Марина Аблиева
Консультация «Значение наблюдений в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы повысить эффективность экологического образования детей дошкольного возраста используются разнообразные формы и методы работы. Один из методов - это экологические игры.
Экологические игры бывают :
ролевые;
дидактические;
имитационные;
соревновательные;
игры-путешествия.
Публикация «Консультация „Значение наблюдений в экологическом воспитании детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В экологических играх целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, занимать всех детей решением единой задачи, а также придумывать интересные игровые моменты и действия. При этом можно использовать различных сказочных героев, музыкальное сопровождение.
Ролевые игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности, например игра «Строительство города».
Цель игры: сформировать представление о том, что строительство может быть только при условии соблюдения экологических норм и правил.
Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурсы, КВН, Экологическая викторина, «Поле чудес» и т. д.
Успешно применяются в практике экологическом воспитании детей дошкольного возраста игры-путешествия, в которых дети попадают на Северный полюс, на дно океана и т. д.
В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры: «Отгадай и нарисуй», «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «етки с какой ветки?», «Какое насекомое, назови?», «Найди такой же цветок».
Различные ботанические, зоологические - лото, пазлы, демонстрационные картины – учат детей закреплять знания, систематизации объектов, формируя навык пользования моделями.
Игра доставляет большую радость ребёнку, потому что она даёт ему возможность активно действовать. Очень нравятся дошкольникам игры в семейном кругу. В домашних условиях с детьми дошкольного возраста можно поиграть в словесно-дидактические игры. Они могут быть самыми различными и вписываться в разнообразные бытовые ситуации. Важной особенностью таких игр является возможность развивать с их помощью речь дошкольника и различные мыслительные процессы, умение анализировать и описывать, учат детей обобщать явление, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории. («Когда это бывает?», «Что бывает круглое в природе?», «Что это такое?», «Что третье?», «Назови одним словом»). Во всех случаях происходит приятное общение и проникновение в мир интересов дошкольника.
В целях эффективности обучения детей были изготовлены пособия: лепбук «Сохраним планету». Цель данного пособия: закрепить умение детей различать домашних и диких животных, углублять знания о том, что они едят. Развивать мышление, внимание, память, воспитывать желание заботиться о домашних животных.
Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
Практическая часть консультации с педагогами (экологические игры)
Игра «Хорошо – плохо»
Воспитатель или педагог предлагает детям разные ситуации, а дети делают умозаключения, например: «Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?», «В лесу пропали все волки – это хорошо или плохо?», «Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?», «Снежная зима – это хорошо или плохо?», «Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?», «Много цветов в нашем саду – это плохо или хорошо?», «У бабушки в деревне есть корова – это хорошо или плохо?», «Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?» и так далее.
«Воздух, земля, вода»
Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т. д.
Возможен и другой вариант игры: воспитатель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.
«Кто где живёт»
У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т. д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.
«Сад - огород»
Воспитатель приносит корзину с овощами и фруктами.
- Дети, я нечаянно перепутала овощи и фрукты. Помогите мне, пожалуйста. В процессе игры дети обобщают предметы одним словом, определяют место произрастания овощей и фруктов.