Развитие поисковой активности и познавательной мотивации детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельност

Евгения Ерофеева
Развитие поисковой активности и познавательной мотивации детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельност

«Развитие поисковой активности и познавательной мотивации детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности».

Ерофеева Евгения Викторовна воспитатель МБДОУ ЦРР детский сад№4

Система дошкольного образования перешла на новый этап – введение ФГОС дошкольного образования. Особое внимание в контексте ФГОС дошкольного образования обращается на развитие личности ребёнка, его способностей, умение самостоятельно добывать знания в процессе деятельности и применять их в жизни. Существенную роль в этом играет познавательно-исследовательская деятельность детей, протекающая в форме детского экспериментирования : дети преобразуют объекты, выявляя скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие действия превращаются в формы поисковой деятельности.

Разработку теоретических основ детского экспериментирования осуществляли Н. Н. Поддьяков, И. С. Фрейдкин, Н. А. Рыжова и другие известные учёные. По мнению Н. А. Рыжовой, ребёнок является исследователем, самостоятельно воздействующим различными способами на окружающие предметы и явления. Он знакомиться с природой в процессе экспериментирования. Изучение объектов природы, их взаимосвязей способствует формированию у детей обобщенных представлений. Позиция Рыжовой основана на мнении Н. Н. Поддьякова, который считает экспериментирование истинно детской деятельностью.

Основываясь на этом, можно сформулировать проблему исследования, заключающуюся в том, что в настоящее время стоит острая необходимость в развитии дошкольника поисковой активности и познавательной мотивации методом экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста, как критерия успешности подготовки к его дальнейшему обучению и подготовке к школе, и в то же время обнаруживается недостаточная методическая разработанность проблемы формирования поисковой активности и познавательной мотивации в образовательном процессе ДОУ.

Дети экспериментируют с педагогом с большим удовольствием, но в самостоятельной деятельности редко отдают этому предпочтение. Поисковая активность и познавательная мотивация развиваются более эффективно, когда экспериментирование основано на принципах проблемного обучения.

Задача педагога должна быть направлена на решение следующих задач:

• Накопить познавательный опыт.

Развивать умения действовать в соответствии со структурой организации эксперимента: ставить цель, выявлять проблему, выдвигать гипотезу, обнаруживать несоответствие результата и цели, координировать свою деятельность.

• Поддерживать инициативу, самостоятельность.

Организация эксперимента требует определенного уровня подготовки детей. Для того, чтобы они могли решить поставленную педагогом проблему или выявить ее самостоятельно, наметить метод и способ решения, у дошкольников должны быть конкретные представления и фактические сведения а предметах и явлениях природы.

Эта информация отбирается педагогом, адаптируется к возрасту воспитанников.

Перед проведением эксперимента педагог с детьми читает познавательную литературу, просматривает видеофильмы; беседует; наблюдает за природными изменениями; объектами неживой природы; ходит на экскурсии; рассматривает коллекции.

Особую роль в развитии познавательной мотивации и поисковой активности детей играет развивающая предметно-пространственная среда. В группе созданы центры «Познания и исследования». Оборудование и материалы подобранны в соответствии с возрастными особенностями и темами экспериментов и обозначены знаками. Дети, ориентируясь на них, знают, где и какие материалы и оборудование размещены.

Воспитанники проводят эксперименты с водой, воздухом, со звуком по готовым моделям, картинкам-схемам, рисункам. Фиксируют свои результаты в рисунках, делают выводы, делятся результатами.

В своей работе используем разнообразные приемы повышения поисковой активности и познавательной мотивации методом экспериментирования у детей: интерес к предстоящей деятельности обеспечивается через мотивацию, образность, эмоциональность; значимость и необходимость участия каждого в деятельности; стимулируется исследовательское поведение ребенка в ходе поиска способа выполнения («Как?», «Что узнаешь при этом?»); обсуждаются с детьми возможные варианты поиска, прогнозирования и результата («Если так, то.», «Что изменится, если.»); помогают составлять алгоритм, уточнять правила и ограничения (схемы, знаки, чертежи); используются приемы развития творческого воображения.

Накопление ребенком опыта инициативного поведения в поисковой активности и познавательной мотивации, как правило, становится его личным достижением и переносится в другие образовательные области (труд, коммуникация, социализация и др.). Содержание опытно – экспериментальной деятельности состоит из пяти блоков педагогического процесса.

1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, воспитателями разработан перспективный план опытов и экспериментов.

2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). При организации культурных практик, познавательно-исследовательская деятельность занимает ведущее место, т. к. исследования, изучение и сравнение происходит и на прогулке, и во время творческой работы и во время трудовых поручений.

3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).

4. Совместная работа с родителями. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

5. Создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности детей. Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. Так же мы организуем во время прогулок экскурсии, где дети могут закрепить свои знания о свойствах предметов (глина, песок, тесто и т. д.)

Наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью мы проводим родительские собрания, консультации, на которых пытаемся объяснить, родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу. Объясняем, что пусть его первые итоги в экспериментировании будут примитивными и невыразительными, важны не они, а сам опыт самостоятельного поиска истины. Правильно организованная предметно-развивающая среда,, организация познавательно-исследовательской деятельности, развитие новых партнерских отношений «ребенок–воспитатель–родитель», применение интересных форм организации участников процесса дала и даёт хорошие результаты. Используя опытно- экспериментальную деятельность, я пришла к выводу, что опытно- экспериментальная деятельность представляет собой процесс активизации познавательной деятельности детей, формируя устойчивый интерес к познанию окружающего мира, и поможет дошкольнику успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. Эффективное использование данной образовательной технологии приводит к тому, что у детей:

- развиваются познавательные способности и творческое воображение;

- формируется постоянный интерес к самостоятельным исследованиям, стремление познавать новое, добывать знания;

- речь воспитанников становится грамотной;

- проявляется избирательный интерес и индивидуальность;

- в процессе совместной деятельности у детей возникает более тесный контакт с родителями и сверстниками.

Литература:

1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5–6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. — Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2013. — 159 с.

2. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2014. — 192 с.

3. Королева Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни/ Л. А. Королева. — СПб.: ООО «Издательство «детство-пресс», 2015. – 64 с.

4. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учеб. Пособие / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. — М.: Педагогическое общество России, 2012. — 80 с.

5. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В. Марудова. — СПб.: ООО «Издательство детство — пресс», 2011. — 128 с.

6. Интернет ресурсы сайт «Инфоурок» сылка https://infourok.ru/statya-razvitie-poznavatelnoy-aktivnosti-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-processe-opitnoeksperimentalnoy-deyatelnosti-1428747.html

7. Интернет ресурсы Социальная сеть работников

образования nsportal.ru https://nsportal.ru/

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности «Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам» (Р. Эмерсон). Дошкольники по своей природе пытливые исследователи.

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ-технологий (опыт работы) 1. Актуальность. «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы.

Развитие познавательной активности посредством опытно-экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста А у нас в саду дела — эксперименты снова, Сам волшебник никогда не творил такого! То растопим снег и лед, то смешаем краски, Изменяем вкус.

Консультация на тему «Развитие познавательно-поисковой активности дошкольников в процессе экспериментальной деятельности» Консультация на тему: «Развитие познавательно-поисковой активности дошкольников в процессе экспериментальной деятельности» Прежде чем давать.

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности» Обобщение опыта работы «Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность». «.

Развитие познавательной активности детей средствами дидактической игры Возраст детей: 3-4 года (вторая младшая группа) Длительность занятия – 15 минут Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная,.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью метода проектовРазвитие познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью метода проектов Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать,.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста средствами игры-драматизации Настоятельной потребностью в современной педагогике является выяснение вопроса о том, какова природа творческой активности, условия ее формирования,.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Развитие поисковой активности и познавательной мотивации детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельност
Опубликовано: 29 января 2018 в 08:41
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2019
И вновь, в пятый раз, названы победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2019", в конкурсе приняло участие 55 278 педагогов...
22 января. День рождения попкорна

Вкус воздушной кукурузы очень хорошо сочетается с самыми разными добавками, сладкими, солёными или острыми. Попкорн настолько прочно вошёл в современную кино-культуру, что уже невозможно представить себе...

22 января. Праздник логоритмики на МААМ

В 1932 году советским психиатром В.А.Гиляровским для коррекции заикания у детей была применена новая методика. Ученый предложил решать задачи логопедического оздоровления с помощью системы упражнений и...

Фотоотчёт «Украшаем окна к Новому году»
Вытынанки - очень увлекательное занятие, красивое и очень потрясающее, вырезание на бумаге красивейших узоров, орнаментов, образов, фигур, пейзажей и прочих...
Картотека игр на утренник 8 марта для детей старшего и подготовительного возраста ДОУ
Игра МОДНИЦА ( для мам и дочек) На двух столиках лежат по сумочке, бусам, клипсам, помаде и зеркальцу. Играющих двое. По сигналу нужно надеть бусы, клипсы,...
«Подвижные игры со снеговиком» игровой час в младшей группе
В этом году зима не может радовать нас снегом. Но это не расстраивает нас. В нашем детском саду мы можем слепить снеговика и находясь в игровой комнате....