Папки-передвижки

Консультация «Влияние общения в семье на речь ребенка»

Яшина Екатерина Андреевна
Консультация «Влияние общения в семье на речь ребенка»

Проблемы межличностного общения в семьях оставляют след на развитие речи детей. Отсутствие или недостаток речевого и эмоционального взаимодействия матери с ребенком в раннем возрасте может послужить причиной для задержек в речевом и психическом развитии.

Публикация «Консультация „Влияние общения в семье на речь ребенка“» размещена в разделах

Общеизвестно, что речь –это сложнейшая психическая деятельность, которая подразделяется на разнообразные виды и формы. Речь - специфически человеческая функция, определяющаяся как процесс общения с помощью языка. Формируясь у детей по мере овладения языком, речь проходит ряд этапов развития, преобразуясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.

Речь ребенка формируется под воздействием речи взрослых и в большой степени находится в зависимости от необходимой вербальной практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Речь не является врожденной способностью, она развивается в процессе онтогенеза одновременно с физическим и интеллектуальным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.

Исследователи изучения соотношения речи и мышления у детей Л. С. Выготский, А. Р. Лурия пояснили, что абсолютно все психические процессы у ребенка (мышление восприятие, внимание,память, целенаправленное поведение,воображение) формируются с непосредственным участием речи. Выготский Л. С. доказал, что значение слов детей не остается неизменным, а развивается с возрастом ребенка. Речевое развитие заключается,в первую очередь, в развитии значения самих слов, а не только лишь в обогащении словаря и не только в усложнении грамматических конструкций.

Мещерякова С. Ю., Авдеева Н. Н. акцентируют внимание на следующих характерных чертах формирования речи детей дошкольного возраста - от 3-х до 5 лет.

К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи.

В данный период у многих детей еще отмечается неправильное звукопроизношение, а понимание речи взрослого человека значительно превосходит произносительные возможности.

В течение периода от 3 до 7 лет у ребенка все больше развивается навык слухового контроля за своим произношением, умение корректировать его в некоторых возможных случаях. Другими словами, создается фонематическое восприятие. В это время не прекращается большое увеличение повышение лексикографического резерва. Активный словарь ребенка к 4-6 годам доходит до 3000-4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и в значительной мере обогащаются. Одновременно с развитием словаря идет и формирование грамматического строя речи, дети овладевают связной речью. После 3 лет совершается значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это приводит к усложнению структуры предложений. К 3 годам у ребенка оказываются сформированными все ключевые грамматические категории.

Дети 4-го года жизни используют в речи простые и сложные предложения.

На 5-м году жизни дети сравнительно легко пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. К 4-м годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.

В дошкольном возрасте процесс овладения речью, безусловно, не завершается для ребенка. Естественно, и речь его в целом, конечно, не всегда бывает интересной, содержательной, грамматически правильно оформленной. Обогащение словаря, формирование грамматически правильной речи, усовершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно, выразительно и четко передавать содержание художественного произведения будет длиться в школьные годы, на протяжении всей жизни.

Неотъемлемыми критериями полноценного развития личности ребенка считается его «включенность» в отношения между людьми и человеческое общение. И первой такой школой общения является семья. Непосредственно в ней создается мировоззрение ребенка, закладываются основы физического и умственного развития. С наиболее раннего возраста развиваются либо исходное доверчивое отношение к миру и к людям, либо ожидание малоприятных переживаний от окружающего мира и общения с людьми. Сила воздействия семьи в том, что оно происходит регулярно, длительное время и в самых различных обстоятельствах и ситуациях, От того, на что и как направлено влияние семьи, в значительной степени будет зависеть результат воспитания. Из числа наиболее важных условий воспитания педагоги отмечают, в первую очередь, создание той семейной атмосферы любви и взаимопонимания между родителями и детьми, что оказывает благоприятное воздействие на формирование личности ребенка.

В речи большое количество элементов, которые возникают в процессе индивидуального развития неодновременно и под прямым воздействием общества, которое окружает ребенка.

У детей самого разного возраста зачастую прослеживаются разные речевые нарушения. Наиболее распространено среди них нарушение произношения звуков. Очень часто родители не обращают внимания на неправильное произношение слова их ребенка, а если и замечают, то думают, что все пройдет само собой. Нельзя считать безвредным дефектом даже самое элементарное нарушение звукопроизношения, так как оно способно повлечь за собой значительные негативные последствия для развития ребенка в целом.

Зачастую родители думают, что с маленькими детьми надо разговаривать «детским языком», т. е. сюсюкать. Им, несомненно, может показаться, что таким образом ребенок их лучше поймет, но выходит, наоборот: ребенок постоянно слышит искаженные слова и существенно хуже понимает взрослых. В дальнейшем, у ребенка «из ничего» появляются трудности в усвоении устной речи. Впоследствии, эти проблемы перерастают в еще наиболее значимые, когда ребенок переходит из дошкольного учреждения в школу.

Нарушенное звукопроизношение усложняет у школьников обучение русскому языку. Нарушения чтения и письма, кроме того, приводят к плохой успеваемости ребенка по математике. Когда у ребенка нарушено произношение многих звуков, он всегда выглядит инфантильным и кажется младше своего возраста. Это задерживает его развитие и делает его дисгармоничным. Ненормативное звукопроизношение создает определенные сложности у подростков и взрослых. Главная роль речи – это общение, следовательно, любое речевое нарушение непременновлияет на общение человека с другими людьми.

Недостаточное внимание к речи детей часто становится основным фактором дефектов произношения, невыговаривания либо искажения звуков. Полноценное речевое развитие маленького человека невозможно без нормальной вербальной среды. Многие родители ошибочно считают, что ребенок не имеет необходимости в их помощи и поддержке, что избыточное внимание к общению с малышом не нужно.

Отрицательным фактором считается и ускоренная, невнятная речь взрослого. Во-первых, дети неосознанно перенимают так называемую неряшливость в общении. Во-вторых, у ребенка возникают сложности в усвоении слого-звуковой структуры слов. Если ребенок не может разобрать то, что услышал, то и повторить полноценно он это никогда не сможет. В-третьих, при быстрой и невыразительной речи теряются окончания слов, поэтому, страдает и грамматический строй речи, а именно согласование слов в предложении.

Так же, одной из главных бед современного мира, является небогатый речевой опыт детей. Это распространяется на все возрастные группы. Ребята не приучены разговаривать, им трудно сформулировать и выразить свою мысль, изложить ситуацию. Безусловно, жизнь в нынешнем обществе оставляет свои следы, один из них - катастрофическая нехватка времени. Родители сильно выматываются и устают на работе, в результате чего у них не остается ни времени, ни сил на общение со своим ребенком. Стоит отметить и развитие технического прогресса. Зачастую родителям проще включить ребенку телевизор, компьютер, чем почитать ему или поговорить о то, как прошел день.

Необходимыми и важными условиями формирования правильной речи ребенка являются его крепкое здоровье, нормальная работа центральной нервной системы, речедвигательного аппарата, органов зрения, слуха, а также разнообразная деятельность детей, богатство их непосредственных восприятий, обеспечивающих содержание речи детей, высокий уровень профессионального мастерства педагогов. Данные условия не возникают сами по себе, их создание требует огромного труда и упорства; их следует регулярно поддерживать.

Если родители любят своего ребенка и хотят, чтобы он добился успехов в жизни, состоялся как личность, они должны научить его разговаривать правильно.

Можно отметить некоторые основные правила, которые смогут помочь ребенку в преодолении речевых дефектов и полноценном становлении его речи:

Ясная, четкая речь взрослых с самого начала речевого общения с ребенком - одно из обязательных условий правильного речевого развития.

С первых месяцев жизни ребенка надо обходиться с ним как с мыслящим, понимающим человеком и строго следить за своей речью в отношении тона, тем разговоров, подбора слов и выражений.

Спокойная, плавная, небыстрая речь должна окружать ребенка с самой колыбели.

Своевременное обращение за консультацией к специалисту, при отклонениях в развитии речи ребенка, поможет исключить ряд проблем с речью.

Естественно, выполнение этих правил не спасет от всех речевых проблем, но их соблюдение способно существенно облегчить жизнь и ребенку, и родителям.

Речевая коммуникация, если учесть все виды речи (говорение, слушание, письмо, является постоянным состоянием человека. Конечно, нарушение речи приводит к перестройке личности. Иногда у детей с нарушением речевого развития возникает чувство неполноценности. На почве первоначального непременного чувства смущения, вызванного своей неправильной речью, может появиться состояние подавленности, ребенок всегда стремится к уединению. Разумная семья всегда старается воздействовать на развитие детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с самого раннего возраста слышал правильную, отчетливую речь, на примере которой формируется его собственная речь.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как сформировать правильную речь у ребенка?»Консультация для родителей «Как сформировать правильную речь у ребенка?» В последнее время все чаще сталкиваешься с проблемой, что дети плохо разговаривают, имеют нарушения речи, неправильно произносят звуки,.

Консультация для родителей «Влияние стиля воспитания в семье на личностное развитие и поведение ребенка» Множество современных исследований подводит к установлению зависимости между родительским стилем воспитания и поведением ребенка. У авторитетных.

Консультация для родителей «Развиваем речь ребенка» В последнее время в практике логопедов встречается все большее число детей с речевыми проблемами. Зачастую родители считают: «Вот одам ребенка.

Консультация для родителей «Ведущая роль общения в развитии ребенка»Консультация для родителей «Ведущая роль общения в развитии ребенка» Общение со сверстниками занимает ведущую роль в развитии интеллектуальных, речевых, эмоциональных и нравственных задатков. Ребенок трех.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Консультация для родителей «Влияние компьютерных игр на психику ребенка» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта. Сегодня хочу поделиться с Вами консультацией "Влияние компьютерных игр на.

Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на развитие ребенка» Родители не раз слышали, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но наверное думали, серьезно ли это и зачем это делать. Что же.

Консультация для родителей «Влияние музыки на развитие ребенка» Консультация для родителеймузыкальный руководитель 1 кв. к. Иванова С. И. Влияние музыки на развитие ребенка. Музыка - одно из древнейших видов.

Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка в семье»Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка в семье» Цель консультации: побудить родителей к тому, чтобы они задумались о взаимоотношениях со своими детьми в семейном воспитании. А. С. Макаренко.

Консультация «Влияние семьи на развитие ребенка»Консультация «Влияние семьи на развитие ребенка» Значение семьи в жизни ребенка очень большое: семья выступает, как институт социализации ребенка. В связи с этим родителям необходимо правильно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Влияние общения в семье на речь ребенка»
Опубликовано: 19 января 2023 в 07:41
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД