Лучший педагог года

Консультация «Влияние семейного воспитания на детско-родительские взаимодействия»

Ольга Устюгова
Консультация «Влияние семейного воспитания на детско-родительские взаимодействия»

Консультация : «Влияние семейного воспитания на детско-родительские взаимодействия»

Детство – важнейший период формирования личности. Основы характера, заложенные за это время, в большей мере определяют, каким вырастет человек. Гармоничное развитие личности ребёнка возможно при наличии здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. Ключевым для воспитателей и психологов будет понятие психического здоровья, включающее благополучие в эмоциональной и познавательной сферах, нервно-психическом состоянии, нормальное развитие характера и формирование личности детей. «Проблемные», «трудные», «непослушные», «невозможные» дети, так же как дети с «комплексами», «забитые», «несчастные» - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Организация отношений детей с взрослыми, так сказать, установление взаимных прав и обязанностей на основе уважения – может быть, главное и сильнодействующее средство воспитания.

Публикация «Консультация „Влияние семейного воспитания на детско-родительские взаимодействия“» размещена в разделах

В последние годы одним из наиболее распространенных поводов для обращения родителей за помощью к психологу является потеря взаимопонимания с детьми. Для каждого психолога сразу ясна основная причина такого рода беспокойства родителей: отношения с собственными детьми стали формальными, то есть переросли в межличностные взаимодействия типа «мать-дочь» или «отец-сын», но не более того, исчезли обыкновенное взаимопонимание, теплота отношений и радость общения.

Мастера отечественной психологии (Лисина М. И., Спиваковская А. С., Дружинин, В. Нидр, в своих трудах неоднократно затрагивали вопрос о влиянии взаимоотношений в семье на психическое развитие ребенка: «определенные условия семейного воспитания могут формировать личностные качества, препятствующие или, напротив, благоприятствующие проявлению общих и специальных способностей в учебе или профессиональной деятельности».

Своеобразным микроколлективом, играющим существенную роль в воспитании личности, является семья.

Важнейшими характеристиками семьи являются функции, структура и динамика (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 1999).

Функция – это жизнедеятельность семьи, связанная с удовлетворением определенных потребностей её членов. Выполнение семьей её функций имеет значение не только для родственников, но и для общества в целом.

Воспитательная функция семьи удовлетворяет индивидуальные потребности мужчины и женщины в отцовстве и материнстве, в контактах с детьми и в их воспитании, а также в том, что родители могут реализовать себя в детях. Таким образом, обеспечивается социализация детей и подготовка новых членов общества. Но семья – это особо рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении, в противоположность отчуждению и холодности – все эти качества личность приобретает в семье. Они проявляются и закрепляются у ребенка задолго до поступления в школу и оказывают продолжительное влияние на его развитие.

Отношения между людьми бывают наиболее глубокими и прочными. Они включают четыре основных вида отношений: психофизиологические, психологические, социальные и культурные.

Психофизиологические – это отношения биологического родства и половые отношения.

Психологические отношения включают открытость, доверие, заботу друг о друге, взаимную моральную и эмоциональную поддержку. Социальные отношения содержат распределение ролей, материальную зависимость в семье, а также статусные отношения; авторитет, руководство, подчинение и пр. Культурные – это особого рода внутрисемейные связи и отношения, обусловленные традициями, обычаями, сложившимися в условиях определенной культуры (национальной, религиозной и т. п., внутри которой данная семья возникла и существует. Вся эта сложная система отношений оказывает влияние на воспитание детей. Внутри каждого из видов отношений могут существовать как согласие, так и разногласия, которые положительно или отрицательно сказываются на воспитании и развитии детей. Нормальные воспитательные отношения складываются при взаимной удовлетворенности супругов, их соответствии друг другу во всех видах внутрисемейных отношений. Особое положительное значение для воспитания детей имеют доверительные отношения в семье, а также социально-психологическая готовность супругов к браку, включая усвоение элементарных норм и правил человеческого общения, принятие взаимных обязательств по отношению друг к другу, соответствующих их семейным ролям : супруга, супруги, отца, матери и т. п. Частыми причинами аномалий в воспитании детей являются систематические нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической поддержки и защиты. Нередко причиной такого рода аномалий является неоднозначность понимания супругами семейных ролей мужа, жены, хозяина, хозяйки, главы семьи, завышенные требования, предъявляемые супругами друг к другу. Но самыми, пожалуй, существенными факторами, отрицательно сказывающимися на воспитании детей, являются несовместимость нравственных позиций супругов, рассогласование их точек зрения на честь, мораль, совесть, долг, обязанности перед семьей, меру ответственности за состояние дел в семье. Факторы, которые влияют в семье на личность ребенка, исследователи подразделяют на три группы.

Социальная микросреда семьи, в которой осуществляется приобщение детей к социальным ценностям и ролям.

1. Внутри – и внесемейная деятельность, по преимуществу бытовой труд, является важным элементом социализации ребенка и его приобщение к будущей жизнедеятельности.

2. Семейное воспитание, как комплекс целенаправленных педагогических воздействий.

В зависимости от того, как ведут себя с ребенком взрослые, какие чувства и отношения появляются со стороны близких людей, ребенок воспринимает окружающий мир. По тому влиянию, которое семья оказывает на ребенка, по характеру взаимоотношений в семье, можно судить в какой обстановке он растет: благоприятной, противоречивой, неблагоприятной.

Критерием благополучия и неблагополучия семьи может служить её воздействие на детей, стиль отношения к ребенку. Порой даже внешне благополучные семьи (материально обеспеченные, с высоким социальным статусом, уровнем образования и культурой родителей, если в них наблюдаются серьезные нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях, по сути являются неблагополучными, так как эти нарушения, как правило приводят к деформации в процессе социализации детей.

Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов : и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости.

Многие родители, находясь под прессом множества проблем, считают возможным выплеснуть свои негативные эмоции на маленького ребенка, который не может противостоять психологической, а часто и физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей.

Именно таким образом дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей. Это далеко не лучшим образом сказывается на психическом здоровье детей, установках в общении и поведении на этапе взросления. В целом же психологи и социологи характеризуют современные детско-родительские отношения как отличающиеся общей тенденцией к пренебрежению родительскими обязанностями и повсеместным проявлением жестокости и в физическом, и в психологическом аспекте.

В ходе исследования детско-родительских отношений специалистами различных областей науки был выявлен ряд аспектов, позволяющий «нарисовать» наиболее полную картину отношений между детьми и родителями. Это:

• Реальное взаимодействие родителя с ребенком;

• Отношение к ребенку, основанное на неосознанной мотивации родителя;

• Отношение к ребенку, сформированное в ходе рефлексии.

Данное триединство находится под влиянием ряда факторов :

1. Особенности личности родителей и форм их поведения.

2. Психолого-педагогическая компетентность родителей, уровень их образования.

3. Эмоционально-нравственная атмосфера в семье.

4. Диагноз средств воспитательного воздействия.

5. Степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи.

6. Учет социальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения.

В своем многолетнем исследовании Н. Ю. Синягина выделила группы семей по типу родительского отношения.

Интересным представляется взгляд американского психоаналитика Дж. Боулби на характерные особенности патогенного родительского поведения. Он считает, что наиболее болезненными для ребенка являются следующие ситуации:

• Когда родители не удовлетворяют потребности ребенка в любви и полностью отвергают его;

• Когда ребенок в семье является средством разрешения конфликтов между супругами;

• Когда родители используют в качестве дисциплинарной меры угрозу «разлюбить» ребенка или уйти из семьи;

• Когда родители открыто или косвенно заявляют ребенку о том, что он является причиной их неприятностей;

• Когда в окружении ребенка отсутствует человек, способный понять переживания ребенка.

В одном из своих исследований А. С. Спиваковская выделила несколько типов неблагополучных семей, использующих необдуманные воспитательные воздействия :

«Семья – санаторий». Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасностей. В результате - чрезмерные перегрузки нервной системы ребенка, при которых возникают нервные срывы, формируются эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности, раздражительности. При повышенном контроле и опеке у детей усиливаются реакции протеста, повышается агрессивность и появляется желание решительного изменения ситуации.

«Семья – крепость». Родители стараются поступать подчеркнуто правильно, излишне принципиально. Это ведет к повышенной неуверенности ребенка в себе, безынициативности. Во многих случаях фиксируется концентрация внимания ребенка на собственных внутренних переживаниях, что приводит к психологической изоляции, вызывает трудности общения со сверстниками. «Семья – крепость» обычно приводит ребенка к постоянному внутриличностному конфликту, следовательно, к перенапряжению нервной системы и повышенному риску невротических заболеваний.

«Семья – третий лишний». В такой семье эмоционально преувеличенно значимыми являются супружеские отношения, а ребенку родители склонны внушать чувство неполноценности, фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах, что опять же порождает у него чувство неуверенности в себе, безынициативность, мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости, подчиненности родителям. У таких детей часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они с трудом переносят разлуку с ними и с трудом находят контакт с окружающими.

Именно в таких семьях получил распространение синдром опасного обращения с детьми (СООД, включающего в себя диагноз от физического насилия до недостаточно продуманных педагогических воздействий. Другими словами, СООД – это «поведение родителей по отношению к ребенку, сопровождающееся нанесением физической, психической и нравственной травмы».

Вышеперечисленные проблемы часто усугубляются при посещении ребенком детского сада и становятся предметом внимания педагогов и психологов.

Итак, семья является важной средой формирования личности, социализации ребенка. Через внутрисемейное общение ребенок усваивает принятые в данном обществе нормы и формы поведения, нравственные ценности.

«Поскольку воспитание характеризуется, прежде всего, определенными сторонами отношения родителей к детям, выделим наиболее существенные из них в виде трех групп факторов невротизации детей.» - пишет А. И. Захаров. «Во взаимодействии с детьми родители непроизвольно компенсируют многие из своих неотреагированных переживаний, т. е. их отношение носит реактивный характер… - это фактор первый.

Другая особенность родительского отношения – это неосознанная проекция личностных проблем на детей, когда родители обвиняют их в том, что практически присуще им самим, но не осознается должным и, главное, своевременным образом.

Отличительной чертой воспитания является и разрыв между словом и делом, когда родительская мораль носит слишком абстрактный, отвлеченный характер и не подкрепляется живым, непосредственным примером и родители говорят одно, а делают другое, отражая этим двойственность своей личности и непоследовательность суждений» - читаем мы у Захарова А. И.

Итак, основными параметрами неправильного воспитания будут : Непонимание своеобразия личностного развития детей. Например, родители считают их упрямыми, в то время как речь идет о сохранении чувства собственного достоинства.

• Неприятие детей. Под этим подразумевается, с одной стороны, нежелание иметь ребенка вообще или преждевременность его появления, когда его ещё «не ждали», а также несоответствие его пола ожидаемому родителями. С другой стороны, это неприятие индивидуальности детей, их своеобразия, особенностей характера.

• Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей. Это ведущий патогенный фактор, вызывающий нервно-психическое перенапряжение у детей.

Негибкость родителей в отношениях с детьми выражается:

а.) недостаточным учетом меняющейся ситуации;

б.) несвоевременным откликом на обращение ребенка;

в.) фиксацией проблем, застреванием на них;

г.) трафаретностью, заданностью, запрограммированостью требований;

д.) отсутствием альтернатив в решениях;

е.) предвзятостью суждений;

ж.) навязыванием мнений.

• Неравномерность отношения родителей в различные годы жизни детей. Недостаток заботы сменяется её избытком или, наоборот, избыток – недостатком в результате различного характера восприятия детей, рождением второго ребенка и противоречия личностного развития самих родителей.

• Непоследовательность в обращении с детьми – существенный фактор невротизации, создающий эффект «ошибки» нервных процессов в результате изменчивых и противоречивых требований родителей. Выражением непоследовательности будут бесконечные обещания или угрозы, недоведение начатого дела до конца, непредсказуемая перемена расположения, что приводит к неустойчивости нервных процессов, затем к их возбуждению и утомлению.

• Несогласованность отношений между родителями обусловлена наличием конфликта, усиленного контрастными чертами их темперамента.

Помимо семи «не», как факторов отклоняющего воспитания, А. И. Захаров выделяет еще ряд сторон:

Аффективность – избыток родительского раздражения, недовольства или беспокойства, тревоги, страха.

Тревожность в отношениях с детьми выражается:

а.) беспокойством и паникой по любому, даже пустяковому поводу;

б.) стремлением чрезмерно опекать ребенка;

в.) не отпускать ребенка от себя;

г.) предохранением от всех, большей частью воображаемых опасностей, что обусловлено наличием тревожных предчувствий, опасений, страхов у самой матери;

д.) «привязыванием» детей к себе, в том числе к своему настроению, чувствам, переживаниям;

е.) непереносимостью ожидания и нетерпеливостью, стремлением все делать для ребенка заранее;

ж.) сомнениями в правильности своих действий и одновременно навязчивой потребностью постоянно предостерегать, давать бесчисленные советы и рекомендации.

Доминантность в отношениях с детьми означает:

а.) безоговорочное предопределение взрослыми любой своей точки зрения;

б.) категоричность суждений, приказной повелевающий тон;

в.) стремление подчинить ребенка, создать зависимость от себя;

г.) навязывание мнений и готовых решений;

д.) стремление к строгой дисциплине и ограничение самостоятельности;

е.) использование принуждения и репрессивных мер, физические наказания;

ж.) постоянный контроль за действиями ребенка, особенно за его попытками делать все по-своему.

Доминантность создает негибкость в семейных отношениях и нередко выражается в большом количестве угроз, обрушивающихся на детей, если те имеют своё мнение и не сразу исполняют приказы.

Гиперсоциальность – воспитание имеет слишком правильный, без учета индивидуальности ребенка характер. Присущи и элементы некоторой формальности в отношениях с детьми, недостаток эмоционального контакта, искренности и непосредственности в выражении чувств. Родители воспитывают ребенка по определенной заданной программе, не учитывая своеобразия его личности, возрастных потребностей и интересов.

Недоверие к возможностям детей, их формирующемуся жизненному опыту выражается:

а.) настороженностью и подозрительностью в отношении перемен;

б.) недоверчивостью к собственному мнению ребенка;

в.) избыточностью и часто мелочной опекой;

г.) многочисленными предостережениями и угрозами.

Нередко недоверие к возможностям детей приобретает характер убежденности типа: «Он никогда и ничего не делает так, как нужно.» В нигилизме подобного рода может проявиться неприятие детей, раздражение взрослых, их недовольство и властный, не терпящий возражения характер.

Недостаточная отзывчивость, или нечуткость родителей означает несвоевременный или недостаточный отклик на просьбы детей, их потребности, настроение и аффекты. Подобное отношение может быть вызвано разными причинами: повышенной принципиальностью или незрелостью родительского чувства, неприятием ребенка, властностью, эгоцентризмом, невротическим состоянием, конфликтными отношениями и т. д.

Противоречивость в отношениях с детьми представлена различными, часто взаимоисключающими сторонами : аффективность и гиперопека уживаются с недостаточной эмоциональной отзывчивостью; тревожность – с доминантностью; завышенные требования – с родительской беспомощностью.

Итак, можно заключить то, что неврозы у детей не возникают, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами и поддерживают теплые взаимоотношения в семье, любят детей и добры к ним, если родители отзывчивы к нуждам и запросам детей, просты и непосредственны в обращении, позволяют детям выражать свои чувства и вовремя стабилизируют возникающие у них нервные напряжения, действуют согласованно в вопросах воспитания и увлечения детей.

Психолого-педагогические рекомендации.

При организации коррекционной работы особое внимание нужно уделять консультированию родителей и педагогов. Им важно объяснить особенности ребёнка, рассказать о его потенциальных возможностях. Если причина нарушения кроется в дисгармонии семейных отношений, необходимо тактично поговорить об этом с родителями.

Рекомендации родителям тревожного ребё нка и педагогам должны включать следующие моменты:

1. Фон общения с ребёнком должен быть спокойным и доброжелательным, руководствуясь позитивным принятием маленького человека.

2. Необходимо свести до минимума критику и негативные оценки поведения ребёнка, а в отношении его личности такие оценки вообще недопустимы.

3. Своим поведением показывать веру в возможности ребёнка, внушать ему это, «заражать» его своей уверенностью.

4. Способствовать повышению самооценки ребёнка, хвалить даже за малые достижения.

5. Увеличить проявление эмоциональной отзывчивости по отношению к ребёнку. Обучать способам выражения своих «чувств», проблем и переживаний.

В непосредственной работе с детьми педагогу можно использовать следующие приё мы и методы:

а) обучение способам расслабления;

б) проигрывание проблемных ситуаций, являющихся травмирующими для тревожного ребёнка;

в) подвижные игры для развития коммуникативных навыков;

г) постановка спектаклей;

д) рисование для выявления и отработки страхов;

е) использование элементов сюжетно-ролевой игры, художественных произведений с явным разрешением проблем.

Целесообразно использовать в работе с тревожными детьми проективные методик и, включающие беседы по рисункам. Также в индивидуальной форме можно использовать сюжетно-ролевые игры.

Работа педагога по оказанию психологической и педагогической помощи родителям.

1. Налаживание контакта с родителями.

2. В процессе индивидуальных консультаций, необходимо объяснить родителям особенности их ребёнка, помочь принять его таким, какой он есть.

3. Выработка единого подхода к воспитанию ребёнка.

Важно учитывать уровень педагогической и индивидуальной культуры родителей. Можно использовать в работе с родителями следующие виды занятий:

а) индивидуальные консультации;

б) групповые консультации : общегрупповые собрания, информация в «уголках родителей».

Список использованной литературы

1. Авдеева Н. Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве // Дошкольное воспитание, 2005 г., № 7. С. 117-122.

2. Акивис Д. С. Отцовская любовь. – М. : Профиздат, 1989. С. 208.

3. Андреева И. С., Гулыга А. В. Семья: Книга для чтения. Кн. 2 – М. : Политиздат, 1999. С. 340.

4. Буянов М. И. Ребенку нужна родительская любовь – М. : Знание, 1984. С. 80.

5. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб. : Союз, 2000. С. 193.

6. Котова Е. О профилактике детской тревожности // Ребенок в д/с, 2002 г., № 4. С. 86-87.

7. Крайг Г. Психология развития. – Спб. : Питер, 2000. С. 992.

8. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М. : Генезис, 2000. С. 192.

9. Марцинковская Т. Д. Детская практическая психология: Учебник/Общ. ред. Т. Д. Марцинковской. – М. : Гардарики, 2001. С. 259.

10. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: Учебник. – М. : Гардарики, 2005. С. 269.

11. Никитина В. Тревожные дети // Дошкольное воспитание, 2006 г., № 1. С. 102-103.

12. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. – СПб. : Питер, 2007. С. 192.

13. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. Справочники. – Ростов н-Д. : Феникс, 2003. С. 320.

14. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М. : Эксмо-Пресс, 2000. С. 512.

Публикации по теме:

Детско-родительские отношения как фактор психологического благополучия несовершеннолетнихДетско-родительские отношения как фактор психологического благополучия несовершеннолетних В детском саду комбинированного вида «Сардана» села Хатыстыр прошел месячник психологического здоровья в ДОУ на тему «Детско-родительские.

Влияние семейного воспитания на формирование нравственной основы личности Влияние семейного воспитания на формирование нравственной основы личности. Личность – это человеческая «самость», исключительность, выражаемая.

Конспект родительского клуба «Влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребёнка» Цель: Осмысление родителями роли детско-родительских отношений в развитии личности ребенка. Помощь в нахождении более мягкого выхода из.

Консультация для родителей «Ошибки семейного воспитания» "Ошибки семейного воспитания" (консультация для родителей) 1. Ошибка 1. Физическое насилие 2. Ошибка 2. Чрезмерная холодность 3. Ошибка.

Консультация для родителей «Основные правила семейного воспитания» Цель: познакомить родителей с основными правилами семейного воспитания Задачи: - предоставить информацию о правилах семейного воспитания.

Консультация для родителей «Стили семейного воспитания» Уважаемые родители, воспитывая детей, необходимо учитывать следующие особенности, о которых пойдёт речь в этой статье «Стили семейного воспитания».

Родительское собрание «Детско-родительские отношения» Тема: «Проблемы детско – родительских отношений» Задачи: 1. Ответить на отдельные вопросы, возникающие у родителей, которым приходится.

Традиции семейного воспитания в народной педагогике Традиции семейного воспитания В прошлом у якутов существовала своя система традиционного воспитания детей, которая сложилась в процессе.

Влияние детско-родительских отношений на межличностное взаимодействие подростков ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКОВ Шевченко Регина Дмитриевна Студентка 4 курса 541 группы.

Позитивные и негативные родительские установки: их влияние на развитие детей Влияние родительских установок на развитие детей. Задумывались ли вы, взрослые, какие установки дали вам ваши родители, не являются ли.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Влияние семейного воспитания на детско-родительские взаимодействия»
Опубликовано: 4 февраля 2019 в 19:14
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД