Лучший педагог года

Воспитание основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в природе

Наталья Наседкина
Воспитание основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в природе

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Новосафоновский детский сад «Солнышко»

Проект

«Воспитание основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в природе».

Автор : Наседкина Н. С.

воспитатель

МАДОУ Новосафоновский

детский сад «Солнышко»

Проект

Публикация «Воспитание основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в природе» размещена в разделах

Тема: «Воспитание основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в природе».

Проблемы безопасности детей в современном мире не теряют своей актуальности, а напротив, приобретают все большую остроту в связи с ростом числа социальных, природных и техногенных рисков. Основанием для решения этих проблем должно стать образование в области безопасности на всех этапах жизни человека, воспитание личностных качеств, позволяющих человеку гармонично сосуществовать в природе и обществе. Сохранение здоровья детей и формирование у них опыта безопасного, ответственного поведения в отношении своей жизни и здоровья рассматриваются как одна из основных задач системы образования. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, утвержденному приказом Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155, формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе осуществляется в ходе реализации образовательной области «социально-коммуникативное развитие».

Безопасное поведение – это такое поведение человека, когда он ведет себя безопасно для себя и для окружающих в настоящий момент времени, вне зависимости от места пребывания (в транспорте, на улице или в местах массового скопления людей, в природе). Опыт безопасного поведения не дается ребенку изначально, а является результатом его обучения, воспитания и саморазвития. Поэтому необходимо уделять особое внимание формированию безопасного поведения в старшем дошкольном возрасте, когда такие возрастные и психофизиологические особенности, как чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость по сравнению со взрослыми людьми, незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, а также недостаток у дошкольников самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными явлениями и обитателями, техникой вызывают множество проблем, часто приводящих к печальным последствиям.

Работа по воспитанию основ безопасного поведения детей – непрерывный процесс, начинающийся с раннего возраста, продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования. Актуальность проблемы связана еще и с тем, что у детей отсутствует свойственная взрослым защитная психологическая реакция на опасность. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста и стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности за свои действия. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в своей жизни, на практике.

В современной науке по формированию и расширению социального и личного опыта ребенка накоплен обширный материал. Цели образования дошкольников в области безопасности определены потребностью общества и каждого человека в снижении рисков для жизни и здоровья детей.

Несмотря на многочисленные исследования, названная проблема недостаточно разработана в практике дошкольных образовательных учреждений, что обусловливает выбор темы настоящего исследования: «Воспитание основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в природе».

Таким образом, возникло противоречие между потребностями жизни в накоплении ребенком старшего дошкольного возраста опыта безопасного поведения в природе и отсутствием научно обоснованных организационно-педагогических условий организации данного процесса в дошкольной образовательной организации. Выделенное противоречие свидетельствует об актуальности проблемы воспитания основ безопасного поведения в старшем дошкольном возрасте в природе.

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:

1) Проанализировать проблему в психолого-педагогической литературе.

2) Рассмотреть организационно-педагогические условия воспитания основ безопасного поведения в старшем дошкольном возрасте в природе.

3) Определить уровень сформированности безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в природе.

4) Осуществить образовательную деятельность, направленную на воспитание основ безопасного поведения старших дошкольников в природе.

5) Проанализировать эффективность проделанной работы, сформулировать выводы.

Гипотеза исследования: воспитание основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, если этот процесс будет осуществляться при следующих организационно-педагогических условиях:

– создание предметно-пространственной развивающей среды, отвечающей современным требованиям и задачам воспитания основ безопасного поведения в старшем дошкольном возрасте в природе;

– использование совокупности форм, методов и средств, направленных на воспитание основ безопасного поведения в старшем дошкольном возрасте в природе.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений были определены методы исследования:

– теоретические (изучение и анализ литературы по проблеме);

– эмпирические (анализ деятельности дошкольного образовательного учреждения по проблеме воспитания основ безопасного поведения в старшем дошкольном возрасте в природе; наблюдение, анкетирование, методики, эксперимент).

Безопасное поведение является результатом не только полученных, усвоенных детьми знаний, теоретическим багажом, но и воспитанием личностных качеств (характеристик, обеспечивающих ребенку старшего дошкольного возраста безопасную жизнедеятельность.

Цель работы по воспитанию основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста в природе – дать каждому ребёнку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, сформировать у детей навыки осознанного безопасного поведения. Эту цель можно реализовать путё м решения следующих задач:

1) Создание предметно-пространственной развивающей среды, отвечающей современным требованиям и задачам воспитания основ безопасного поведения в старшем дошкольном возрасте в природе;

2) Использование совокупности форм, методов и средств, направленных на воспитание основ безопасного поведения в старшем дошкольном возрасте в природе.

Вторая глава посвящена экспериментальному исследованию проблемы воспитания основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в природе.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МАДОУ Новосафоновский детский сад «Солнышко». В исследовании принимали участие 20 детей, стабильно посещающих подготовительную группу детского сада, из них 12 девочек и 8 мальчиков. Также в исследовании принимали участие педагоги МАДОУ Новосафоновский детский сад «Солнышко» (5 человек) и родители воспитанников в количестве 20 человек.

Цель констатирующего этапа исследования – определить эффективность воспитания основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в природе (на примере МАДОУ Новосафоновский детский сад «Солнышко»).

Были определены критерии, показатели и уровни сформированности безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста. (Высокий 25%,средний 60%,низкий 10%)

По результатам опроса детей, можно сделать вывод о том, что основы безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в природе достаточно сформированы у половины группы. Дети, имеющие средний уровень основ безопасного поведения в природе, могут сформулировать и дать определение понятию «безопасность», но не все имеют представление, как правильно поступать в определенных ситуациях. Так же есть дети, уровень основ безопасного поведения в природе которых ниже среднего, они не знают, что такое безопасность и как правильно поступать в сложившейся ситуации.

Решение второй задачи констатирующего этапа исследования было посвящено выявлению представлений педагогов и родителей о воспитании безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в природе.

По результатам анкетирования родителей можно сказать, что большинство родителей имеют представление об основах безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в природе, знают, для чего необходима организация работы по формированию основ данной проблемы. В некоторых семьях не до конца имеют представления о безопасности, не знают для чего необходимо организовывать работу по основам данного вопроса. А другая часть семей вообще не имеет представления об основах безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в природе.

Задачи формирующего этапа исследования

1. Обогатить предметно-развивающую среду в группе, которая позволит более качественно решать задачи приобщения детей старшего дошкольного возраста к основам безопасного поведения в природе.

2. Активизировать участие родителей в образовательном процессе по воспитанию у детей основ безопасного поведения в природе.

Для реализации первой задачи, мы внесли следующие изменения в условия развивающей среды: мы поделили имеющийся уголок по безопасности на две зоны, на зону практической и наглядной деятельности. Это позволило, на наш взгляд, более удобно детям использовать предложенный материал в игровой деятельности.

Контрольный этап выявил уровень сформированности знаний у детей по основам безопасного поведения в природе и позволил установить позитивные изменения в представлениях детей

Представленные данные показывают, что к концу работы по воспитанию основ безопасного поведения в старшем дошкольном возрасте в природе увеличилось количество детей с высоким уровнем воспитания основ безопасного поведения в природе на 13%, уменьшилось количество детей на среднем и низком уровнях соответственно на 11% и 1%.

Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что вопрос воспитания основ безопасного поведения в старшем дошкольном возрасте в природе является актуальным.

Таким образом, результаты контрольного этапа исследования свидетельствуют о состоявшихся позитивных изменениях в усвоении детьми представлений по основам безопасного поведения в природе. Положительная динамика проблемы приобщения детей старшего дошкольного возраста к правилам безопасного поведения доказывает эффективность выделенных нами педагогических условий. Таким образом, в ходе исследования была достигнута цель, решены задачи, доказана гипотеза.

Публикации по теме:

Формирование основ безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста "Формирование основ безопасного поведения у детей младшего дошкольного возраста" Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных.

Формирование навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в двигательной активности 1. Формирование навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в двигательной активности 2.

Формирование навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения ПДД Формирование навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста в процессе их обучения ПДД. Актуальность данной темы объясняется.

Обобщение опыта работы «Воспитание безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста» Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям. В. Ф. Одоевский Актуальность.

Перспективное планирование занятии по формированию основ безопасного поведения детей дошкольного возраста Блок. 1. Формирование навыков безопасного поведения в быту (сентябрь,октябрь,ноябрь) Блок 2. Формирование навыков безопасного поведения в.

Проект по воспитанию навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста «Юный пожарный» Вид проекта: творчески – игровой. Продолжительность: среднесрочный. Участники: воспитатели, дети, родители. Образовательная область: безопасность,.

Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста Всем нам известно, что круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому успех в.

Сюжетно-ролевые игры как фактор формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах Аннотация Дети - самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды - обязанность родителей.

Воспитание культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста Воспитание Культуры Поведения у детей старшего дошкольного возраста! Для вас, родители: Возраст от 5 до 6 лет - новый важный этап в развитии.

Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возрастаПерспективное планирование. Подготовительная группа Актуальность: С.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста в природе
Опубликовано: 26 января 2019 в 13:29
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД