Папки-передвижки

Консультация «Развитие речи дошкольников средствами художественного творчества»

Вера Аксенкова
Консультация «Развитие речи дошкольников средствами художественного творчества»

Известно: речевые возможности ребенка значительно увеличиваются в до-школьном возрасте.

Дошкольный возраст многие определяют как самый секзитивный для педагогических воздействий период: у ребенка еще не сформировано крити-ческое отношение ко всему, что вокруг них происходит, зато степень приня-тия, «впитывания» окружающих впечатлений чрезвычайно высока. Поэтому многие ученые считают, что чем раньше дошкольника обучают чему-либо, тем эффективнее оказываются результаты такой деятельности.

Публикация «Консультация „Развитие речи дошкольников средствами художественного творчества“» размещена в разделах

Источник становления коммуникативной компетентности ребенка - ре-чевая среда. Организатор и активный участник речевой среды в учебно - воспитательном процессе дошкольного учреждения – воспитатель.

Развитие речи ребенка дошкольника в норме идет по нескольким направлениям.

Речь идет от обогащения словаря, овладением грамматическим строем речи, о развитии фонематического слуха, связанной речи, об осознании сло-вестного состава речи. По мере расширения круга общения изменяются и функции речи.

У детей дошкольного возраста планирующая функция сливается с мышлением.

Задача взрослого - развивать эту функцию, а именно рассказывать о ходе выполняемого действия, задавать вопросы о последовательности вы-полнения, оценивать деятельность ребенка.

В свою очередь и ребенок должен сопровождать свои действия сло-вестно; к 5-6 годам планировать уже предстоящую деятельность, выражая это в речи; уметь свободно рассказывать о том, что хотел бы делать, что сделал, и сопоставлять с результатами исполнения.

В современной системе дошкольного образования активно разрабаты-ваются новые методы разностороннего развития детей и более качественной подготовке к школьному обучению.

Одним из таких методов можно считать использование театрально-игровых приемов на занятиях по развитию речи.

В процессе речевого развития ребенок в первую очередь различает (воспринимает) интонационные оттенки речи – этому он учится с первых недель жизни. Задача педагога - закрепить и разнообразить это умение. За-тем ребенок воспринимает слово как целое: в младенчестве - как целое инто-национное и фонематическое, в раннем и дошкольном детстве – еще и как це-лое лексическое.

Узкий и скудный речевой опыт, незрелость процессов памяти и воспри-ятия у дошкольников требуют совпадения всех трех компанентов восприни-маемой речи : интонационного, фонематического и лексического.

Пьесы, этюды, игры – драматизации и есть тот самый максимально ка-чественный речевой материал, на основе которого малыши могут научиться воспринимать речь и полноценно владеть ею. Поэтому уже при первом зна-комстве с пьесой, сказкой дети должны услышать интонационно насыщен-ный, фонематически - четкий текст и получить доступные возрасту лексиче-ские разъяснения, причем неоднократно. Многие очевидные для взрослых слова долгое время остаются непонятными малышам, даже если они используют их в своей речи.

К примеру, большинство детей не удивятся, услышав слово «самовар», но при этом они не понимают, почему его считают большим, тяжелым и ды-мящимся. Поэтому детям требуется объяснение и наглядная демонстрация.

Все проводится в игровой форме, не спеша, ведь для осмысления вос-принимаемого требуется время и положительный эмоциональный настрой. Если у детей возникает желание повторять за воспитателем или «передразни-вать» вас, считайте, что вы добились цели. В непринужденной обстановке, на волне неожиданно возникшей мотивации можно получить наилучший ре-зультат.

Кроме того, известно, что высокоэмоциональные моменты жизни за-полняются быстрее и надежнее.

Особенно эффективен прием «неправильной демонстрации». Так, например, при работе по сказке «Теремок» сцену появления волка читаю намеренно неправильно: робкий и беззащитный персонаж меняется интона-цией и соответственно, характером с сильным и нагловатым волком (мышка перестает пищать, волк покорно складывает лапки).

При правильной подаче этот прием вызовет шквал детского смеха и желание подражать. Такие несерьёзные занятия помогают ребенку сориенти-роваться на возможном поле творчества, а достаточные свобода и время позволяет потренироваться и попробовать себя в интонационном поиске.

Креативную атмосферу совместной деятельности ребенка и воспитателя создают и различные приемы творческого рассказывания. – «Расскажи сказ-ку «Репка» от лица репки», – «Я начну, а ты закончи», (Мальчик гулял в ле-су. Вот он вышел на поляну и увидел…», и др.

Между тем любая деятельность, в том числе и изобразительная, благо-приятна для развития речи. Особенно это касается детей с общим недоразви-тием речи. Деятельность с бумагой, ножницами, глиной, пластилином, крас-ками, карандашами – это не только сенсорно-двигательные упражнения. Она отражает и углубляет представления детей об окружающих предметах, спо-собствует проявлению умственной и речевой активности. Этим определяется её связь с коррекционным обучением.

На занятиях изобразительной деятельностью детей можно знакомить с новыми словами, учить понимать, различать и, наконец, употреблять слова в активной речи. Ребенок может знакомиться с названиями предметов, дей-ствий, которые он производит с предметами, различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и признаки действий.

Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для разви-тия речи и тем, что при осуществлении легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие появлению речевой активности. Проблемные си-туации формируют коммуникативную направленность речи. Так, если кому-то из детей специально «забыть» положить альбом, кисть или карандаши, ребенок вынужден просить недостающее, т. е. проявлять речевую активность.

Дети быстрее и полнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются натуральные предметы (муляжи) овощи, фрукты, ваза с цветами и т. д.).

Материал, которым оснащаются занятия, используется на разных эта-пах коррекционной работы с разными речевыми целями. Набор фраз, слов, произносимых взрослыми делают слово мобильным, подвижным.

Слово прочно входит сначала в пассивный, а затем активный словарь. С этой целью на занятиях необходимо каждодневно использовать весь наглядный материал: оречевлять демонстрируемые действия, предметы обо-рудования их признаки и назначения. («В баночки налить Н2О для промы-вания кисточек». «В подставки разложить кисти, ножницы». «Справа поло-жить салфетки для промакивания кисти» и т. д.) Дети очень любят дежурить по занятиям, они как бы играют с этим материалом, убирая его со стола или раскладывая, производя разнообразные действия.

Ребенок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализатов (зрение, слух, тактильное восприятие, сто так же ока-зывает положительное влияние на развитие речи.

Связь слова с движением или состоянием предмета в изодеятельности происходит естественно, поскольку ребенок сам выполняет разнообразные действия. Например: взял карандаш, прижал салфетку, веду линию, рисую мяч, отрезал уголок, кисточку промыл, промакнул и положил в подставку и т. д.

Следует заметить, что например, приставочные глаголы дети начинают усваивать значительно раньше, если во время деятельности воспитатель ча-сто употребляет их, говоря о том, что делает ребенок: режим лист бумаги, отрезаем уголок, вырезаем круг, разрезаем лист, надрезаем по сгибу до ли-нии и т. д.

Именно на этих занятиях дети хорошо усваивают последовательность действий и причинно-следственную взаимосвязь различных действий и явле-ний: «Кисточка грязная. Моем грязную кисть. Кисть стала чистой».

Важно отметить, что действия детей, оречевленные в изодеятельности, становятся более совершенными, осмысленными, целенаправленными, ритмичными, регулируемыми. Ускоряется процесс усвоения изобразитель-ных навыков.

Выполняя повторяющиеся движения в рисовании (штрихи, мазки, ли-нии, дети любят сопровождать их речью в такт движениям руки: топ-топ-топ («следы», кап-кап-кап («дождик идет», туда-сюда, вверх-вниз и т. д.

Таким образом, изодеятельность позволяет решать и коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать такие положительные качества, как са-мостоятельность, целенаправленность, в выполнении работы усидчивость и настойчивость, умение довести работу до конца, аккуратность, т. е. все те ка-чества, которые слабо выражены у детей с общим недоразвитием речи. По-этому, как бы ни выполнил ребенок работу, надо оказать должное вниманию результатам его усилий.

И так, все перечисленные положительные стороны продуктивной деятельности детей оказывают большое влияние на формирование различ-ных сторон речи.

Публикации по теме:

Презентация «Мониторинг готовности старших дошкольников к обучению в школе» Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов. Ее решение меняется.

Искусство складывания бумаги «Волшебный мир оригами» Оригами – японское искусство складывания бумаги известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае – на родине возникновения бумаги.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие речи дошкольников средствами художественного творчества»
Опубликовано: 25 апреля 2015 в 20:48
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД