Получи документы

Консультация «Развитие высших психических функций с использованием нетрадиционного оборудования у детей с ОВЗ в ДОУ»

Маргарита Арапова
Консультация «Развитие высших психических функций с использованием нетрадиционного оборудования у детей с ОВЗ в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

Специфика дефекта познавательной сферы ребенка с ОВЗ и возникающие вторичные отклонения (нарушения общей и мелкой моторики, ориентировки в пространстве, эмоционально-волевой сферы, творческой активности, процессов общения) вносят свои коррективы в известные традиционные методики и требуют поиска новых форм работы и новых решений для успешного коррекционно-образовательного процесса.

Публикация «Консультация „Развитие высших психических функций с использованием нетрадиционного оборудования у детей с ОВЗ в ДОУ“» размещена в разделах

Помимо традиционных, в коррекционно-педагогическом процессе эффективно применение нетрадиционных методов. Нетрадиционные методы воздействия в работе педагога становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Рассмотрим более подробно нетрадиционные компоненты, применяемые в моей педагогической деятельности. Эти методы используются мной в групповой, подгрупповой и индивидуальной работе с детьми с задержкой психического развития и дают положительную динамику в развитии ВПФ.

Кубики Никитина.

Главное отличие — это многофункциональность игр и безграничный простор для творчества. Игры учат детей, переходя от простых к более трудным заданиям, получать радость и удовлетворение от умственной деятельности, думать, порой мучиться, но обязательно добиваться цели.

Развивающий дидактический материал Б. П. Никитина дает возможность для:

1) знакомства с понятиями (цвет, величина, длина, высота);

2) изучения счета и называния чисел в обратном порядке;

3) знакомства с составом числа;

4) усвоения отношений между числами, употребления знаков <, >, =;

5) измерения объектов;

6) деления целого на части;

7) овладения пространственными связями («слева», «правее», «между» и т. п.);

8) развития творческих возможностей, воображения, моделирования

Работа начинается с самых простых узоров: выложить дорожку, башню из кубиков одного цвета; выложить дорожку, башню, чередуя цвета. (Приложение № 1) На этом этапе работы развивается зрительное восприятие; повышается концентрация внимания; развивается зрительная память, мыслительные процессы: анализ и синтез. Дети закрепляют знания о цвете; учатся сравнивать предметы по длине, ширине, высоте; учатся соотносить схему узора и сам узор. Как только ребенок без труда выполняет данные узоры, то можно переходить на следующий уровень, более сложный, используя кубики, грани которых имеют 2 цвета. (Приложение № 1) По образцу выкладывают домики, заборчики, цветы, новогодние гирлянды, елочки. Такой уровень наиболее сложный для детей с задержкой психического развития (ЗПР, поэтому отводится большее количество времени.

На этом уровне так же отрабатывается умение ориентироваться в пространстве; развиваются мыслительные операции; зрительное восприятие внимание; повышается устойчивость и концентрация внимания; память. Дети составляют рассказы по картинкам. На одном занятии берется 1- 2 задания, первое, как правило, легче, а второе более сложное.

На занятиях по познавательному и речевому развитию дети учатся не только сравнивать предметы, множества и величины; счету и пересчету предметов; выделять звуки из ряда других звуков, они должны знать цифры и буквы. На индивидуальных и подгрупповых занятиях дети выкладывают из кубиков цифры и буквы. Что позволяет закреплять графический образ числа и звука. Далее после усвоения всего вышеизложенного материала, дети приступают к выполнению еще более сложного задания на развитие мыслительных операций, например, «Составь коврик», «Построй горку», «Собери цифру», «Собери букву» и др. (Приложение № 1)

Работа с использованием кубиков Никитина «Сложи узор» дает положительные результаты в развитии высших психических функций. У детей наблюдается положительная динамика в развитии зрительного восприятия и внимания, памяти, мыслительных операций (анализ, синтез, а также дети лучше ориентируются в пространстве.

Палочки Кюизенера.

Универсальный материал для развития у детей логико-математических способностей разработал бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер.

«Палочки Кюизенера» – это набор счетных палочек, которые еще называют «цветными палочками», «цветными числами». В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем больше числовое значение она выражает.

Набор способствует развитию творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей, мелкой моторики. Палочки Кюизенера вначале используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала - цвет, размер, форма. Однако, уже во время игры с палочками дети открывают некоторые отношения: одинаковость длины палочек, одинаковость сечения и др. На этом этапе можно проводить следующие игры: «Лесенка для матрешки», «Мальчики и девочки», «Журавушка» (Приложение № 2)В. ходе этих игр детей учат различать цвета, сравнивать палочки по цвету, по длине, расположению (т. е. формируют такие понятия как «разные», «одинаковые», «короче», «больше», «меньше», «левее», «правее», «между» и т. д.)

На втором этапе палочки уже выступают как математическое пособие. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий. Это такие игры, как: «Считаем палочки», «Сосчитай фигуры», «Лесенка с цифрами» «Поезд», «Делим конфету» (Приложение № 2)

Часто игровые упражнения с пособием Кюизенера включаю в содержание математического занятия. Беру какую-либо тему и обыгрываю её с помощью различных занимательных заданий со счётными палочками. Например, сообщаю детям, что к ним приехал волшебный поезд — палочки выполняют роль вагонов, в которых сидят звери (картинки). Дети упражняются в порядковом счёте — соотносят каждый брусочек с конкретным числом. Затем дети могут построить домики для животных из счётных палочек. Возле домика будет лесенка (выкладывание деталей по убывающей длине).

