Ольга Шишленко
Консультация «Развитие мелкой моторики как средство развития речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация "Развитие мелкой моторики как средство развития речи дошкольников"
В жизни каждого человека речь имеет огромное значение. С помощью звуков, слов мы общаемся друг с другом, выражаем свои чувства, мысли, познаем мир.
Публикация «Консультация „Развитие мелкой моторики как средство развития речи дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
В результате многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что развитие речи напрямую связано с развитием у человека двигательных функций пальцев рук, кисти. Это подтверждено анатомическими исследованиями, согласно которых установлено, что речевая и двигательная области мозга находится вблизи друг от друга и связаны между собой.
С момента рождения ребенка мы наблюдаем, что он начинает познавать мир с помощью зрения, слуха и осязания. В процессе общения со взрослыми, он еще не может словесно выражать свои мысли и желания и помогает себе жестами. По мере его развития несвязные звуки начинают заменять лепет, в котором ясно слышатся слоги ма, ба, па, та и другие. Для того, чтобы закрепить в малыше стремление начать говорить, родителям необходимо связывать произносимые им слова с предметами, движениями.
В этот период развития ребенка необходимо начинать работу по развитию мелкой моторики. Начать следует с работы с кистями рук, применять поглаживающий массаж ладони ребенка, так как на ладонях находится точка развития речи и ее необходимо стимулировать. Чем раньше мы будем это делать, тем раньше мы услышим первое слово ребенка. Очень важно воздействовать на пальчики малыша. Для этого необходимо поглаживать их со всех сторон, применяя присказки, например, «Сороку-ворону».
В последнее время наблюдается недостаточный уровень речевого развития детей дошкольного возраста. С одной стороны это объясняется достижениями цивилизации, так как созданные цивилизацией блага направлены на облегчение жизни человека, что не дает ему в полной мере использовать свои навыки. Как результат, дети долго не могут научиться держать ложку в руках, не могут научиться зашнуровывать ботинки и застегивать пуговицы. Малышам сложно собрать конструктор, скомпоновать пазлы, сложить в коробку счетные палочки и составить мозаику. Они неохотно лепят поделки из пластилина и делают аппликации.
Поэтому, чтобы избежать проблем перед школой, необходимо уделить должное внимание развитию мелкой моторики дошкольника. В детских садах воспитатели должны проводить занятия с малышами.
В младших и средних группах детского сада рекомендуется выполнять так называемую пальчиковую гимнастику. Благодаря этому дети приобретут подвижность кистей рук, исчезнет скованность движений. Если в процессе упражнений вместе с движениями будут использованы стихотворные фразы, то одновременно с развитием мелкой моторики будут задействованы память и речь ребят. При проведении пальчиковой гимнастики необходимо вовлекать в работу все пальчики, как отдельно, так и попарно, сжимая и расслабляя кисти.
В старших группах кроме пальчиковых упражнений можно использовать графические задания. Их выполнение будет способствовать овладению детьми письмом. Например, такие упражнения как обведи узоры, продолжи сам и т. д.
В подготовительной группе следует упражнять руку малышей при рисовании прямых и наклонных, вертикальных и горизонтальных, волнистых и прерывистых линий.
Кроме того, ребятам дошкольного возраста нравится рисовать пальчиками, лепить из пластилина, перебирать крупы, играть в пальчиковый театр, конструировать, собирать мозаику, вырезать из бумаги. Все эти занятия помимо развития внимания, усидчивости будут способствовать развитию мелкой моторики. Главное не оставлять без внимания мизинцы и безымянные пальцы, заставлять ребят выполнять действия именно этими пальцами.
Немаловажным аспектом по созданию благоприятных условий для развития координации движения пальцев и подготовки руки малышей к письму является работа с родителями. Воспитатель должен мотивировать их к работе со своими детьми. Чтобы родители лучше поняли приемы работы, с ними проводятся индивидуальные беседы, они привлекаются к участию в упражнениях и играх в вечернее время. Таким образом, постепенно они переходят от пассивных зрителей к активным помощникам в решении проблем. Все это дает хорошие результаты.
Таким образом, чтобы добиться результата в развитии речи ребенка нужно играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику систематически. Только тогда мы заметим, что его движения будут становиться все более плавными, четкими и скоординированными.