Влияние внутрисемейных отношений на развитие негативных поведенческих реакций у девиантных подростков

Елена Попкова
Влияние внутрисемейных отношений на развитие негативных поведенческих реакций у девиантных подростков

Педагог-психолог ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти

Попкова Елена Викторовна

Педагог-психолог ГБУ «ППЦ» г. о. Тольятти

Пронина Лариса Викторовна

Ребенок, взрослея, формируется под воздействием нескольких факторов: генетическая обусловленность, социальная ситуация развития, политическая обстановка страны проживания. Остановимся на факторе – социальная ситуация развития, где главенствующую роль играет семья.

Какие воспитательные позиция по отношению к ребенку занимают родители, какая система ценностей сформирована в семье, есть ли в семье взаимопонимании – всё это определяет умение справиться с трудностями, неизбежно возникающими в процессе воспитания детей. Поэтому психолог в работе с семьей акцентируется на психологическом климате.

Это нормально, что все семьи разные. В них воспитываются разные дети. Но прослеживается факт, что родители, другие взрослые склонны об этом забывать и пытаются подвести непослушного ребенка или подростка к одной «формуле»: «Ребенок должен». Это серьёзная ошибка. Ребенок не может иметь никакого долга. Взрослые, семья изначально обязаны обеспечить ему условия для нормального существования и развития, обучить его правилам жизни в обществе, понимать их чувства, желания, поступки других людей. И только со временем, когда он сам поймет, что именно он должен и кому, он будет отдавать эти «долги» - своей любовью, привязанностью, теплом по отношению к другим людям, к своим родителям, друзьям.

Несовершенство межличностных взаимоотношений семье является одной из основных причин, ведущей к появлению тех или иных трудностей в поведении здорового ребенка. Особенности микроклимата в семье определяют поведение самых близких людей – мамы, папы, братьев, сестер, бабушек и дедушек. А маленький ребенок не сознательно воспринимает либо «грозовую» напряженность, либо постоянную тревогу и страх, или, в благоприятном случае, умиротворенное чувство покоя, радости, эмоционального уюта.

Опыт работы психологом показывает, что большинство родителей не учитывают эмоциональных потребностей ребенка, игнорируют их, хотя это гораздо важнее для ребёнка, чем материальный достатке

Как было сказано выше: «все семьи разные». Опишем часто встречающиеся варианты взаимоотношений в семье.

Семьи, где ребенка обделяют вниманием, концентрируясь лишь на необходимости ухода за ним: одевании, кормлении и лечении растят эмоционально холодного человека, который не умеет понимать и сочувствовать другим. Таких ребят часто не любят окружающие.

Есть семьи, где родители не так открыто, отвергают ребенка, но это приносит вреда не намного меньше. В таких семьях дети нежданные, нежеланные, они часто воспринимаются как осложнение жизни взрослых. В семье формируется отторгающая позиция по отношению к ребенку. Эта ситуация вызывает разную реакцию у детей. Некоторые замыкаются, сторонятся эмоционально «холодных» родителей, пытаясь найти родного по духу человека среди других взрослых, а еще чаще оказываются со своими проблемами на улице, в компаниях. Другие – ведут себя льстиво и угодливо, стараясь угодить своим родителям, а при неудаче начинают обращать на себя внимание другими деструктивными способами – капризами, истериками, грубостью, агрессией. Таким образом, они мстят родителям за равнодушие и нелюбовь. Часто подростки из таких семей приобщаются к алкоголю и наркотикам.

В других семьях воспитывают детей очень строго, ориентируясь не на свои чувства, а только на общепринятые нормы, на то «как положено», хотя и любят своих детей, и внимательны к ним. Родители, не учитывая индивидуальных характеристик ребенка, его особенностей развития, способностей, формируют необходимые для взрослой жизни качества и часто не обращают внимания на его детскую жизнь, его переживания и чувства. Фактически родители «лепят» модель своей несостоявшейся жизни, то, как хотели бы жить сами. Подобное игнорирование чувств ребенка в сочетании с холодностью, эмоциональной сдержанностью родителей и привычкой к подавлению личных эмоций приводит приобретению невротических расстройств у детей. И как печальный факт: практически каждый второй человек сейчас становится невротиком.

Встречаются семьи, в которых бесконечное напряженное состояние матери, боязнь всевозможных неприятностей, угрожающих ее ребенку создают эмоционально насыщенный, но, к сожалению, совсем не теми эмоциями, климат. Ребенок очень рано приобретает чувство беспричинного страха, и неуверенное поведение от матери. Он становится зависимым от родителей. Озабоченные родители всячески стараются оградить ребенка от нежелательных с их точки зрения контактов со сверстниками, лишают его тем самым возможности расширять и обогащать свой опыт социального общения. Здесь все стараются прислушиваться к его желаниям, но никто не пытается научить его обращать внимание на чувства других людей. В результате такого гиперопекаемого воспитания вырастают ленивые, пассивные, инфантильные люди. Они, как правило, не бывают счастливы и мучительно переносят недостаточное внимание к ним. Подросток совершает правонарушения и преступления с единственным желанием - обратить на себя внимание.

Бывают и такие семьи, где позиции по отношению к ребенку, у разных членов семьи являются достаточно сильными, но они не скоординированы. Например, властная и строгая мать, формально относящийся к ребенку отец и мягкая, добрая, чрезмерно опекающая бабушка или, наоборот, суровый отец и мягкая, но беспомощная мать. В такой семье ребенок приобретает навык манипулирования отношениями, скрывания своих чувств. Про таких подростков говорят: «сел на шею».

Все перечисленные примеры ведут к формированию дисгармоничной личности со своей «искаженной» базой ценностей, взглядов и взаимоотношений.

Публикации по теме:

Диагностика определения уровня слуховых ориентировочных реакций у детей I-го года жизни Матвейчук Ю. Ю. музыкальный руководитель, ГКУ ЦССВ «Юнона» Большое значение в общем развитии ребенка отводится слуху. Слух помогает детям.

Игры на развитие межличностных отношений Игры на коррекцию и развитие межличностных отношений детей дошкольного возраста. 1. «Встаньте все те, кто…» 5-6 лет Цель: упражнять в развитии.

Когнитивное и речевое развитие в освоении пространственных отношений детьми с алалией Когнитивное и речевое развитие в освоении пространственных отношений у детей с ОНР 1 ур. Каждый из нас обладает знаниями об окружающем.

Консультация для родителей «Влияние семейных отношений на социализацию детей» Всем известно, что семья занимает значительное место в жизни любого человека. Ребенок с первых лет своей жизни вбирает из семьи добро и.

Развитие детско-родительских отношений и самостоятельность детей Рекомендации родителям Данные рекомендации направлены на формирование конструктивных отношений «родитель-ребенок», ориентированы на на повышение.

Развитие отношений между родителями и детьми через игры Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребёнке нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Однако.

Родительское собрание «Влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребенка» Я рада приветствовать вас сегодня! Тема нашего собрания "Влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребенка". Мы сегодня.

Семинар «Влияние детско-родительских отношений на развитие творческих способностей у детей» Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все.

Влияние детско-родительских отношений на развитие самооценки детей дошкольного возраста В статье представлена попытка проанализировать влияние детско-родительских отношений на развитие самооценки ребенка старшего дошкольного.

Влияние семейных отношений на характер ребёнка Неблагополучная для ребенка семья – это не синоним антисоциальной или асоциальной семьи. Существует великое множество семей, о которых ничего.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Влияние внутрисемейных отношений на развитие негативных поведенческих реакций у девиантных подростков
Опубликовано: 7 мая 2018 в 14:23
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

15 октября. Всемирный день мытья рук

В 2008 году прошло первое «мировое мытье рук». В этой акции участвовало 120 миллионов детей из 70 стран мира. Взрослые рассказывали малышам, зачем нужно мыть руки с мылом, а дети под их наблюдением...

Фотоотчёт о проведении ОД «Наша клумба» в подготовительной группе детей с ЗПР
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Фотоотчёт о проведении ОД по...
Конспект музыкального занятия «Птицы улетают в теплые края» в средней группе
Конспект музыкального занятия « Птицы улетают в теплые края» Для детей средней группы Цель. Развитие песенного, танцевально-игрового творчества детей....
Картотека потешек для мытья рук, для детей дошкольного возраста
15 октября. Всемирный день мытья рук Уважаемые коллеги вашему вниманию предлагаю картотеку потешек, чтобы умываться, малышам, было веселей и интересней!...