Палочки Кюизенера так же использую и на занятиях по развитию речи — моделирую с их помощью сказки (часто это делается совместно с использованием логических блоков Дьенеша). Например, вспоминаю с детьми сказку «Волк и семеро козлят». Дети характеризуют образ волка: злобный, большой, страшный. Совместно с детьми решаю условно обозначить его длинной чёрной палочкой. Коза же будет жёлтой палочкой среднего размера, а козлята — маленькими белыми. В процессе такой деятельности дети лучше усваивают сюжет сказки, понимают характеры и внешний вид её персонажей.

Анализируя русскую народную сказку «Теремок», предлагаю символически обозначить её героев с помощью блоков Дьенеша, а затем творчески видоизменяю финал произведения: лесным обитателям стало жалко зверюшек, которые остались без домика, и они решили построить для них новый большой и красивый терем — из палочек Кюизенера.

После обсуждения сказки «Кот, петух и лиса» дети могут на выбор выложить из счётных палочек её героя — красочного петушка. Такое задание можно практиковать на тему любой прочитанной сказки — зайчик («Заюшкина избушка», репка («Репка», овощи из огорода («Пых») и т. д. Хорошо подходит для моделирования русская народная сказка «Три медведя», где с помощью набора палочек ребята могут изобразить 3 стульчика, стола, кроватки разных размеров.

Палочки Кюизенера пригодятся и на занятиях по обучению грамоте. С их помощью можно выкладывать отдельные буквы и целые слова.

Логические блоки Дьенеша.

В основе методики Дьенеша – всевозможные увлекательные логические игры, помогающие ребенку развивать комбинаторные, логические, аналитические способности, а также улучшающие речь, память и внимание. Увлекательные математические задания и учебные пособия направлены на стимулирование интереса детей к математике.

Дидактическое пособие «Логические блоки» состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной.

Сначала предлагаются самые простые игры:

• «Раздели фигуры (блоки)» (по цвету, или форме, или размеру, или толщине)

• «Найди фигуру (блоки)» (по цвету, форме, размеру, толщине)

«Создай образ» (по схеме)

Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями. К этим действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование, декодирование, а также логические операции «не, и, или». Используя блоки можно закладывать в сознание детей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку. Т. к. логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрических фигур, они могут использоваться при ознакомлении детей с формами предметов и геометрическими фигурами, при решении многих других развивающих зада

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования. Каталог авторских игрРазвитие мелкой моторики младших дошкольников посредством нетрадиционного оборудования. Каталог авторских игр Каталог авторских игр по развитию мелкой моторики. Главная цель применения в практике совместной деятельности с детьми игр на развитие моторики.

Физкультурное занятие с использованием нетрадиционного оборудования для детей старшей группыФизкультурное занятие с использованием нетрадиционного оборудования для детей старшей группы Цель: доставить детям радость от совместного выполнения занимательных физических упражнений; вызвать у дошкольников интерес к выполнению.

Фотоотчет о художественной деятельности детей средней группы «Украсим ковер» с использованием нетрадиционного оборудованияФотоотчет о художественной деятельности детей средней группы «Украсим ковер» с использованием нетрадиционного оборудования Цель: формировать у детей умение составлять узор на прямоугольнике. Задачи: - учить детей средней группы украшать ковер прямоугольной.

Игры с использованием нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возрастаИгры с использованием нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста О том, что развивать мелкую моторику рук детей слышали многие. Также многие знают традиционные способы ее развития. Я же предлагаю вашему.

Комплекс оздоровительной гимнастики с использованием нетрадиционного оборудованияКомплекс оздоровительной гимнастики с использованием нетрадиционного оборудования Оздоровительные мероприятия с использованием нетрадиционного оборудования сделанного своими руками. В предыдущих статьях я уже упоминала.

Консультация для педагогов «Коррекция высших психических функций у детей с ОВЗ» Жизнь человека представляет череду нескончаемых открытий, связанных с получением, обработкой и передачей новых знаний о себе и окружающем.

Занятие по развитию высших психических функций с детьми с ОВЗ и инвалидами на программно-аппаратном комплексе «Колибри»Занятие по развитию высших психических функций с детьми с ОВЗ и инвалидами на программно-аппаратном комплексе «Колибри» Коррекционно - развивающее занятие с детьми ОВЗ и инвалидами "Живое обучение" (на программно-аппаратном комплексе "Колибри") Цель: Повышение.

Подвижная игра «Паук и мухи» с использованием нетрадиционного спортивного оборудованияПодвижная игра «Паук и мухи» с использованием нетрадиционного спортивного оборудования Использование нетрадиционного спортивного оборудования побуждает придумывать для детей интересные игры. Вот и я, соорудив из обруча и верёвки.

Развитие мелкой моторики детей с ОВЗ средствами нетрадиционного оборудования (ФГОС до) Развитие мелкой моторики детей с ОВЗ средствами нетрадиционного оборудования (ФГОС ДО) Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В. А.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие высших психических функций с использованием нетрадиционного оборудования у детей с ОВЗ в ДОУ»
Опубликовано: 19 марта 2024 в 08:28
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Развитие высших психических функций с использованием нетрадиционного оборудования у детей с ОВЗ в ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Маргарита Арапова (УИ 405451) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД