Лучший педагог года

Влияние детско-родительских отношений на межличностное взаимодействие подростков

Регина Шеченко
Влияние детско-родительских отношений на межличностное взаимодействие подростков

ВЛИЯНИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРОСТКОВ

Шевченко Регина Дмитриевна

Студентка 4 курса 541 группы

социально-гуманитарного факультета

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»,

г. Балашов

E-mail : shev4encko.regina@yandex.ru

АННОТАЦИЯ

Публикация «Влияние детско-родительских отношений на межличностное взаимодействие подростков» размещена в разделах

Цель исследования заключается в анализе специфики взаимосвязи детско-родительских отношений и межличностного взаимодействия подростков. В ходе исследования было установлено, что действительно чрезмерные требования родителей связаны с негативными поведенческими проявлениями подростков. Таким образом, можно сделать вывод, что существует взаимосвязь между стилем семейного воспитания и межличностным взаимодействием подростков.

Ключевые слова: дети, родители, детско-родительские отношения, влияние, взаимодействие, подростки.

Семья является для ребенка первостепенным институтом социализации. В ней он учится взаимодействовать с окружающими людьми. Ценность приобретенного опыта характеризуется взаимодействием ребенка с людьми разного пола, возраста, а также статуса. Влияние семьи на подростка имеет специфический характер – это обусловлено, прежде всего, задачами формирования подростка и осознания его собственной идентичности.

Общение со сверстниками становится ведущим видом деятельности подростка и играет существенную роль в формировании личности ребенка, а именно стабилизируются черты характера и появляются основные формы межличностного поведения [4]. Необходимым компонентом самосознания является самооценка, и возникающее у подростка чувство взрослости начинает определять его оценки и самооценки. В подростковом возрасте наиболее ярко выражена потребность в принятии его другими и позитивной оценке.

Негативный социальный опыт, полученный в семье, так или иначе, влияет на формирование у подростка комплекса личных проблем. Личные проблемы подростка часто являются причиной неправильного поведения, поэтому так важно понимать, что источником их возникновения являются, в первую очередь, детско-родительские внутрисемейные отношения [6]. Таким образом, актуальность данного исследования не вызывает сомнения, а полученные в ходе эмпирического исследования данные могут быть использованы в семейном консультировании и иных областях практической психологии.

Теоретический анализ литературы показал, что подростковый возраст является периодом интенсивного развития самосознания, личностной рефлексии, активного поиска путей самореализации и самоутверждения человека. Именно в период подросткового возраста у человека активно развивается самосознание, происходит динамичное половое созревание, совершенствуется мыслительная деятельность [1].

Психологическое состояние подростка в разных группах может быть различным. Для него важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется, с требованиями которой он считается и на мнение которой ориентируется в значимых для себя ситуациях [2].

Развитие подростка неразрывно связано с реалиями семейной жизни, с внутрисемейной атмосферой, с психологическим принятием родителями и эмоциональным фоном семьи[7]. Несомненно, детско-родительские отношения взаимосвязаны со становлением личностных параметров подростков. Поведение подростков в сложных жизненных ситуациях связано со стратегиями совладения матерей.

С целью изучения особенностей семейного воспитания и межличностного взаимодействия подростков были использованы следующие методики: Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (методика АСВ) Э. Г. Эйдемиллер и методика «Тест межличностных отношений» Т. Лири. Исследование проводилось на базе МОУ «Гимназия имени Героя Советского Союза Ю. А. Гарнаева». В исследовании приняли участие 20 человек 8 класса, из них 9 мальчиков и 11 девочек.

У детей с гармоничным поведением выражена готовность помогать и сочувствовать другим, они стремятся к сотрудничеству и взаимовыручке. У детей с акцентуацией присутствуют лидерские качества, они любят давать советы, имеется тенденция к проявлению соперничества.

Дети, имеющие выраженные трудности имеют такие проявления в характере как властность, деспотичность. Такие дети стремятся быть над всеми, высокомерны, стараются всех убедить в своей правоте.

.

Рассмотрев показатели родителей и детей, мы предположили, что существует взаимосвязь между стилем родительского воспитания и особенностями межличностного взаимодействия подростков. С помощью корреляционного анализа Спирмена, выполненного на компьютерной программе SPSS 13,0, были получены следующие взаимосвязи :

1. Чем выше показатели родителей по шкале «Гиперопека», тем выше показатели подростков по шкале «Властность» (rs= 0,502 при p0,01).

2. Чем выше показатели родителей по шкале «Гиперопека», тем выше показатели подростков по шкале «Независимый» (rs= 0, 521 при p0,01).

3. Чем выше показатели родителей по шкале «Потворствование», тем выше у подростков показатели по шкале «Недоверчивый» (rs= 0,581 при p0,01).

4. Чем выше показатели родителей по шкале «Чрезмерность требований – запретов», тем выше показатели подростков по шкале «Властный» (rs= 0,695 при p0,01).

5. Чем выше показатели родителей по шкале «Чрезмерность требований – запретов», тем выше показатели подростков по шкале «Независимый» (rs= 0,621 при p0,01).

6. Чем выше показатели родителей по шкале «Чрезмерность требований – запретов», тем выше показатели подростков по шкале «Агрессивный» (rs= 0,516 при p0,01).

7. Чем выше показатели родителей по шкале «Чрезмерность требований – запретов», тем выше показатели подростков по шкале «Недоверчивый» (rs= 0,575 при p0,01).

8. Чем выше показатели родителей по шкале «Недостаточность требований – запретов», тем выше у подростков показатели по шкале «Недоверчивый» (rs= 0,406 при p0,01).

9. Чем выше показатели родителей по шкале «Недостаточность требований – запретов», тем выше показатели подростков по шкале «Покорный» (rs= 0,526 при p0,01).

10. Чем выше показатели родителей по шкале «Неустойчивость стиля воспитания», тем выше показатели подростков по шкале «Властный» (rs при= 0,530 p0,01).

Значимых показателей по шкалам среди подростков не оказалось, что свидетельствует о наличии различных степеней проявления той или иной особенности характера. Присутствуют дети как с гармоничным поведением, там и дети, имеющие определенные трудности.

Нами были выявлены следующие взаимосвязи : между гиперопекой и властностью, независимостью; потворствованием и недоверчивостью; чрезмерностью требований – запретов, властностью, независимостью, агрессивностью, недоверчивостью; недостаточностью требований – запретов и недоверчивостью, покорностью; неустойчивостью стиля воспитания и властностью; фобией утраты ребенка и властностью; вынесение конфликта в сферу воспитания и властностью, независимостью, агрессивностью; предпочтением женских качеств и агрессивностью.

Исходя из полученных результатов работы, можно выделить несколько направлений работы. А именно работа с родителями, может строиться в виде классных часов, родительских собраний и работы с самими подростками, например, работы в виде тренинга. Информируя родителей нужно рассказывать об особенностях подросткового возраста, в частности о физиологических изменениях в организме подростка, о психологических трудностях и о кризисе подросткового возраста, помочь родителям под другим углом взглянуть на свои действия и оценить эффективность тех или иных воспитательных методов[1].

Работая с подростками целесообразно использовать групповую форму работы, так как в подростковом возрасте идет смена ведущей деятельности. Общение со сверстниками становится приоритетным [3]. Тренинг должен быть направлен на развитие коммуникативных навыком, снижение тревоги, а также на принятие себя и окружающих. В работу следует включать как детей с гармоничным поведением, так и детей, имеющих трудности.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что действительно чрезмерные требования родителей связаны с негативными поведенческими проявлениями подростков, существует взаимосвязь между стилем семейного воспитания и межличностным взаимодействием подростков. Но мы дали рекомендации, с помощью которых можно откорректировать воспитательные методы родителей, научить подростков правильно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, минимизировать негативные проявления, а также установить доверительные отношения между родителями и детьми.

Список литературы:

1. Вассерман, Л. И. Родители подростка. Психологическая диагностика в медико-педагогической практике / Л. И. Вассерман, И. А. Горьковая, Е. Е. Ромицына – СПб. : Речь, 2004. – 160 с.

2. Драгунова, Т. В. Психологические особенности подростка. Возрастная и педагогическая психология / Т. В. Драгунова. – М. : Академия, 2011. – 255 с.

3. Коваленко, И. А. Преодоление границ родители-подростки / И. А. Коваленко // Науч. достижения и открытия молодежи. – 2017. – № 5. – С. 1060–1062.

4. Куницына, В. Н. Межличностное общение / В. Н. Куницына,, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. – СПб. : Питер, 2013. – 269 с.

5. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество : учебник / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2010. – 452 с.

6. Челышева, И. Б. Психолого-педагогические характеристики подросткового возраста / И. Б. Челышева // Науч. поиск. – 2012. – № 2. – С. 28–31.

7. Харламова, Т. М. Родители и дети: психология и взаимоотношения [монография] / Л. М. Баландина, Д. М. Корниенко. – Пермь : Изд-во Перм. гос. гуманитар. ун-та, 2013. – 24 с.

Публикации по теме:

Коррекция детско-родительских отношений в процессе реализации проекта «Дружная семейка» Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент.

Особенности детско-родительских отношений В семейном окружении, в общении, в диалоге разных поколений происходит реальное становление психики детей и одновременно существенно изменяется.

Музыкальные игры как средство оптимизации детско-родительских отношений «Музыкальные игры как средство оптимизации детско-родительских отношений». В дошкольном возрасте ведущая деятельность - это игровая деятельность.

Консультация для родителей «Роль семейного микроклимата в развитии детско-родительских отношений» Человек как личность развивается на протяжении всей своей жизни, однако самые главные личностные свойства и способности, психологический.

Одаренность в контексте детско-родительских отношений О. Е. Якуш, Н. С. Стегнина Дошкольный возраст – интенсивный период для развития одаренности. Однако, анализ программ дошкольного воспитания.

Развитие детско-родительских отношений и самостоятельность детей Рекомендации родителям Данные рекомендации направлены на формирование конструктивных отношений «родитель-ребенок», ориентированы на на повышение.

Родительское собрание «Влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребенка» Я рада приветствовать вас сегодня! Тема нашего собрания "Влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребенка". Мы сегодня.

Семинар «Влияние детско-родительских отношений на развитие творческих способностей у детей» Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все.

Тренинг по гармонизации детско-родительских отношений Тренинг по гармонизации детско-родительских отношений. Цель - учить родителей безусловно принимать своего ребенка; - способствовать исследованию.

Влияние внутрисемейных отношений на развитие негативных поведенческих реакций у девиантных подростков Педагог-психолог ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти Попкова Елена Викторовна Педагог-психолог ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти Пронина Лариса Викторовна Ребенок,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние детско-родительских отношений на межличностное взаимодействие подростков
Опубликовано: 7 ноября 2018 в 12:31
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД