Папки-передвижки

Консультация «Развивающая предметно-пространственная среда для сюжетно-ролевых игр старших дошкольников»

Татьяна Обухова
Консультация «Развивающая предметно-пространственная среда для сюжетно-ролевых игр старших дошкольников»

Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.

Сегодня мы попробуем разобраться, какой должна быть предметно-пространственная среда для сюжетно-ролевых игр в старших группах ДОУ

Публикация «Консультация „Развивающая предметно-пространственная среда для сюжетно-ролевых игр старших дошкольников“» размещена в разделах

Первое, на что следует обратить внимание, это то, что выбор сюжетно-ролевых игр в любом возрасте должен идти от интересов детей, отображать их впечатления от окружающей действительности. Это способствует развитию интереса и стремление к расширению знаний по определенной теме, желание создавать и трансформировать предметно-пространственную среду. Поэтому в группах старшего возраста могут появиться такие ранее не известные игры, как "Туристическая фирма" или "Рекламное агентство", "Телевидение" и др.

Второе, это отличие принципов построения сюжетно-ролевой игры в старших группах от предыдущего периода. Если в среднем возрасте игры в основном содержат 2-3 роли, дети учатся поступать в соответствии с игровым замыслом, но походу сюжета могут менять роль, а воспитатель является не только помощником, но и осуществляет контроль за игрой, то:

5-6 лет

Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей

Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры

Цепочка игровых действий, объединенных одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых

Самостоятельная игра детей; помощь воспитателя в нужный момент

6-7 лет

Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество). Техника игровых действий условна

Не только роли, но и замысел игры проговариваются детьми до ее начала

Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми.

Самостоятельная игра детей; помощь воспитателя в нужный момент

Как только дети начинают проявлять интерес к определенной сюжетно-ролевой игре, воспитатель подбирает материал для обогащения представлений о той сфере действительности, которую ребенок будет отображать в игре. Это могут быть: наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях.

Как только дети получили необходимую информацию и обогатили свои знания, следует начать, так называемую, «игру в подготовку к игре». Это не что иное, как создание предметно-пространственной среды своими руками. Совместно с детьми можно определить, какие игровые атрибуты нужны для этой игры, что уже есть в группе и можно заимствовать из другой сюжетно-ролевой игры (корзинка в супермаркете – корзинка для похода семьи за грибами, халат врача – халат провизора в аптеке, а что можно сделать. Здесь ярко проявляется фантазия детей по использованию предметов-заместителей. Т. е, например, использование мелкой мозаики как таблеток.

При создании игровых атрибутов часто используются детали конструктора (приветствуется наличие разных видов и размеров конструктора в группе) и бросовый материал. Но следует помнить, что атрибуты должны внешне напоминать реальные предметы (быть реалистичными) : кассу для игры в магазин можно сделать из обувной коробки, наклеив на нее кнопки и табло. Дети сами могут нарисовать ценники и деньги - для игры в магазин, билеты и афишу - для игры в театр. Таким образом, в группе могут собираться коллекции: афиш, билетов, бланков и т. д.

Другие атрибуты воспитатель создает сам или привлекает родителей. Для игр Шоферы, Автомастерская, Службы спасения и т. д. можно использовать чехлы на спинки стульчиков с аппликацией: Автобус, Скорая помощь, Военный джип, Пожарная машина. Чехлы хранят на вешалках-плечиках на стойках в уголках ряженья.

Уголки ряженья организуются еще в младших группах, которые представляют собой сундуки, в которых находятся элементы ряженья в свободном доступе. В старших группах такой сундук необходимо сохранить, но добавить в него элементы для "барышень" : шляпки, зонты, пелеринки, веера, длинные платья. Комплекты постельного белья или просто лоскуты ткани для "стирок и глажения".

Как только атрибуты собраны, их следует поместить в пластиковую коробку, деревянный или картонный лоток, которые помечаются специальными условными обозначениями (например, красный крест на коробке с атрибутами для игр "Больница" или "Аптека"; изображение книги и глобуса на коробке с атрибутикой для игр "Школа" и "Библиотека"; изображение кастрюли на коробке с игрушечной посудой для игры "Семья" и т. д.).

Авторы пособий говорят, что материал к сюжетно-ролевой игре должен быть всегда, что называется, под рукой и в то же время не должен быть постоянно на виду, т. е. воспитатель не должен использовать сюжетно-ролевую игру как элемент дизайна. Дети сами выбирают нужные им атрибуты в соответствии с замыслом игры. При этом сюжет может разворачиваться и обогащаться : дети начали играть в больницу, а затем им понадобилась посуда, для того чтобы приготовить пищу пациентам; атрибуты для игры "Библиотека" — в больнице устроили читальный зал для больных.

Воспитатель всегда должен быть готов помочь детям развернуть игру в любом месте группы. Поэтому неплохо иметь большой кусок ткани, чтобы была возможность создать детям уголок (домик, шалаш, палатку, просто накинув ткань на стульчики, парту, мягкие модули.

Пространство игровой комнаты необходимо организовать таким образом, чтобы оно позволяло детям свободно перемещаться, одновременно играть нескольким группам детей. Для этого используются мягкие игровые модули, ширмы, отделяющие игровые пространства, которые также позволяют в случае необходимости любому ребенку уединиться для индивидуальной игры.

В группах старшего дошкольного возраста необходимы так же различные макеты для развития режиссерских игр детей.

В соответствии с требованиями зонирования группы выделяется место для кукольного уголка, оборудованного для различных игровых действий с куклой и сюжетно-ролевых игр (игрушечная мебель, посуда, кукольная одежда, игрушки, имитирующие бытовые предметы : утюг, телевизор, газовая плита, предметы для стирки). Обязательно должно быть кукольное приданое. В гардеробе кукол должно быть много разносезонной одежды. Она должна легко одеваться: платья с глубокой планкой-разрезом сзади. Содержание кукольного уголка соответствует разным ситуациям сюжетно-ролевых игр и постоянно дополняется, по мере освоения детьми тех или иных игровых действий.

И главное, сюжетно-ролевая игра не должна быть ограничена по времени, т. к. именно она способствует интеллектуальному, физическому и психическому развитию ребёнка и, как ничто другое, влияет на жизнь детей и их деятельность как индивидуальную, так и совместную. Играя, дети обогащают ум знаниями об окружающем мире, обретают новый жизненный опыт, осваивают полезные привычки и навыки и могут реализовать свою потребность в активности, новых впечатлениях и эмоциях. В играх формируется у ребёнка отношение к самому себе и другим, к трудовой деятельности, самостоятельности, правильным поведенческим нормам и так далее. Можно сказать, что в игре ребёнок реализует свою потребность взаимодействия с миром. Игра выступает как тренировочная площадка, где малыши отрабатывают разные отношения и способы взаимодействия со своими сверстниками и взрослыми.

Прикреплённые файлы:

syuzhetno_c9lfk.pptx | 4700,39 Кб
 
Публикации по теме:

Развивающая предметно-пространственная среда в нравственном воспитании дошкольниковРазвивающая предметно-пространственная среда в нравственном воспитании дошкольников РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Дошкольный возраст—это период позитивных изменений.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ В нашей группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей.

Предметно-пространственная развивающая среда по ПДДПредметно-пространственная развивающая среда по ПДД Хочу с Вами поделиться теми пособиями и методическим материалом, которыми пополнился наш уголок по ПДД. Самое главное у человека - это.

Развивающая предметно-пространственная средаРазвивающая предметно-пространственная среда Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством. Создавая.

Развивающая предметно-пространственная средаРазвивающая предметно-пространственная среда Развивающая предметно-пространственная среда В развивающей среде моей группы отражены основные направления образовательных областей ФГОС.

Развивающая предметно-пространственная среда для организации и знакомства дошкольников с различными спортивными играмиРазвивающая предметно-пространственная среда для организации и знакомства дошкольников с различными спортивными играми Уважаемые коллеги! Хочу поделиться своим опытом работы по созданию в нашем дошкольном учреждении развивающей предметно-пространственной.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДООРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОО Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО. Ожева Н. Н и Прилепко Е. А. Всоответствии с ФГОС ДО программа должна отражаться с учетом.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Уважаемые коллеги! Хочется представить вам опыт работы педагогов ДОУ по созданию условий для сохранения психо - эмоционального здоровья.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Главное требование к образовательной среде в ДОУ - предоставить ребёнку возможность свободу выбора деятельности, в которой он сможет.

Развивающая среда. Предметно-пространственная среда группыРазвивающая среда. Предметно-пространственная среда группы Здравствуйте. Я воспитатель младшей группы Якшигулова Лилия Явдатовна. В детском саду дети проводят большую часть времени. Поэтому мне хотелось.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развивающая предметно-пространственная среда для сюжетно-ролевых игр старших дошкольников»
Опубликовано: 15 декабря 2020 в 00:16
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД