Получи документы

Консультация «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста»

Наталья Волкова
Консультация «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста»

Консультация «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста»

Ситуация в обществе сегодня складывается таким образом, что возникает необходимость не только в улучшении условий для сохранения жизни и здоровья детей, но и в поиске эффективных форм и методов работы с самими детьми, в более тесном сотрудничестве их с родителями, взаимодействии дошкольного учреждения с общественными организациями. Тем самым обеспечивается снижение социальной дезадаптации подрастающего поколения, предупреждение и (или) снижение последствий возможных чрезвычайных ситуаций, формировании культуры безопасного поведения дошкольников.

Публикация «Консультация „Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Воспитание такой культуры предполагает овладение навыками корректного поведения в разнообразных ситуациях, предупреждение и преодоление потенциально опасных ситуаций, формирование готовности использовать этот опыт в постоянно меняющихся условиях, чему способствует нравственная, психологическая, коммуникативная, экологическая и физическая готовность.

Содействовать формированию культуры безопасного образа жизни целесообразно именно в дошкольном возрасте, когда такие возрастные и психофизиологические особенности, как чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также недостаток у дошкольников самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными явлениями и обитателями, техникой и пр. вызывают множество проблем, часто приводящих к печальным последствиям.

Создавая условия для воспитания культуры безопасного поведения у дошкольников, необходимо содействовать овладению каждым ребенком навыками безопасного поведения в процессе бытовой, игровой, двигательной, коммуникативной и других видов деятельности. Не менее важно психологически подготовить ребенка к появлению в его жизни данной ситуации, что позволит ему в нужный момент сконцентрироваться и принять правильное решение.

Педагог должен прежде всего ставить перед собой задачи:

1. Создавать условия для формирования у дошкольников следующих компетенций:

- предвидение опасных последствий сложившейся ситуации;

- психологическая готовность к действиям;

- адекватное реагирование на ситуацию.

2. Содействовать овладению деятельность по сохранению своей жизни и здоровья, а также жизни другого на уровне самостоятельности (по своей инициативе что-либо делать, без помощи взрослых и адекватно оценивать полученный результат) .

3. Психологически подготовить детей к вероятности возникновения различного рода опасных ситуаций.

Акцентировать внимание педагога:

- на формировании у детей позиции уважения к себе и чувства самозащиты, бережного отношения к своей жизни, здоровью и потребности в безопасном и здоровом образе жизни;

- на формировании у дошкольников знаний об общепринятых нормах поведения;

- на овладении ими умениями и навыками правильного поведения, направленными на ликвидацию и профилактику опасных ситуаций.

В результате проделанной работы у детей должны сформироваться следующие умения и навыки:

навык самосохранения (вторая младшая группа) ;

владение способами поведения, позволяющими избежать неблагоприятных последствий (средняя группа) ;

умение оказать помощь другим в преодолении чрезвычайной ситуации, информировании других о вероятности тех или иных последствий (старшая группа) ;

оказание посильной помощи себе и пострадавшему в происшествии (подготовительная группа) .

Работа по безопасности дошкольника осуществляется на основе следующих принципов:

системности: работа должна проводиться ежедневно в течение всего учебного года;

интеграции: данная программа должна выступать как часть комплексной программы развития дошкольников;

сезонности: следует учитывать местные условия, время года, особенности учреждения (например, наличие бассейна в ДОУ) ;

координации деятельности педагогов: деятельность педагогов должна быть скоординирована таким образом, чтобы избегать повторов и последовательно излагать материал;

преемственности: взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ и семьи. Основной материал программы должен стать достоянием родителей, которые могут самостоятельно выступать активными участниками педагогического процесса;

доступности: материал, предоставленный детям, должен соответствовать их возрастным особенностям;

развивающего воспитания («Зона ближайшего развития» Л. С. Выготского). Ребенок обязательно выскажет какое-то мнение, совершит определенное действие прим помощи или поддержке взрослых, если он осознает позицию и примет ее как свою. Далее он уже сможет сформировать свое мнение или принять участие в деятельности коллектива. Но это должно быть именно участие, а не конформное следование чужим требованиям.

Оптимальными методами являются проблемное и игровое обучение. Используются также метод убеждения, игровые и развивающие методы, медом побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости, метод эвристических и поисковых ситуаций.

Предметно-развивающая среда включает: уголок безопасности, дидактические игры, настольно-печатные игры, иллюстрированный материал, познавательную литературу для детей в книжном уголке наглядную информацию для родителей.

Существует несколько направлений. Одно из них безопасность дома.

Работа по данному направлению начинается с пожарной безопасности в доме. Акцентируется внимание ребенка на медицинских препаратах, детей учат аккуратно обращаться с колюще-режущими предметами, бытовой химией.

Предметы быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей, делятся на три группы:

- предметы, которые находятся в зоне доступа ребенка и которыми категорически запрещается пользоваться (газовые плиты, печка, электрические розетки, спички, включенные электроприборы) ;

- предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, колюще-режущие инструменты) ;

- предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно их научить правильно обращаться (иголка, ножницы, нож) .

Ребенок 3 лет должен усвоить, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Здесь, как нигде, уместны прямые запреты. Ребенок ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам. При необходимости прямые запреты могут дополняться объяснениями, примерами из литературных произведений (например, «Кошкин дом» С. Маршак, играми-драматизациями.

Проблемы безопасности детей в связи с предметами второй группы и правила их хранения являются содержанием работы педагогов с родителями.

Чтобы научить детей пользоваться предметами третьей группы, необходимо организовать обучающие занятия, проанализировать ряд проблемных ситуаций, провести занятие с элементами тренинга «Один дома» по выработке соответствующих навыков (в зависимости от возраста детей) .

И снова необходимо напомнить детям, что, находясь дома, нельзя открывать двери постороннему человеку, отвечать на телефонные звонки, выходить из квартиры без предупреждения.

Кроме того, необходимо психологически подготовить детей к возможной опасности и сформировать у них определенный навык, который позволил бы правильно действовать в чрезвычайной ситуации. Его можно развить только через игру, проводимую под руководством специалиста. Экскурсии и развлечения, сюжетно-ролевые игры позволят не только проконтролировать уровень умений и навыков ребенка, но и поддерживать в дальнейшем его интерес к данной проблеме.

Публикации по теме:

Воспитание основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в природе муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Новосафоновский детский сад «Солнышко» Проект «Воспитание основ безопасного.

Консультация для родителей по ПДД «Воспитание у детей навыков безопасного поведения» Каждый из нас желает видеть своего ребенка здоровым и невредимым. И каждый уверен, что его-то сообразительный малыш под колесами автомобиля.

Консультация для родителей «Семейное воспитание культуры безопасного поведения детей на улице, в ДОУ, в быту, дома» Консультация для родителей: «Семейное воспитание культуры безопасного поведения детей на улице, в ДОУ, в быту, дома» Одной из основных.

Консультация для родителей «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста» Каждый родитель желает, что бы его ребёнок вырос вежливым, порядочным человеком. Правила хорошего тона следует прививать детям с раннего.

Консультация «Воспитание безопасного поведения у детей дошкольного возраста на улицах и дорогах» Воспитание безопасного поведения у детей одной из важнейших задач школьные учреждения. В этой большой и сложной работе особо выделяется.

Методическое сопровождение формирования навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация. Статья посвящена.

Методика работы с родителями по вопросам безопасного поведения детей в быту Методика работы с родителями по вопросам безопасного поведения детей в быту Мир, в котором мы живем, полон опасностей, постоянно угрожающих.

Обобщение опыта работы «Воспитание безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста» Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. В. Ф. Одоевский Актуальность.

Роль организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту Аннотация. Статья посвящена роли организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту у детей старшего.

Воспитание навыков безопасного поведения посредством художественной литературы у детей дошкольного возраста Воспитание навыков безопасного поведения посредством художественной литературы у детей дошкольного возраста. Сложившаяся современная социальная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 20 мая 2019 в 15:34
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД