Ирина Щепетинникова
Консультация «Внешние и внутренние условия интеграции дошкольников с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Внешние и внутренние условия интеграции дошкольников с ОВЗ
Социально-образовательные услуги несколько отличаются на разных этапах развития ребенка с ОВЗ, так же, как и включенность в их обеспечение специалистами различных уровней.
Выделяют четыре этапа, присущие по ведущему и типичным видам детской деятельности, особенностям ПМПК- сопровождения, особенностям коррекционно-педагогического процесса и направленности в работе с семьей.
Публикация «Консультация „Внешние и внутренние условия интеграции дошкольников с ОВЗ“» размещена в разделах
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Теоретической основой данного подхода являются: концепция Л. С. Выготского, теория деятельности А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, учет особенностей социальной ситуации развития ребенка (Л. И. Божович, методологические основания А. А. Венгер, положение о необходимости учета «смещенного сенситива» в коррекционно-педагогической работе с ребенком, имеющим особые портебности (Е. А. Екжанова).
Для социально-образовательной интеграции значимы следующие специфичные этапы:
• Период раннего детства;
• Дошкольное образование;
• Школьное обучение;
• Профессионально-трудовая адаптация.
Эти этапы различаются между собой целями, задачами, приоритетами совместной деятельности педагогов, специалистов и родителей, организацией педагогической и предметно-развивающей среды, особенностями необходимого взаимодействия.
Период дошкольного детства - время встраивания ребенка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему - дошкольное обучение и воспитание.
В соответствии со ст. 64 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. :«Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». В ст. 79 ФЗ - № 273 раскрыта «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья».
На этапе дошкольного детства осуществление интегративных процессов проходит через:
• обязательное наличие индивидуальной коррекционно-развивающей программы для ребенка с ОВЗ, с учетом его состояния здоровья, особенностей, потребностей и возможностей;
• создание адекватной возможностям ребенка образовательной среды охранительно-педагогической, безбарьерной и предметно-развивающей;
• наличие специальной образовательной помощи, осуществляемой специалистами, при доминирующей роли педагога-психолога;
• четкое разделение функционала всех специалистов, воспитателей вовлеченных в интегрированное образование;
• обучение родителей навыкам стимулирующего общения с собственным ребенком;
• обязательное психолого-педагогическое сопровождение нормально развивающихся дошкольников, которые вовлечены в интегрированное обучение.
В настоящее время дошкольные учреждения, которые принимают детей с ограниченными возможностями здоровья в группы комбинированной направленности, в основном, берут детей с незначительными нарушениями при сохранном интеллекте, т. к. для таких детей легче создать специальные условия и систему поддержки.
Показатели, характерные для модели интеграции ребенка с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников, можно условно назвать «внутренними» и «внешними».
Внешние показатели определяют систему условий, в которых должно происходить обучение и развитие ребенка, а внутренние - уровень его психофизического и речевого развития.
К внешним условиям, которые обеспечивают эффективную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями, относятся:
• раннее выявление нарушений (на первом году жизни) и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни, в этом случае можно достичь положительных результатов в развитии ребенка, которые позволят ему обучаться в массовом учреждении;
• желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми и их стремление помогать своему ребенку в процессе его обучения;
• наличие возможности оказывать интегрированному ребенку эффективную квалифицированную коррекционную помощь;
• создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного (совместного, инклюзивного) обучения.
К внутренним показателям относятся:
• уровень психофизического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней;
• возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные сроки;
• психологическая готовность ребенка к интегрированному обучению.
Одна из основных форм интегрированного обучения детей дошкольного возраста - группы кратковременного пребывания. В такие группы принимаются дети с различной структурой и сложностью дефекта. В процессе организации групповых занятий необходима одновременная, совместная работа двух-трех педагогов, которые осуществляют обучение и развитие, а также обеспечивают сопровождение детей с ОВЗ, с учетом их возможностей и различий имеющихся отклонений. Во время проведения одним из педагогов занятия по развитию той или иной деятельности, другие педагоги выполняют функцию сопровождения, тем самым помогая детям на занятии.
К процессу развития, воспитания и коррекции целесообразно привлечь родителей, которые обучились навыкам правильного взаимодействия с детьми, а также прошедших квалифицированное обучение, специально подготовленных ассистентов/тьюторов.
При этом важно учитывать гибкое сочетание индивидуальных и групповых занятий для того, чтобы выработать разные стратегии поведения в процессе организации видов детской деятельности и общения.
Таким образом, каждый ребенок имеет возможность реализовать свое право на образование в любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную помощь. При интегративной организации образовательного пространства все обучающиеся дети оказываются вовлеченными в образовательную среду и социально активную деятельность дошкольного учреждения, что позволяет повысить адаптивные возможности и раскрыть индивидуальные способности личности.