МААМ-картинки

Одаренность в контексте детско-родительских отношений

Якуш Ольга
Одаренность в контексте детско-родительских отношений

О. Е. Якуш, Н. С. Стегнина

Дошкольный возраст – интенсивный период для развития одаренности. Однако, анализ программ дошкольного воспитания показал, что меры, направленные на систематическое развитие детской одаренности, практически отсутствуют. Все чаще и чаще родители одаренных детей приходят на консультации к специалистам по вопросам детско-родительских отношений.

Публикация «Одаренность в контексте детско-родительских отношений» размещена в разделах

А также, психологи и педагоги дошкольных организаций, работающие с интеллектуально одаренными детьми, все больше убеждаются в том, что особенности и необычность таких детей обусловлены не только их познавательными возможностями, сколько личностной организацией в целом.

Т. В. Якимова отмечает, что специфика личностной структуры одаренного ребенка – неординарные, интеллектуальные способности и познавательная мотивация, опережающие возрастные нормы, в сочетании с эмоциональной незрелостью, далеко отстающей от возраста, - является мощным стабилизатором дисфункции таких семей. И как любой стабилизатор, эта негармоничность личностной организации закрепляется и углубляется в дисфункциональной системе. Поэтому, такие дети часто оказываются в своеобразной ловушке: расхождение между интеллектуальным потенциалом и эмоциональной незрелостью способствует расцвету познавательных способностей в детстве и возникновению проблем самореализации в дальнейшем, оставляя жить иллюзиями прежней исключительности [ 5 ].

Опираясь на концепцию одаренности по Богоявленской Д. Б., выделяют одаренность с гармоничным и дисгармоничным типом развития [1].

Одаренность с гармоничным типом развития:

• соответствующая возрасту физическая зрелость;

• высокие достижения в определенной предметной области;

• успехи в выбранной профессиональной деятельности;

• стремление к творческой деятельности;

• повышенная самостоятельность, развитость метакогнитивных навыков (целеполагание, выбор способов решения задач, самооценка и пр.);

• огромная любознательность, страстная увлеченность любимым делом;

• устойчиво высокая самооценка;

• независимость (автономность).

В целом эта группа детей с признаками одаренности характеризуется высокой, по сравнению со сверстниками, адаптацией к школьному обучению и соответственно коллективу.

Одаренность с дисгармоничным типом развития:

• высокий уровень отдельных способностей и достижений;

• неравномерность развития различных психических качеств, некоторые психические сферы (эмоциональная, социальная, физическая) часто отстают в развитии;

• наличие психологических, психосоматических и даже психопатологических проблем;

• противоречивость самооценки;

• возможная болезненная неудовлетворенность собой и результатами своего труда;

• повышенная эмоциональная чувствительность, реактивность;

• проблемы, связанные с физическим развитием;

• отчужденность от группы сверстников.

В своей работе мы также встречаемся с такими типами одаренности детей, чаще с дисгармоничным. В связи с этим, считаем целесообразным сопровождение данной категории детей и их родителей с целью предупреждения проблем в сфере детско-родительских отношений, личностных нарушений и поведенческих отклонений.

Для этого в нашей образовательной организации своевременно выявляются дети с предпосылками одаренности, проводится специальная работа по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия социально-психологической службы, воспитателей, узких специалистов.

Однако, опыт нашей работы с одаренными детьми показывает, что родители склонны к переживанию неуверенности в своей родительской компетентности и эффективности воспитания в понимании специфики одаренности ребенка [5].

В связи с этим, мы организовали работу семейного клуба «Я-родитель одарённого ребенка, где родители одаренных детей сопровождаются по программе, целью которой является создание системы мероприятий, направленных на повышение психолого-педагогической компетентности родителей одаренных детей, осуществляя личностно-ориентированный подход. Под психолого-педагогическим сопровождением семей одарённых детей дошкольного возраста понимается специально организованное взаимодействие одарённых детей, их родителей и специалистов, владеющих знаниями в области выявления, развития, воспитания, а также умеющим оказать психологическую помощь и поддержку интеллектуально одарённым детям.

Одним из основных направлений такого сопровождения стало развитие познавательной, творческой активности, исследовательского поведения как интеллектуально-творческих компонентов одарённости в дошкольном возрасте [4].

Задачи:

1. Оказать психолого-педагогическую поддержку семьям воспитанников, имеющих одаренных детей.

2. Активизировать родителей в работе семейного Клуба, обогащать воспитательные умения, навыки родителей в вопросах интеллектуального и творческого развития ребенка.

3. Формировать в них уверенность в собственных педагогических возможностях, раскрывать потенциал семьи.

4. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, положительной эмоциональной взаимоподдержки.

5. Разработать психолого-педагогическую диагностику родителей одаренных детей в дошкольном возрасте.

6. Разработать систему мероприятий с целью просвещения по вопросам компетентности родителей одаренных детей.

7. Разработать систему профилактических мероприятий для родителей одаренных детей с целью коррекции детско-родительских отношений, решения личностных проблем и эмоционального благополучия.

В своей программе клуба мы руководствовались принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:

- учет индивидуальных потребностей семьи, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

- личностно-развивающий характер взаимодействия взрослых (родителей/законных представителей, педагогических работников Организации) и детей;

- содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- принцип самопознания и самореализации одаренной личности;

-принцип открытости и информированности о системе работы с одаренными детьми на разных уровнях;

- принцип сочетания репродуктивного и творческого начала. Задача педагогов заключается прежде всего в том, чтобы родитель не усвоил чужие знания, а постарался построить свою концепцию семейного воспитания, исходя из особенностей своей ситуации и индивидуальности.

Основные формы работы клуба: семинары – практикумы, тренинги, мастер – классы, совместная игровая и творческая деятельность.

Программа сопровождение семей одаренных детей рассчитана на два года и имеет свои этапы.

1 этап: психолого-педагогическое исследование уровня одаренности воспитанников и их семей (беседы с педагогами, заполнение индивидуальных карт на воспитанников, диагностика родителей, формирование банка данных семей одаренного ребенка).

2 этап: непосредственное сопровождение семей одаренного ребенка - семинары – практикумы, тренинги, мастер – классы, консультации, совместная игровая и творческая деятельность (подготовка и участие в интеллектуальных олимпиадах, конкурсах, викторинах).

3 этап: промежуточная диагностика достижений воспитанников, анализ результатов совместной деятельности. Коррекция программы в соответствии с выявленными проблемами и результатами и разработка индивидуального маршрута по дальнейшему развитию одаренности.

4 этап: дальнейшее сопровождение семей с учетом корректировки индивидуального маршрута.

Результат работы клуба – портфолио, копилка достижений, дневник одаренного ребенка (не обязательный отчетный документ).

В целом можно заключить, что результатом совместной работы клуба является понимание того, что одаренность детей произрастает из индивидуальности личности, а достижения, в конечном счете, зависит от того, как эта личность разовьется. И помочь в этом, должны мы, взрослые.

Подводя итог всему выше сказанному, еще раз хочется отметить актуальность выбранной темы и рекомендовать специалистам уделять большее внимание проблеме систематической работы с родителями одарённых детей. Так как от неё зависит результат воспитания и формирования всесторонне развитой личности ребенка, а, следовательно, и всего будущего поколения.

Литература:

1. Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. Психология одаренности : понятие, виды, проблемы. М., 2005.

2. ЖутиковаН. В. «Психологические уроки обыденной жизни» https://schoolfurmanov.narod.ru/roditelam.html ( дата бращения:12.08.2018)

3. Козлова Е. А. К вопросу об одаренности детей https://moluch.ru/archive/125/34511/ ( дата обращения:14.08.2018)

4. Матюшкин А. М. Мышление, обучение, творчество. М. ; Воронеж, 2003

5. Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. 2-е изд., расш. перераб. М., 2003.

6. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2000.

7. Юркевич В. С. Одаренный ребенок : иллюзии и реальность https://lib.exdat.com/docs/1199/index-10496.html(дата обращения:14.08.2018)

8. Якимова Т. В. Одаренный ребенок в контексте семейных отношений. //Психолог в детском саду, 2005, №2.

Публикации по теме:

Коррекция детско-родительских отношений в процессе реализации проекта «Дружная семейка» Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент.

Особенности детско-родительских отношений В семейном окружении, в общении, в диалоге разных поколений происходит реальное становление психики детей и одновременно существенно изменяется.

Музыкальные игры как средство оптимизации детско-родительских отношений «Музыкальные игры как средство оптимизации детско-родительских отношений». В дошкольном возрасте ведущая деятельность - это игровая деятельность.

Консультация для родителей «Роль семейного микроклимата в развитии детско-родительских отношений» Человек как личность развивается на протяжении всей своей жизни, однако самые главные личностные свойства и способности, психологический.

Развитие детско-родительских отношений и самостоятельность детей Рекомендации родителям Данные рекомендации направлены на формирование конструктивных отношений «родитель-ребенок», ориентированы на на повышение.

Родительское собрание «Влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребенка» Я рада приветствовать вас сегодня! Тема нашего собрания "Влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребенка". Мы сегодня.

Сценарий для родителей «Влияние депривации родительских отношений на развитие ребёнка и его здоровье» Тема: «Влияние депривации родительских отношений на развитие ребенка и его здоровье» Форма проведения: Лекция – беседа с элементами тренинговых.

Семинар «Влияние детско-родительских отношений на развитие творческих способностей у детей» Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все.

Тренинг по гармонизации детско-родительских отношений Тренинг по гармонизации детско-родительских отношений. Цель - учить родителей безусловно принимать своего ребенка; - способствовать исследованию.

Влияние детско-родительских отношений на развитие самооценки детей дошкольного возраста В статье представлена попытка проанализировать влияние детско-родительских отношений на развитие самооценки ребенка старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Одаренность в контексте детско-родительских отношений
Опубликовано: 26 октября 2018 в 13:17
+57Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД