Мария Рахлеева
Консультация «Включение родителей в поликультурную образовательную деятельность ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Включение родителей в поликультурную образовательную деятельность ДОУ»
Моя семья – моя Родина - моя Земля. Этим трем этапам соответствует этнокультурное, поликультурное, глобальное воспитание. Если эти этапы будут пройдены с опорой на возрастные особенности детей, дошкольники найдут своё место в сложном многополярном мире, став достойными представителями своего народа и своей страны.
Публикация «Консультация „Включение родителей в поликультурную образовательную деятельность ДОУ“» размещена в разделах
Современные подходы к дошкольному образованию требуют создания условий для приобщения к национальным ценностям, к истории родного края, ориентации его на диалог культур этнических групп в педагогическом многонациональном дошкольном учреждении. Конечно, это возможно в условиях реализации целей гуманистической системы образования, организацию педагогического процесса в соответствии с основными направлениями приобщения детей к различным аспектам многонациональной культуры.
Духовно – нравственное образование детей является приоритетным направлением деятельности дошкольного учреждения. Мир стал агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, начиная с игрушек и заканчивая глобальными коммерческими издательскими, анимационными, театральными, телевизионными и музыкальными проектами, оказывала разрушительное влияние на психику малышей, их нравственность и духовный мир. В одночасье куда-то исчезли наши старые добрые игрушки, книги, мультфильмы, милые, дорогие сердцу образы из мира детства, литературные и мультипликационные герои, на которые выросло не одно поколение. Им на смену пришли герои бесчисленных зарубежных анимационных сериалов: Супермн, Спайдермен и Бэтмэн, охотники за привидениями, монстры и драконы, завоеватели вселенной и космические пираты, черепашки ниндзя и покемоны, Барби с Кеном и телепузики. Массовая культура Запада и Востока наступала по всем направлениям, навязывает детям чужие ценности: культ силы, денег, предпринимательство, индивидуализм. Дети стали своенравны, агрессивны, неуправляемы, не желают никого слушать и никому уступать, “сыпят ” рекламными слоганами, воображают себя супергероями, играют с телепузиками, монстрами, Барби, копируют их речь, поведение, привычки, образ жизни и мысли.
Дошкольный возраст – это время воспитания души, а не образования ребенка. У нас же в последние годы наметился серьезный крен в сторону обучения. Вместо того чтобы воспитывать душу, ребенка стремятся напичкать разного рода знаниями – у него и английский, и французский, и теннис, и бальные танцы, что только родители не придумают, а ребенок – нравственный дикарь, бездушный потребитель. Мечты детей о карьере президента, бизнесмена, фотомодели – не что иное, как отголоски перевернутого с ног на голову воспитательного процесса. Всему свое время,
Дошкольное детство – пора воспитания человека и его души. Наверстать упущенное практически невозможно, поэтому мы сосредоточили свое внимание именно на этом.
Как говорилось выше, окружающий нас мир меняется, и меняемся мы. И перед нами, педагогами, стоит задача сделать все, зависящее от нас, чтобы окружающий мир не стал враждебнее для всех и каждого.
Содержание образования в дошкольных учреждениях должно быть нацелено на воспитание и развитие основ национального самосознания ребенка, формирование духовно-нравственных основ личности, на воссоздание его исторической, духовной и деятельностно-практической преемственности поколений.
В рамках поликультурного образования ребенка дошкольника в детском саду мы опираемся на базовые национальные ценности (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России) :
Базовые национальные ценности Содержание
Патриотизм Любовь к родине (России, к российскому народу, малой родине (краю, городу)
Семья Любовь, доброта внутри семьи, семейные традиции, уважение к родителям, близким родственникам, забота о старших и младших в семье
Труд и творчество Уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость
Наука Ценность знания, стремление к истине, научная картина мира
Искусство и литература Красота, гармония, духовный мир человека (эмоции, чувства, душевное состояние)
Эстетическое и этическое развитие
Природа Родная земля, планета Земля, заповедная природа, забота и защита природы, экологическое сознание
Человечество Мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества (изобретения)
При выстраивании работы с детьми педагогические работники опираются на основные принципы поликультурного образования :
Принцип
Основополагающие положения
Нравственного примера педагога Педагог выступает в любой ситуации развития ребенка примером, образцом для подражания. В педагоге ребенок видит партнера, он реагирует на эмоциональные проявления с его стороны, перенимает способы поведения с окружающим социумом.
Социально-педагогического партнерства Для решения целей и задач поликультурного образования необходимо комплексное воздействие на ребенка со стороны общественных институтов: семьи, учреждений культуры, СМИ. Необходимо устанавливать партнерские взаимоотношения с различными образовательными и культурными организациями с целью выстраивания единой линии в реализации задач поликультурного образования (сотрудничество и взаимодействие).
Индивидуально-личностного развития В рамках поликультурного образования ребенка дошкольника должна осуществляться педагогическая поддержка самоопределения личности, развития способностей, талантов каждого отдельного ребенка, передача знаний, умений и навыков и основных компетенций, необходимых для успешной его социализации.
Социальной востребованности воспитания и образования Поликультурное образование будет эффективным, если будет востребованным в жизни ребенка, его семьи, окружающих людей, общества.
Методы поликультурного образования
Среди методов поликультурного образования выделяют :
1. Беседа.
2. Инсценирование и обсуждение конкретных ситуаций.
3. Ролевые игры.
4. Индивидуальная работа.
5. Чтение художественной литературы.
6. Знакомство с живописью региона.
Все эти методы должны быть призваны изменить мировоззрение человека по отношению к этническим группам, принимать особенности различных культур.
Поликультурное образование – сложный процесс, в котором немалая роль отведена семье.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Как же вовлечь родителей в педагогический процесс ДОУ по поликультурному воспитанию?
Современная модель сотрудничества детского сада с семьей - процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в образовании ребенка. Сотрудничество семьи и ДОУ в процессе поликультурного образования, я считаю, должно строиться под девизом «Все друг другу мы нужны»
Помощь родителей для достижения целей по поликультурному воспитанию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Традиционными в ДОУ сложились следующие формы работы с семьями:
1. Выпуск семейных газет
2. Проектная деятельность.
3. Использование семейных фотоальбомов в режимных процессах.
4. Выставки совместных поделок.
5. Фотовыставки, конкурсы поделок, фоторепортажи из групп.
6. Семейные праздники в группах, фольклорные развлечения с участием родителей.
Интересно проводятся такие формы работы, как выставки, конкурсы поделок, фоторепортажи из групп и семей воспитанников – они способствуют сплочению семьи, так как в процессе вовлекаются все члены семьи от бабушек и дедушек до малышей, а также закрепляются знания о родном крае.
Особо хочется отметить проектную деятельность. Цель: развитие познавательных и творческих способностей детей. В нашей группе был проект «Улицы города Южноуральска». В ходе которого и дети и родители могли закрепить знания о достопримечательностях и улицах города, а также поучаствовать в презентации макета микрорайона города.
Подводя итог, можно констатировать, что развитие нравственных чувств дошкольников с использованием фольклора и традиций народов нашего края возможно в том случае, если педагогическая организация работы в детском саду будет осуществляться в тесном взаимодействии с семьями воспитанников, что позволит создавать образовательно – воспитательное пространство, в которое ребёнок погружается в детском саду и дома. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Поликультурное воспитание – это воспитание ребёнка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности. Помощь родителей для достижения целей по поликультурному воспитанию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса.