МААМ-картинки

Консультация «Виды и основные приемы логопедического массажа при дизартрии»

Заргарян Светлана
Консультация «Виды и основные приемы логопедического массажа при дизартрии»

Дети с олигофренией представляют крайне неоднородную группу. Дизартрия, и в том числе наиболее тяжелые её формы, могут наблюдаться у детей как при легкой, так и при тяжелых степенях олигофрении. Лёгкие «стертые» формы дизартрии практически всегда сопровождают дебильность, наряду с дислалией, дисграфией и т. п. Обязательно нарушение мо-торики и в некоторых случаях наряду с речевыми расстройствами выступает ДЦП.

Коррекция этих нарушений практически невозможна без применения логопедического массажа.

Публикация «Консультация „Виды и основные приемы логопедического массажа при дизартрии“» размещена в разделах

Наиболее детально приемы логопедического массажа представлены в исследованиях Е. Ф. Архиповой, Г. В. Дедюхиной, Т. А. Яньшиной Л. Д. Могучей и др. Так, в книге Е. Ф. Архиповой освещаются методы логопедического массажа, используемые в работе с детьми с ДЦП в доречевом периоде и в дошкольном возрасте.

Назначению логопедического массажа должна предшествовать ме-дицинская диагностика, проводимая врачом. Медицинское заключение со-держит указание на наличие неврологической симптоматики, в том числе указание на наличии неврологической симптоматики, локальные нарушения иннервации мышц и прочее.

Массаж могут выполнять врач, логопед и медицинская сестра, знающие этиопатогенез артикуляторных расстройств. Во всех случаях массаж применяется только по назначению лечащего врача.

Как правило, основным показанием к проведению массажа является изменение мышечного тонуса, которое может отмечаться как в общей мускулатуре, так и в органах речевого аппарата. Однако даже при наличии медицинского заключения логопед должен самостоятельно провести диа-гностику состояния мышц. Это поможет определить тактику массажа в каждом отдельном случае.

Логопеду следует определить состояния мышц:

- верхней половины туловища;

- шеи;

- мимических мышц;

- артикуляционных мышц.

Это устанавливается путем осмотра, пальпации, наблюдения при вы-полнении динамических и статических упражнений.

При осмотре ребенка следует обращать внимание на положение го-ловы по отношению к туловищу, отметить, нет ли привычных ассиметричных поз.

При осмотре лица надо помнить о возможной асимметрии в виде сглаженности носогубной складки, опущенного уголка рта, расширенной или суженной глазной щели, а также наличии постоянно открытого рта, слюнотечения.

Обращается внимание на окраску кожи (в норме светло – розовый оттенок, у брюнетов чуть темнее, кожные высыпания (герпес, диатез и т. п., кожные кровоизлияния.

При пальпации (пальпация предполагает наличие у логопеда «тактильной памяти») определяются следующие характеристики:

- эластичность кожи (в норме гладкая, упругая, плотная, легко захватывается в складку, которая потом разглаживается);

- отечность кожи;

- состояние лимфатических узлов;

- состояние мышц (гипотонус, гипертонус);

- выпуклости (лобные бугры, надбровные дуги, верхний и нижний края глазницы, отросток височной кости, скуловая кость, сосцевидный от-росток височной кости);

Также отмечаются особенности состояния движений (общих и артикуляционных, состояния артикуляционного аппарата.

После завершения осмотра, отмечаем наличие отклонение от нормы и, соотнося их с противопоказаниями к логопедическому массажу, делаем вывод о том, каким образам и когда будет включен логопедический мас-саж в коррекционную работу.

Противопоказания к назначению логопедического массажа.

Лихорадочное состояние;

1. острые и воспалительные процессы;

2. носовые кровотечения и склонность к ним;

3. конъюнктивиты (воспаление соединительной оболочки глаз);

4. различные заболевания кожных покровов и волосистой части го-ловы (инфекционные, грибковые и невыясненной этиологии);

5. диатезы другие аллергические реакции;

6. стоматиты или другие инфекции полости рта;

7. герпес на губах;

8. отек Квинке;

9. увеличение лимфатических узлов;

10. резко выраженная пульсация сонных артерий;

11. тошнота, рвота;

12. чрезмерная физическая и психическая усталость.

В ряде случаев противопоказания носят временный характер и име-ют место в остром периоде болезни или при обострении хронического заболевания.

Для проведения логопедического массажа используется следующее оборудование:

- удобное кресло или стул для ребенка с высокой спинкой, необходимой для опоры головы;

- стул для массажиста;

- стол;

- настенное или достаточное большое настольное зеркало для осу-ществления контроля хода массажа лица специалистом, стоящим за спиной ребенка, и для выполнения ребенком артикуляционных упражнений;

- аудиомагнитофон и кассеты с приятной музыкой (лучше классиче-ской);

- грелка для прогревания мышц перед массажем;

- стерильные марлевые салфетки;

- резиновые напальчники;

- индивидуальная для каждого массируемого зубная щетка;

- одноразовые шпатели;

- логопедические зонды различных конфигураций;

- электрический вибромассажер;

- медицинский спирт для дезинфекции зондов, насадок вибромассажера и др. ;

- несколько полотенец или влажные одноразовые салфетки.

Руки массажиста всегда должны быть чистыми, без украшений, ногти короткими. Лицо массируемого тоже необходимо вымыть перед массажем.

К основным видам логопедического массажа относятся :

- классический ручной (сегментарный);

- точечный;

- аппаратный.

Надо отметить, что в логопедической практике кроме выше перечисленных приемов массажа, используется самомассаж (массаж, выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией, который является средством, дополняющим действия логопеда).

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нор-мализация мышечного тонуса данных мышц.

Основные приемы ручного классического массажа это : поглаживание, растирание, разминание и вибрация.

При поглаживании кисть массажиста без напряжения, сомкнутыми пальцами, находящимися в одной плоскости, производит движения в раз-личных направлениях (продольно, поперечно, кругообразно, спиралевидно). Поглаживанием начинают и заканчивают любой сеанс массажа. Поглаживание проводят медленно и плавно.

Вспомогательный тип поглаживания – щипцеобразный. Выполняется щипцеобразно сложенными пальцами, чаще 1-2-3-м или 1-2-м пальцами. Применяется при массаже органов с небольшими мышечными группами (в логопедиина органах артикуляции: языке, губах и т. д.).

Растирание – прием, при котором применяется несколько большая сила давления, чем при поглаживании. Рука не скользит по коже, а сдвигает ее.

Выполняется растирание концевыми фалангами пальцев или тыльной сто-роной полусогнутых пальцев.

Этот прием выполняется в различных направлениях. Отсюда и названия основных типов растирания : прямолинейное, круговое, спирале-видное.

При массаже органов артикуляционного аппарата применяется щип-цеобразное растирание, которое выполняется концевыми фалангами 1-2-го пальцев.

Разминание – прием, при котором массирующая рука выполняет 2-3 фазы: фиксация, захват массируемой области; сдавление, сжимание; раска-тывание, раздавливание.

Для области лица рекомендуют щипцеобразное разминание. Оно вы-полняется 1-2-м или 1-3-м пальцами (пощипывание на лице, захватывая, оттягивая, разминая локальные участки.

Растягивание – разновидность разминания. Выполняется двумя ру-ками. Зафиксировав массируемую поверхность, несколькими пальцами производят короткие ритмичные движения, сдвигая ткани друг от друга.

При вибрации, массирующая рука (или вибрационный аппарат) пе-редает телу массируемого колебательные движения. Для выполнения виб-рирующих движений на лице используется прием пунктирование. Выпол-няется пунктирование концевыми фалангами указательного и среднего пальцев или всеми пальцами кроме большого. Движения подобны выбива-нию дроби на барабане.

Точечный массаж – разновидность лечебного массажа, когда ло-кально воздействуют на биологически активные точки (зоны) соответ-ственно показаниям расслабляющим или стимулирующим способом. При-емы точечного массажа подбираются очень строго индивидуально, так как неправильное применение этого вида массажа может усложнить картину заболевания. Проводится только специалистом.

Аппаратный массаж проводят с помощью вибрационных, вакуум-ных и других приборов.

Особый вид логопедического массажа – зондовый.

Цель зондового массажа – нормализация речевой моторики. Метод прост и эффективен. Он дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восста-навливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее.

Результативность метода подтверждаются данным. Полученными специалистами, которые работают с детьми, страдающими различными речевыми расстройствами 95%, у детей с ДЦП исправление звукопроиз-ношения зависит от степени поражения двигательной сферы, сохранности интеллекта и соответствует приблизительно 40-80%.

При спастической дизартрии приемы разминания и вибрации не используются, так как они провоцируют нарастание мышечного тонуса.

При гиперкинетической форме дизартрии все приемы массажа проводятся на фоне медикаментозного и физиотерапевтического лечения. Также по необходимости подключается точечный массаж.

Сроки преодоления недостатков произношения зависят от тяжести речевого дефекта, возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Важное значение имеют такие факторы, как регулярность занятий и участие в коррекционной работе родителей.

Без массажа педагогический процесс потребует слишком много времени и сил логопеда и не обязательно закончится положительным результатом

Публикации по теме:

Изобразительная деятельность в детском саду «Приемы и виды лепки» Изобразительная деятельность (лепка) в детском саду. Приемы и виды лепки. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного.

Консультация для педагогов «Практические приемы массажа и самомассажа, как способ развития мелкой моторики рук» Научно доказано, что у детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе.

Консультация для воспитателей «Основные приемы лепки в среднем дошкольном возрасте» Тема: «Основные приемы лепки». Цели: 1. Способствовать повышению уровня компетентности педагогов в: -знании методики обучения лепке дошкольников;.

Основные формы и виды физических упражнений Под физическими упражнениями понимаются двигательные действия, созданные и применяемые для развития физических способностей, укрепления.

Основные виды движений для подготовительной группы детского сада. Ходьба: 1. Ходьба скрестным шагом 2. Ходьба в приседе и полуприседе 3. Ходьба выпадами 4. Ходьба спиной вперед 5. Ходьба гимнастическим.

Основные виды движений для старшей группы детского сада. Ходьба: 1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы 2. Ходьба широким шагом 3. Ходьба в полуприседе 4. Ходьба со сменой положения.

Основные виды движений ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ — это жизненно необходимые для ребенка движения, которыми он пользуется : ползание, лазание, бросание, метание, ходьба,.

Применение технологий логопедического массажа при дизартрии у детей с поражением ЦНС Дизартрия – это дефект речи. Точнее – это ее неполноценная организация, связанная с неврологическими нарушениями. Ведь человек без зубных.

Технологии логопедического массажа Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на.

Основные задачи и виды театральной деятельности в разных возрастных группах Самым распространенным видом детского творчества является театральная деятельность. Театральная деятельность тесно связана с игрой, поэтому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Виды и основные приемы логопедического массажа при дизартрии»
Опубликовано: 7 декабря 2018 в 10:29
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД