МААМ-картинки

Консультация «Развитие речевых процессов детей дошкольного возраста через элементы театрализации»

Елена Чистикина
Консультация «Развитие речевых процессов детей дошкольного возраста через элементы театрализации»

«Вся жизнь – театр, а люди в нём – актёры».

Уильям Шекспир

Цель:

развитие монологической и диалогической речи детей через театрализованную деятельность.

Занятия с использованием элементов театрализации будут способствовать совершенствованию речевого аппарата, воспитывать звуковую культуру речи, её интонационный строй, формированию у детей коммуникационных способностей, формированию общеречевых навыков: мимики, жестов, эмоций,а так же развитию творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности детей.

Публикация «Консультация „Развитие речевых процессов детей дошкольного возраста через элементы театрализации“» размещена в разделах

Дыхательная и речевая гимнастика поможет детям при помощи игр и упражнений сформировать правильное и чёткое произношение: дыхание, артикуляцию.

Из многообразия средств выразительности можно рекомендовать:

— во второй младшей группе формировать простейшие образно-выразительные умения (например, имитировать характерные движения сказочных животных);

— в средней группе обучать элементам образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме);

— в старшей группе совершенствовать образные исполнительские умения;

— в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку.

Развитие речевого слуха

«Кто летит (бежит, идет, прыгает) ?»

Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Взрослый сообщает детям, что он будет говорить слово летит в сочетание с другими словами (птица летит, самолет летит). Но иногда он будет ошибаться (например: собака летит). Дети должно хлопать только тогда, когда два слова употребляются правильно. В начале игры логопед медленно произносит фразы, делает паузы между ними. В дальнейшем темп речи ускоряется.

«Запомни слова»

Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Взрослый называет 3-5 слов, дети должны повторить их в том же порядке. Игра может быть проведена в двух вариантах. В первом варианте при назывании слов даются картинки. Во втором варианте слова предъявляются без зрительного подкрепления.

«Назови звук»

Цель: развитие фонематического слуха, речевого внимания.

Взрослый: я буду называть слова, и выделять в них один звук: громче или дольше его произносить. А вы должны называть только этот звук. Например, “матрррёшка”, а вы должны сказать: “рь”; “молллоко” - “л”; “самолёТ” - “т”. В игре принимают участие все дети. Для выделения используется твердые и мягкие согласные звуки. Если дети затрудняются с ответом,взрослый сам называет звук, а дети повторяют.

Развитие фонематического слуха

«Телеграф»

Цель : Обучение слоговому анализу слов.

Взрослый говорит: «Сейчас мы поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а ты будешь по очереди их передавать по телеграфу в другой город». Первые слова взрослый произносит по слогам сам и сопровождает их хлопками.

Сначала ребенку дают двухсложные слова, подбирая их по степени трудности (папа, мама, окно, кровать).

Затем постепенно вводят трехсложные и односложные слова (МА – ШИ – НА, СТОЛ, ДВЕРЬ). Только после такой предварительной работы можно дать ребенку самостоятельно придумывать слова, которые надо передать по телеграфу.

Развитие мелкой моторики рук

«Золушка». Смешайте фасоль и горох и предложите ребенку рассортировать их. Чтобы было интересней, можно устроить соревнование, взяв в игру папу или старшую сестру.

«Повтори за мной движение». Взрослый делает из пальцев фигуру, предлагая малышу повторить ее. Взрослому лучше сесть рядом с ребенком, а не напротив него. Так как отзеркаливание комбинации усложнит задачу.

«Повтори узор». Разноцветные пуговицы различного размера родитель выкладывает в узор, предлагая сыну или дочери повторить. Затем ребенок придумывает узор, а взрослый повторяет. Помимо мелкой моторики это незатейливое занятие развивает зрительную память, способствует формированию речи и креативность мышления.

Упражнения для развития физиологического дыхания и формирования воздушной струи.

«Загнать мяч в ворота»

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.

Поиграю я в футбол

И забью в ворота гол.

Очень сложная задача –

Загонять в ворота мячик.

«Кто дальше загонит мяч».

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла посередине языка, и сдуть ватку на противоположный край стола.

«Фокус», «Парашютик».

Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.

«Охотник идет по болотам».

Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук.

«Фасолевые гонки».

Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов-«фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра»из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего «бегуна» до финиша.

«Чья фигурка дальше улетит?»

На столах лежат вырезанные из тонкой бумаги фигурки птиц, бабочек, цветов и др. Каждый ребенок садится напротив своей фигурки. Продвигать фигурку следует лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу дети начинают дуть на фигурки.

«Недовольная лошадка»

Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

Если губы совсем слабые:

— сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,

— удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку, нарисовать круг (квадрат,

— удерживать губами марлевую салфетку — взрослый пытается ее выдернуть.

Развитие речевого дыхания

«Придумай фразу»

Цель: развитие фразовой речи. Правильное построение предложений.

Оборудование. Сюжетные картинки

Описание игры. Показывается одна сюжетная картинка,взрослый придумывает по ней короткую фразу (из двух-трех слов, затем предлагает ребенку дополнить его фразу одним новым словом. По очереди с ребенком удлиняете фразу еще на одно слово.

Например, .взрослый говорит: Таня играет. Ребенок повторяет предложение: Таня играет и добавляет на улице. .Взрослый повторяет предложение: Таня играет на улице и добавляет - в песочнице.

Выигрывает тот, кто придумает последнее слово к предложению и произнесет всю фразу правильно. Короткие фразы (три-четыре слова) произносятся на одном выдохе, а длинные — с паузой через три-четыре слова. Когда ребенок овладевает правилами игры, можно предложить им придумывать и удлинять фразы без картинок.

Развития артикуляционной моторики

Некоторые дошкольники страдают нарушениями речи, что часто становится поводом для насмешек других детей. Для правильной постановки звуков необходимо развивать артикуляцию. Игры на развитие артикуляционной моторики отлично помогут в этом.

«Вкусное варенье»

Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.

Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание!

1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются верхней губы

«Индюк»

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

Внимание!

1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

2. Следить, чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.

3. Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

«Игры с шариком на веревке»

(веревка длиной 60 см продета сквозь шарик диаметром 60 см и завязана узлом).

Продвигать шарик языком вверх по веревке.

Сделав язык «чашечкой» стараться поймать шарик, который висит на веревке перед лицом ;

Взять шарик в рот, и держа за веревочку рассказывать скороговорки;

«Упражнения с водой»

Язык в форме «ковшика», удерживает воду несколько секунд;

Язык в форме «ковшика» с водой перемещается вдоль линии губ слева направо и обратно;

Язык в форме «ковшика» с водой перемещается вперед-назад, стараясь не расплескать жидкость.

Развитие выразительности речи

1. Цель: учить детей передавать интонацией различные чувства (радость, безразличие, огорчение).

Взрослый называет предложение: «Дождь идет». Ребенок должен повторить его с разной интонацией - так, чтобы было понятно, что он доволен, рад; что он недоволен, его это огорчает и т. п. То же задание выполняется с другими предложениями (Солнце светит. Снег идет. Грибной дождь. Подснежник расцвел. Змея ползает).

2. Цель:. учить детей придумывать предложения и произносить их с различной эмоциональной окраской, передавая голосом радость, огорчение и другое. Взрослый предлагает детям сказать что-то о весне или зиме, чтобы было понятно, что это радует, что увидено что-то красивое, интересное. (Весна пришла! Трава зеленеет). Но весной что-то может и огорчить. Надо придумать предложение и сказать его так, чтобы было ясно, что ты огорчен, недоволен (Дождь некстати. Дует холодный ветер).

Формирование правильного звукопроизношения

«Делай, как я»

Цель: автоматизация звука л, ль во фразах.

Описание игры.

Взрослый предлагает детям поиграть в игру, для этого нужно повторять за ним действия и фразы, при этом чётко выделять голосом звуки л,ль.

Взрослый: Я сел (а) мы сели

Ребенок : И я сел (а)

Взрослый: Я топнул (а) мы топнули и т. п.

Ребенок: И я топнул (а)

Предлагаемые слова – действия для проговаривания: хлопнула, упала, устала, бежала, взяла, увидела, встала, гладила и т. д.

Для отработки твердого звука л игра проводится индивидуально, если с мальчиком- звук л в конце слова (хлопнул, упал, устал, бежал, взял, увидел, встал и т. д.) если с девочкой- отработка слога ла (хлопнула, упала, устала, бежала взяла, увидела, встала и т. д.)

Сказка «Теремок»

Цель: Автоматизация свистящих и шипящих звуков.

Описание игры. Вспомните сказку «Теремок». Желательно взять книжку с иллюстрациями и разыграть сюжет. Первой подбегает мышка-норушка и спрашивает: «Терем-теремок, кто в тереме живет?» Никто ей не отвечает, мышка-норушка влезает в теремок и остается в нем жить. Второй скачет лягушка-квакушка и спрашивает: «Терем-теремок, кто в тереме живет?» Ей отвечает мышка-норушка: «Я мышка-норушка, а ты кто?» — «Я лягушка-квакушка». — «Иди ко мне жить».Бежит зайка-трусишка и спрашивает: «Терем-теремок, кто в тереме живет?» — «Я мышка-норушка, я лягушка-квакушка, а ты кто?» — «Я зайка-трусишка»,— «Иди к нам жить».Бежит лисичка-сестричка. Подбегает к теремку и спрашивает: «Терем-теремок, кто в тереме живет?» Ей отвечают: «Я мышка-норушка, я лягушка-квакушка, я зайка-трусишка, а ты кто?» — «Я лисичка-сестричка». — «Иди к нам жить».Появляется медведь, подходит к теремку и спрашивает: «Терем-теремок, кто в тереме живет?» — «Я мышка-норушка, я лягушка-квакушка, я зайка-трусишка, я лисичка-сестричка, а ты кто?» — «Я медведь, всех вас давишь». При этих словах он обхватывает руками теремок, а все звери разбегаются в разные стороны. На этом игра кончается.

Актерские методы

Воспользуйтесь старыми методами тренировки дикции — возьмите в рот грецкие орехи, пробку или карандаш и произнесите несколько скороговорок, либо прочтите текст.

Произносите слова медленно, выделяя каждую букву и концентрируясь на каждом слове.

Публикации по теме:

Развитие эмоциональности через творческую деятельность. Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста Левченков В. В. Тема: «Развитие эмоциональности через творческую деятельность» Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста.

Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». Одной из эффективных форм развития мелкой.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией»Консультация для педагогов «Развитие фонематических процессов у детей со стертой дизартрией» Цель: познакомить педагогов с понятием «фонематические процессы» у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Педагогов, родителей.

Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие»Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие» Сенсорное развитие детей раннего возраста — это способ познакомить ребёнка с основными свойствами предмета. Почему лучше обучать детей.

Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры»Консультация «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры» "Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"консультация для педагоговитоговая работа.

План по саморазвитию «Развитие у детей дошкольного возраста гуманных чувств через театрализованную деятельность»План по саморазвитию «Развитие у детей дошкольного возраста гуманных чувств через театрализованную деятельность» Пояснительная записка. «Театр - искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда.

План самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» «И в десять лет, и в семь,.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки. Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие речевых процессов детей дошкольного возраста через элементы театрализации»
Опубликовано: 13 мая 2020 в 08:45
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД