Папки-передвижки

Консультация «Постановка твёрдого звука [Л]»

Яшина Екатерина Андреевна
Консультация «Постановка твёрдого звука [Л]»

«Постановка твёрдого звука [Л]»

Одним из трудных звуков позднего онтогенеза, который начинает произносить ребенок, является [Л]. Коррекционной работой следует заниматься сразу же, как только замечено искажение этого звука в речи ребенка. Постановка звука [Л] проводится с помощью определенных логопедических упражнений, которые мы рассмотрим в этой статье.

Артикуляция звука [Л]

Постановка звука [Л] начинается с формирования правильной артикуляции, т. е. должно быть выработано правильное положение органов артикуляционного аппарата.

Артикуляция произношения:

Публикация «Консультация „Постановка твёрдого звука [Л]“» размещена в разделах

• при произношении звука [Л] губы принимают положение следующего гласного звука;

• зубы не соприкасаются; расстояние между нижними и верхними резцами – 2-4 мм. ;

• кончик языка поднят и прижат к основанию верхних зубов (также он может упираться в десны над ними);

• между коренными зубами и боковыми краями языка остается щель для прохода струи воздуха;

• голосовые связки сомкнуты, дрожат.

Каковы причины неправильного произношения звука [Л]?

Неправильное произношение звука [л] у детей может быть следствием следующих причин:

• Ребенок мал для правильного произношения [л], поэтому он пропускает эту фонему (лес – ес). Для 2-3 лет неправильное произношение звука Л считается нормой.

• Нарушение мышечного тонуса языка.

• Анатомически короткая подъязычная связка.

• Нарушения фонематического слуха.

Артикуляционная гимнастика для постановки [Л]

Постановка звука [л] проходит поэтапно. Перед основным комплексом занятий проводится артикуляционная гимнастика, которая улучшает работу органов артикуляционного аппарата.

Используются следующие упражнения (проводятся каждый день по 2 раза – продолжительность 5 секунд):

1. «Гамак». Кончик языка упирается в передние резцы верхнего ряда зубов. Язык нужно прогнуть таким образом, чтобы по форме он напоминал гамак. Считаем до 5 секунд и расслабляем его.

2. «Вкусное варенье». Язык широкий, нужно облизывать им верхнюю губу вверх-вниз. Важно, чтобы нижняя челюсть и губа оставались неподвижными.

3. «Лошадка». Язык широкий, нужно щелкать им нёбу возле верхних резцов. Рот приоткрыт, а нижняя челюсть остается при этом неподвижной.

4. «Индюк». Язык нужно сделать широким, нужно повторять те же движения, что и в упражнении «Вкуснятина», но быстрее. При этом нужно говорить «бл-бл-бл-бл».

5. «Грибок». Язык прижимается к нёбу достаточно сильно, чтобы ощущалось натяжение языковой уздечки. Каких-либо других движений делать не нужно.

6. «Качели». Нужно широко улыбнуться, открыв при этом рот. Кончик языка по очереди упирается то в верхние, то в нижние зубы.

Это важный подготовительный этап, который предшествует логопедическим упражнениям, которые назначил специалист.

Постановка звука Л

Если ребенок пока вообще никак не произносит звук [л], то поставить его можно будет намного проще, чем исправление уже неправильного произношения этого звука.

Постановка твердого [л] возможна по подражанию. Особенность данного метода в том, что взрослый (родитель или логопед) сам показывает правильное расположение артикуляционных органов при произношении [л]. Делать это нужно перед большим зеркалом – взрослый садится перед ним вместе с ребенком, после чего он наглядно показывает, какое положение занимают губы, язык и другие органы артикуляционного аппарата при произношении [л].

Этот способ самый простой для обучающего, но, к сожалению, не самый простой для ребёнка, т. к. получить звук [л] таким образом получается не часто, но попробовать стоит.

Основная трудность в постановке звука [л] по подражанию заключается в том, что, произнося звук правильно, ребенок продолжает слышать прежний свой звук. Поэтому нужно привлекать слуховое внимание ребенка к тому звуку, который получается в момент его постановки.

Звук [л] удается получить по слуховому подражанию, если на подготовительном этапе ребенок научился узнавать его и отличать правильное звучание от неправильного. Чаще используется постановки звука [л] по подражанию и смешанный.

Если по подражанию звук поставить не удается, то используют следующие приемы:

1. Постановка от межзубного звука. Этот способ наиболее удобен и универсален и подходит даже для тех детей, у которых выраженные проблемы с подъемом языка вверх. Ребёнок тянет гласный звук «ы-ы-ы» или «а-а-а» и просовывает кончик языка между зубами и чуть прикусывает его. При этом должен получиться звук [л]. Автоматизируем такой звук в обратных слогах (типа АЛ, ОЛ). Когда звук будет получаться хорошо в простых словах (мал, бал, осёл, можно попробовать перевести артикуляцию за зубы, а можно не переводить, если язык высовывается не сильно. Обычно по мере автоматизации, дети сами переводят артикуляцию за зубы.

2. Ребенок тянет гласный «а-а-а». Предлагается одновременно с этим кончиком языка стучать о внутреннюю поверхность верхних резцов. Автоматизация начинается с обратных слогов (именно со слога ал).

Такие способы постановки оказываются весьма эффективными, но только в том случае, если ребенок не слишком маленький и он может правильно повторять за взрослым.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального занятия «Постановка звука [Ш]» Цель:Коррекционно-образовательные: –уточнение артикуляции звука [ш]; - Автоматизация звука [ш] изолированно, в прямых слогах и словах.

Конспект ОД по развитию речи «Постановка и автоматизация звука [Ш]» Конспект ОД по развитию речи "Постановка и автоматизация звука "Ш" " Тема: «Постановка и автоматизация звука [Ш]».Цель: Создание условий.

Консультация для педагогов и родителей «Постановка детского певческого голоса в младшем дошкольном возрасте» (1-е полугодие) Почти все дети любят петь. Пение-один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Вы, наверное часто слышали выражение: запел.

Консультация для педагогов и родителей «Постановка детского певческого голоса в младшем дошкольном возрасте» (2-е полугодие) Сегодня мы поговорим о необходимости раннего обучения правильной вокализации. Считается, если ребенок учится петь с детства, его голос приобретает.

Стихийная постановка сказки «Репка»Стихийная постановка сказки «Репка» Однажды, наши малыши загрустили и превратились в Нехочух. Играть в настольные игры не хотим. Слушать сказки не хотим. И конструкторы.

Танцевальная постановка «Гномы-лилипутики»Танцевальная постановка «Гномы-лилипутики» Танец «Гномы-лилипутики» ВступлениеВыбегают подскоками 2 гнома, приветствуют друг друга ударом поднятой ладони об ладонь, оборачиваются.

Танцевальная постановка «Скоморохи»Танцевальная постановка «Скоморохи» Танец под песню "Скоморохи-таратохи"Вступление:Выходят 2 шеренгами справа и слева, взявшись за руки 1-я шеренга разделяется на 2 и расходится.

Театрализованная постановка «Красная шапочка»Театрализованная постановка «Красная шапочка» Сценарий театральной постановки сказки «Красная Шапочка» Действующие лица: Сказочница, Красная Шапочка, Мама, Волк, Охотники (4, Бабочки,.

Театрализованная постановка по сказке «Теремок»Театрализованная постановка по сказке «Теремок» Цель: создание благоприятных условий для развития творческих способностей детей посредством театрализованного представления. Задачи: Вызвать.

Театральная постановка «Колобок»Театральная постановка «Колобок» Ребята из старшей группы под руководством воспитателя высшей категории Мордвиновой Татьяны Анатольевны устроили настоящий праздник в нашем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Постановка твёрдого звука [Л]»
Опубликовано: 19 января 2022 в 08:29
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД