Наталья Владимировна Васильева
Консультация «Приемы самомассажа в логопедической практике»
▼ Скачать + Заказать документы
Самомассаж – это средство, дополняющее воздействие основного массажа, который выполняет учитель-логопед. Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребенком в целях стимулирования кинестических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата.
Приемы самомассажа весьма полезны, их применение целенаправленно ведет к нормализации мышечного тонуса мышц.
Публикация «Консультация „Приемы самомассажа в логопедической практике“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Массаж. Консультации для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2017
Преимущество самомассажа заключается в том, что его можно проводить как индивидуально, так и фронтально, включать в различные режимные моменты, логопедические занятия, в занятия аутогенной тренировки, им можно завершать или начинать артикуляционную гимнастику. Длительность одного сеанса для дошкольников – от 5 до 10 минут, выполнение каждого движения - 4-6 раз. Приемы самомассажа могут варьироваться в течение дня.
Перед проведением самомассажа ребенок должен быть тщательно умыт и принять расслабленную позу. Под руководством логопеда дети выполняют каждый прием на себе, комментируют его, контролируют правильность выполнения изначально при помощи зеркала. В дальнейшем можно использовать фон - специально подобранную тихую музыку или стихотворный текст, например:
Если тает снег и лед,
Звонкий ручеек течет,
Распускается листва –
Это к нам пришла весна.
(Поглаживающие движения обеими ладонями сверху вниз по боковым сторонам лица и шеи, по центральной части лица и шеи)
Если солнце жарко греет,
Если легкий ветер веет,
Стало сухо и тепло _
Это лето к нам пришло!
(Поглаживающие движения от середины лба, носа, верхней губы, подбородка к ушам)
Если дождь стучит по крыше,
Листья падают неслышно,
Птицам улетать пора –
Это осень к нам пришла.
(Постукивающие движения подушечками пальцев по лбу, щекам, подбородку)
Таким образом, тактильно-проприоцептивная стимуляция будет выполняться в определенном ритме, имеющем моторную природу. Процедура самомассажа обычно проводится в игровой форме, сначала массаж головы, затем мимических мышц лица, губ, языка. Движения не должны вызывать чувство дискомфорта, а напротив, приносить только положительные ощущения.
Рекомендуемые движения самомассажа:
• головы и шеи: «Я - хороший», «Наденем шапочку»;
• мышц лица: «Рисуем дорожки»,«Рисуем яблочки»,«Рисуем елочки»,«Пальцевой душ»,«Рисуем брови»,«Наденем очки»,«Глазки спят»,«Нарисуем усы»,«Веселый клоун»,«Грустный клоун», «Клювик», «Расческа», «Молоточек», «Нарисуем три дорожки», «Нарисуем кружочки», «Погреем щечки», «Паровозики», «Испечем блинчики», «Умыли личико»;
• мышц языка: «Поглаживание языка губами», «Пошлепывание языка губами», «»Поглаживание языка зубами», «Покусывание языка зубами», «Пожуем грушу»;
• ушных раковин: «Погрели ушки», «Потянули за ушки», «Послушаем тишину».
Литература:
Вербов А. Ф. «Лечебный массаж» - М., 1997;
Дьякова Е. А. «Логопедический массаж», М: Издательский центр «Академия»,2003;
Чарели Э. М. «Учитесь говорить» - Свердловск, 1991.