Лучший педагог года

Консультация-практикум «Проблемы социализации детей: причины и способы устранения»

валентина каширина
Консультация-практикум «Проблемы социализации детей: причины и способы устранения»

Цель: дать воспитателям теоретические знания и практические навыки для преодоления проблем социализации у детей дошкольного возраста.

Задачи:

• сформировать у воспитателей ответственное отношение к проблемам социализации детей;

• обозначить пути решения возникающих конфликтов;

• дать педагогам практические навыки как помочь ребенку не чувствовать себя лишним в коллективе.

Публикация «Консультация-практикум „Проблемы социализации детей: причины и способы устранения“» размещена в разделах

Мини – лекция: слайд №1. «Иногда к психологу обращаются родители с жалобой на то, что с их ребенком никто не хочет дружить. По мере взросления круг общения ребенка расширяется. Дружба необходима, чтобы ребенок чувствовал себя полноценным членом социального общества. Общаясь со своими друзьями, ребенок получает неоценимый опыт жизни в коллективе, находит свое место в нем. Мало кто из родителей осведомлен о том как ведет себя их ребенок. Если на ребенка не жалуются дети, родители или педагоги, то единственным источником информации о взаимоотношениях ребенка со сверстниками является воспитатель.

Слайд №2. Как понять, что у ребенка серьезные проблемы в общении с друзьями?

Слайд №4 – 6. Ребенок ни с кем не дружит в детском саду – причины такого поведения.

Слайд №7 (разбор практических ситуаций) Ситуация №1.

В этой истории нет ничего общего с изоляцией и отвержением. Речь идет о том, что ребенок погружен в свой собственный мир. Другие дети не удерживаются рядом с ним из-за того, что не могут разделить с ним переживания и понять сложные правила игр, которые он придумывает. Такому ребенку трудно променять свою «волшебную страну» на ролевые игры сверстников. И главное, он не страдает от своего одиночества – он рад этому и благодарен, что ему предоставляется пространство и время для уединения. Внешне может казаться, что он находится в изоляции, и дети отказываются с ним контактировать, но на деле он чувствует себя хорошо и в этих контактах не нуждается. Важно, чтобы в образовательном пространстве были расставлены акценты, совпадающие с интересами ребенка, раз уж они так рано и ярко проявили себя.

Слайд №8. О чем говорить с родителями?

Слайд № 9. Ситуация № 2.

Аналогичные истории про преследователей и жертв встречаются в любом сообществе и в любом возрасте. В данной ситуации явно обнаруживает себя зависть и злость, которые становятся примером для остальных детей в группе, сплачивают их на почве «дружбы всех против одного». В нормальной ситуации дети быстро меняют своих «фаворитов» и сплачиваются против разных «противников» по несколько раз в течение одной и той же игры. Само по себе такое сплочение естественно для детей дошкольного возраста, но когда такое сплочение становится стабильным и направлено на одну и туже жертву, то у детей закрепляется очень опасная модель поведения. Они приучаются травить любого за его непохожесть, слабость или любое отличие от остальных. На уровне родителей эта проблема решиться не может, она «принадлежит» конкретной группе детского сада и должна прорабатываться внутри этого сообщества.

В этой проблемной ситуации есть несколько ключевых ролей – «зачинщик», «жертва», «наблюдатели» и «группа поддержки зачинщика». Так или иначе проявление травли в группе одинаково травмирует абсолютно каждого ребенка. Ребенок - «жертва» страдает непосредственно от оскорблений и унижения. Ребенок - «зачинщик» приучается получать удовольствие и самоутверждаться за счет страданий другого. Дети - «наблюдатели» и дети из «группы поддержки» получают горький опыт того, что никто не может чувствовать себя в безопасности в коллективе, любого могут обижать и преследовать. К Пете много сочувствия, потому что он в этой ситуации тоже пострадавший – ему не хватает внимания родителей, и он пытается самоутвердиться за счет негативного внимания воспитателей. Но сочувствие к «преследователю» не поможет оздоровить ситуацию в целом. Как же наладить отношения в группе?

1. У воспитателей должна быть однозначная позиция и реакция на любые проявления травли по отношению к каждому ребенку: нужно остановить процесс и твердо сказать, что так себя вести нельзя! Эта четкая и однозначная реакция восстанавливает нарушенные границы и возвращает ощущение безопасности и защищенности.

2. Каждому пострадавшему ребенку необходимо создавать пространство для успешности. Хвалить Петю за то, что он быстро бегает на спортивных занятиях, хвалить Лору за аккуратные аппликации, давать каждому ребенку немного одобрения и тепла. В-третьих,

3. Детям, между которыми происходит конфликт «жертва – преследователь», важно создавать пространство для диалога. Для этого нужно беседовать с каждым из них наедине, а потом предложить им поговорить друг с другом (при участии и поддержке взрослого).

Слайд № 10. Как говорить с ребенком - «преследователем»? Можно по ходу разговора рисовать картинки или использовать кукол.

Слайд №11. Как говорить с ребенком - «жертвой»?

Вопросы стоит переформулировать своими словами так, чтобы они соответствовали возрасту ребенка и комфортно «ложились на язык» воспитателю. При встрече втроем необходимо делать акцент на последствия ситуации для обоих детей и на тех способах выхода из нее, которые дети сами могут предложить. Формальное примирение в этом случае не поможет наладить ситуацию – важно, чтобы дети услышали и поняли друг друга. Возможно, это их шанс восстановить доверие к миру и поверить, что он не так враждебен им как казалось.

Слайд № 12. Как говорить с детьми из «группы поддержки»?

Слайд № 13. Ситуация № 3. Ситуация практически тупиковая: любой ребенок полностью перенимает видение своих родителей, поскольку семейный взгляд на мир формирует базу для детского восприятия. В данной ситуации: мир опасный…никому нельзя доверять…все вокруг – враги. Девочка ябедничает и жалуется практически также как ее мама, когда грозится «разобраться» с некомпетентными воспитателями через руководство. Однако, чтобы социализация ребенка в группе протекала благополучнее, необходимо сформировать предпосылки для создания у девочки положительного опыта сотрудничества.

Слайд № 14. О чем говорить с родителями?

Вывод: для успешной социализации ребенка, его необходимо учить уважать других детей, уметь говорить «нет», управлять своими эмоциями и находить приемлемые способы выражения своих чувств и желаний. Лучший способ для ребенка приобрести друзей в детском коллективе – через коллективные игры с участием и под мудрым руководством педагогов. Можно организовывать веселые конкурсы, театральные представления, сюжетно-ролевые игры – всё пойдёт только на пользу, и вскоре у ребенка появятся друзья, а он сам научится правильно выстраивать контакты с окружающими людьми.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Семинар-практикум «Готовность к обучению в школе: проблемы в подготовке и трудности в обучении» В школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась их структура. Все более высокие требования.

Консультация «Гиперактивный ребенок. Причины гиперактивности у детей» Основными проявлениями гиперактивности являются дефицит внимания, импульсивность и повышенная подвижность ребенка. По данным исследований,.

Консультация для родителей «Детские страхи: причины и способы коррекции» Консультация для родителей «Детские страхи» Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувство страха. Страх одна из первых.

Консультация для родителей «Капризы и упрямство: причины и способы преодоления» УПРЯМСТВО - это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в.

Консультация для родителей «Причины и профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста» Нарушение осанки в детском возрасте – очень распространенная проблема, она может приводить к неправильному формированию скелета в процессе.

Консультация для родителей «Причины конфликтов у детей дошкольного возраста и выходы из них» Детские конфликты у детей дошкольного возраста Дети растут, учатся ходить и разговаривать, знакомиться и играть со сверстниками, вместе.

Консультация «Причины плохого поведения детей 5–6 лет» Причины плохого поведения детей 5-6 лет Причинами плохого поведения детей 5-6 лет является: 1. Борьба за внимание родителей. Желание ребенка.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Способы развития монологической речи у детей дошкольного возраста»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Способы развития монологической речи у детей дошкольного возраста» 1 слайд СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ для педагогов ДОУ по теме: «Способы развития монологической речи у детей дошкольного возраста». 2 слайд Цель:.

Семинар-практикум «Способы психологической разгрузки для педагогов» Техники управления стрессомКак ослабить «предстартовую лихорадку», когда излишнее волнение появляется накануне важных событий (выступление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация-практикум «Проблемы социализации детей: причины и способы устранения»
Опубликовано: 19 марта 2019 в 11:28
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД