматривание, и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений. Был создан и разработан проект: «Огород на подоконнике», куда входили длительные наблюдения - эксперименты за прорастанием лука, редиса, «Как вырастить фасоль, картофель», за распусканием листочков на разных ветках (тополя, березы) и т. п.

2 направление:неживая природа (вода, воздух, почва, звук, свет, магнетизм, превращение веществ)

По этому направлению я запланировала цикл опытов и экспериментов «Волшебница-вода», «Превращение воды в лед», «Очистка воды от масла», «Извержение вулкана», «Выращивание кристаллов соли», «Невидимка - воздух».

Целью этих опытов было расширение и углубление представлений об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твёрдое, газообразное, знакомство с основными свойствами воды,

воздуха, формирование представлений о взаимодействии и переходе вещества из одного состояния в другое, знакомство со значимостью и ценностью воды и воздуха в жизни человека. Для знакомства с почвой мной было запланирован цикл опытов «А что у нас под ногами?» (из каких слоёв состоит почва, знакомство со свойствами

каждого слоя (песка, глины, камней, знакомство со значимостью почвы для жизни живых организмов.) Сюда входил цикл опытов про магнетизм: «Удивительный магнит», «Как достать скрепку из воды не намочив рук» (его скрытые свойства, использование свойств магнита человеком, знакомство с компасом, цикл опытов «Свет и цвет», «Звук».Так же было открытое занятие по валеологии,в котором использовался эксперимент «Как бежит кровь по венам».

3 направление: материал и их свойства Это цикл опытов, направленных на формирование представлений о материалах (ткани, бумаге, стекле, фарфоре, пластмассе, металлах, керамике). «Свойства бумаги», «Таинственные письма».

Огромное значение в работе с дошкольниками имеет тесное сотрудничество с родителями. Помимо родительских собраний и консультаций, для родителей выпускались небольшие буклеты и памятки. Работа с родителями - родительское собрание «Детское экспериментирование в детском саду и дома». Цель, которого показать, как опытная деятельность развивает в ребенке любознательность, познавательную деятельность, помогает ему углублять представления о живой и неживой природе, обобщать результаты опытов.

- консультации: «Детское экспериментирование дома», «Экспериментирование с водой», «Развитие исследовательских способностей детей дошкольного возраста в игре на природе», «Варианты совместной исследовательской деятельности детей и родителей дома» - консультации для воспитателей: «Проведение экспериментально – поисковой деятельности в детском саду», «Научите ребенка любить живую природу»

Благодаря исследовательской деятельности дети становятся более открытыми, стараются сами сделать какие- то выводы, в общем, познают окружающий мир благодаря собственным ощущениям. Открывают новые ощущения вместе со мной, с воспитателем. Поэтому хочу отметить, что знания, полученные в результате исследовательской деятельности, переносятся в дальнейшем, во все виды деятельности и повышают познавательную активность детей. А значит, это достижение и моего результата. Значит и я, живя сегодня в настоящем, делаю вклад в наше будущее. «… Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера». (А. Шапиро.)

Развитие познавательной активности детей по средствам экспериментальной деятельности
Фото №1 Воспитатель Карасева Маргарита Геннадиевна На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в
Публикации по теме:

Мастер-класс «Развитие двигательной активности и метроритмического слуха у детей 2–3 лет по средствам ритмопластики»Мастер-класс «Развитие двигательной активности и метроритмического слуха у детей 2–3 лет по средствам ритмопластики» Данный мастер-класс на тему «Развитие двигательной активности и метроритмического слуха у детей 2-3 лет по средствам ритмопластики» рекомендован.

Мастер-класс «Развитие двигательной активности и метроритмического слуха у детей 2–3 лет по средствам ритмопластики»Мастер-класс «Развитие двигательной активности и метроритмического слуха у детей 2–3 лет по средствам ритмопластики» Данный мастер-класс на тему «Развитие двигательной активности и метроритмического слуха у детей 2-3 лет по средствам ритмопластики» рекомендован.

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей во время поисково-исследовательской деятельности» Собенниковой О. Ю. Актуальность. Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Презентация «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность» Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность. Слайд № 2 В настоящее время.

Развитие поисковой активности и познавательной мотивации детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельност «Развитие поисковой активности и познавательной мотивации детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности». Ерофеева.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельностиРазвитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Одним из эффективных методов работы.

Развитие познавательной активности у дошкольников посредством экспериментальной деятельности В соответствии с требованиями ФГОС ДО одним из направлений содержания образовательной области “Познавательное развитие”, является - развитие.

Развитие творческой исследовательской активности у детей первой группы раннего развития в ходе экспериментальной деятельностиРазвитие творческой исследовательской активности у детей первой группы раннего развития в ходе экспериментальной деятельности Актуальность. Каждый ребенок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение.

Воспитание и развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение.

Консультация «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» развитие познавательнко-исслед. деятельности. pptx Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 «Одуванчик» города.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности детей по средствам экспериментальной деятельности
Опубликовано: 27 мая 2018 в 04:01
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД