Татьяна Устюжанина
Развитие познавательной активности у дошкольников посредством экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с требованиями ФГОС ДО одним из направлений содержания образовательной области “Познавательное развитие”, является - развитие познавательно-исследовательской деятельности. Экспериментирование”. В целевых ориентирах к выпускнику детского сада выделены следующие личностные качества:
• «Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире).
• Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.
• Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности).
Публикация «Развитие познавательной активности у дошкольников посредством экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
• В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.
• Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе
Наблюдая за своими воспитанниками, мы обратили внимание на то, что они часто самостоятельно экспериментируют с различными объектами окружающего мира, стремясь узнать что-то новое: дети разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет – не тонет, а иногда, бывает, что они пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п. Опасность такой “самостоятельности” в том, что дети не обладают необходимыми знаниями, жизненным опытом, основами безопасности. Поэтому мы решили познакомить детей со свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы, выбрав для своей работы детское экспериментирование. Это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется активность детей и получение новых знаний
Учитывая положение стандарта о том, что развивающая предметно-пространственная среда является важным условием, организовали в группе мини-лабораторию «Лаборатория чудес»
Оснастили всем необходимым для экспериментальной деятельности : лабораторная посуда, приборы,объекты неживой природы…
Свою работу по опытно – экспериментальной деятельности с детьми строили по трё м взаимосвязанным направлениям:
1. живая природа (многообразие живых организмов, их приспособление к окружающей среде и др.);
2. неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);
3. человек (преобразование предметов и явлений и др.)
Содержание опытно-экспериментальной деятельности дошкольников реализовали в двух основных составляющих блоках образовательного процесса:
Свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми.
Структура проведения опытов
В совместной исследовательской деятельности опирались на следующий алгоритм действий, где партнерская позиция проявляется особым образом:
1. Сначала ставили проблему и здесь есть два способа:
а) можно создать проблемную ситуацию (в рамках тематического планирования, которая приводит к открытию каких-либо закономерностей.
б) либо проблема формируется самим ребенком. Ведь интересно не может быть по расписанию или тогда, когда этого захотел. Ответ на детское «почему».
После того как создана проблема мы с детьми ищем пути решения проблем, выдвигаем гипотезы:
- дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания (эксперименты с воздухом «Воздух невидимка»).
- дети предсказывают вариант, а затем проверяют, правильно ли они мыслили ( опыты с водой: «Растворится или нет»).
Обсуждение увиденных полученных результатов проходило в форме круглого стола, детям разрешалось свободно перемещаться, для того, чтобы взять тот или иной материал или посмотреть ход эксперимента у своего товарища.
Выводы фиксировали графически. Такой алгоритм работы позволяет
активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности :
Экспериментирование носило интегрированный характер и реализовалось через интеграцию образовательных областей:
• наблюдениями на прогулке;
• чтением, игрой;
• художественно-продуктивной деятельностью, которая позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.
Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую мы активно использовали, являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр.
Опытно –экспериментальная деятельность «Воздух –невидимка»
При изучении свойств воздуха в дидактической игре «Поймаем воздух»
дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть.
В игре «Буря в стакане» дети дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. В одном из опытов дети познакомились с действием водолазного колокола, который использовали в старину, когда не было водолазных костюмов, мы опускали перевернутый прозрачный стакан в таз с водой и видели, что воздух не пропускает воду, наш водолаз, игрушка, оставалась сухой. Использовали воздух для рисования. Этот прием можно назвать и коррекционным: он тренирует навыки саморегуляции, контроля дыхания и психики, развивает мышление, фантазию и речь (поскольку ребенок должен рассказать о том, что нарисовал ветерок). Приемы при рисовании можно комбинировать, дорисовывая детали или объекты кистью.
Опытно –экспериментальная деятельность «Удивительный песок»
Знакомясь с данной темой, проводились различные эксперименты с песком. С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки, через ситечко легче просеять сухой песок, не мокрый.
Рисование песком – изобразительная техника, способствующая точности и координации движения, гибкости рук, глазомера, воображения.
Опытно –экспериментальная деятельность «Статическое электричество»
В нашей жизни мы постоянно встречаемся с электричеством. (Демонстрация опыта) .Статическое электричество легко получить, если потереть один о другой. При этом электроны с одного предмета переходят на другой, в результате чего один предмет приобретает положительный заряд, а другой отрицательный.
Опытно –экспериментальная деятельность «Влияние напитка «Кока –колы» на организм человека
Работая над проектом «Еда без вреда», исследовали напиток «Кока Кола», из чего же он состоит, вредный этот напиток или нет. Гипотеза подтвердилась. «Кока-Кола» - это сильно газированный напиток, в состав которого входят вещества, которые разъедают наш желудок, вредят нашему организму. Если хотите быть здоровыми – не пейте «Колу», пейте натуральные соки, в которых много витаминов для роста и здоровья!
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. С этой целью проводили родительские собрания, консультации, на которых объяснили родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу. Родители активно принимают участие в исследовательских проектах, оказывали помощь ребятам при поиске информации, а также при подготовке докладов на родительском собрании, в изготовлении газет об эксперименте, проведённого дома, написании мини книг о витаминах в проекте «Еда без вреда»
На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское
экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.
Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Рассказывать об экспериментах и открытиях юных воспитанников можно бесконечно.
Я уверена в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка- дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас.
Спасибо за внимание!