Получи документы

Контрольная работа на тему: «Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования»

Вера Гусакова
Контрольная работа на тему: «Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования»

Детство - это уникальный период в жизни человека: именно в это время происходит становление личности, формируется здоровье, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Публикация «Контрольная работа на тему: „Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования“» размещена в разделах

По свидетельству ученых ребенок дошкольного возраста более всего подвержен воздействию членов семьи. Поэтому, улучшение качества дошкольного образования, прежде всего, зависит от согласованности действий семьи и дошкольного учреждения. В основе работы нашего коллектива с семьей, лежит системный подход, который позволяет изменять взгляды и взаимодействие в семье на воспитание ребенка, таким образом, чтобы они перестали быть негативными, пассивными.

Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей, именно от нее зависит, каким вырастет человек. В семье ребенок получает первые навыки восприятия действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества. Именно, к этому подводит нас "новая философия" работы с семьей : за воспитание детей и их развитие несут ответственность родители, а дошкольное учреждение призвано этому содействовать.

Работа с родителями - сложная и важная часть деятельности педагога и дошкольного учреждения в целом. Одна из главных целей руководителя учреждения и педагогов - вовлечение родителей в педагогический процесс.

Установления взаимосвязи МДОУ и семьи является решающим условием обновления системы дошкольного образования. Основной целью установления взаимоотношений МДОУ «Золотые зёрнышки» и семьи является создание единого пространства семья – детский сад, в котором всем участникам педагогического процесса будет комфортно, интересно, безопасно, полезно и эмоционально благополучно.

Исходя из этого сформировались и другие цели нашего учреждения:

1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

2. Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.

3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

С целью построения эффективного взаимодействия семьи и МДОУ педагогическим коллективом были созданы следующие условия:

Социально-правовые: построение всей работы основывается на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, а также в соответствии с Уставом МДОУ «Золотые зёрнышки», договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности семьи и дошкольного образовательного учреждения;

Информационно-коммуникативные: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в МДОУ;

Перспективно-целевые: наличие планов работы с семьями на ближайшую и дальнейшую перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для педагогов и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов, программ и выборе точек пересечения семьи и ДОУ в интересах развития ребенка;

Потребностно - стимулирующие: взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения строится на результатах изучения семьи.

Руководящая и организующая роль МДОУ «Золотые зёрнышки» по отношению к семье характеризуется комплексом факторов :

1. планомерное, активное распространение педагогических знаний среди родителей;

2. практическая помощь семье в воспитании детей;

3. организация пропаганды положительного опыта общественного и семейного воспитания;

4. вовлечение родителей в педагогическую деятельность;

5. активизация их педагогического самообразования и др.

В основу совместной деятельности семьи и ДОУ положены следующие принципы:

• родители и педагоги являются партнерами в воспитании и обучении детей;

• это единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения детей;

• помощь ребенку, уважение и доверие ему как со стороны педагогов, так и со стороны родителей;

• знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми;

• постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов.

Взаимоотношения с родителями строятся на основе добровольности, демократичности, личной заинтересованности.

Отбор материала для работы с семьей подчинен нескольким основным позициям:

1. Родительское образование базируется на изучении психолого-педагогических особенностей личности ребенка, обладающих несомненной знаниевой ценностью для образования родителей.

2. Материал, отобранный для изучения, доступен родительскому восприятию, соответствует интересам родителей и возрастным особенностям их детей-дошкольников.

3. Практические занятия с родителями соответствуют образовательным целям определенного раздела программы, способствуют решению обозначенных в программе задач.

4. Одним из главных принципов родительского образования является принцип вариативности.

Педагогический коллектив МДОУ «Золотые зёрнышки» разработал модель системы взаимодействия с семьей и определил основные направления работы :

1. Изучение семьи каждого воспитанника; изучение интересов, мнений и запросов родителей, нереализуемых в других социальных институтах (семье и др.);

2. Обеспечение оптимальных условий для саморазвития и самореализации родителей в освоении ими различных социальных ролей;

3. Использование опыта деятельности других МДОУ для построения модели взаимодействия с родителями;

4. Расширение средств и способов работы с родителями;

5. Обеспечение пространства для личностного роста участников объединения, создание особой творческой атмосферы.

6. Привлечение родителей к активному участию в деятельности МДОУ;

7. Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;

8. Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии.

9. Обобщение работы в СМИ

Для осуществления сотрудничества с родителями воспитанников нашего дошкольного учреждения в МДОУ создан «клуб для родителей», координирующая и внедряющая новые формы взаимодействия педагогического коллектива и семьи и объединяющая усилия по развитию гармоничной личности ребенка.

За время многолетнего опыта в МДОУ сложились свои традиции. Ежегодно в детском саду проходят:

• День открытых дверей для родителей.

• Спортивные, музыкальные праздники и развлечения.

• Театральная неделя.

• Неделя книги.

• Тематические выставки детских рисунков.

• Совместные выставки родителей и детей.

Работа с семьями разных категорий.

Вся эта работа побуждает к творческому сотрудничеству родителей и детей, родителей и воспитателей, устраняет отчужденность, вселяет уверенность, решает многие проблемы, способствует повышению качества образования.

В годовом плане МДОУ выделен блок «Взаимодействие с родителями», где отражены формы работы и тематика мероприятий с семьями воспитанников.

Основные формы работы с родителями, используемые в нашем ДОУ:

• общие и групповые родительские собрания;

• консультации,

• выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

• совместные экскурсии;

• дни открытых дверей;

• участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

• совместное создание предметно – развивающей среды;

работа с родительским комитетом детского сада;

• беседы с детьми и родителями;

• тренинги;

• семинар – практикум;

• родительские гостиные;

• почта Доверия;

. встреча за «круглым столом»

Для повышения качества воспитательно - образовательной деятельности родителей используем

наглядно – информационное направление, это:

- родительские уголки (с различными рубриками,

- папки - передвижки

- информационные папки

- семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем»,

- мини-библиотека на различные темы,

- фотоэкспозиции: «Моя мама – лучшая на свете», «Защитники Отечества», «Собираем урожай» и др.

- медиатека.

Немало важным аспектом является ориентация на конечный результат, на изучение уровня эффективности созданных условий, обеспечивающих доступность родителей в образовательное пространство МДОУ. Для этого в МДОУ «Золотые зёрнышки» были разработаны критерии отслеживания результативности функционирования и развития системы взаимодействия МДОУ и семьи. Для получения объективных данных в МДОУ «Золотые зёрнышки» используются: анкетирование, опросники, тесты, изучение документации, мониторинг.

Полученные результаты позволяют отслеживать результативность функционирования и развития системы взаимодействия ДОУ и семьи, выявлять степень достижения цели на разных этапах деятельности.

Критерии эффективности взаимодействия МДОУ «Золотые зёрнышки» с семьей

№п/п Критерии Показатели

1. Уровень компетентности

педагогов

по вопросам

взаимодействия

с семьей. • Умение планировать собственную деятельность по работе с семьей на основе глубокого анализа предыдущей деятельности, типа семьи, их интересов, нужд и потребностей.

Умение применять на практике методики психолого-педагогической диагностики: выявлять достоинства воспитательных воздействий конкретной семьи, ее «проблемное поле», причины низкого воспитательного потенциала семьи и т. д.).

• Умение строить оптимальные взаимоотношения с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия.

• Умение организовать правовое и психолого-педагогическое просвещение родителей, выбрать соответствующие целям формы организации, методы и приемы.

• Умение вовлечь родителей в образовательный процесс МДОУ.

• Умение выявить и обобщить передовой педагогический опыт.

2. Уровень сформированности условий, обеспечивающих включение семей

в образовательное пространство МДОУ. • Наличие нормативно - правовых документов, регламентирующих и определяющих функции, права и обязанности семьи и дошкольного образовательного учреждения;

• Наличие банка данных педагогического опыта семей;

• Наличие методических материалов по вопросам взаимодействия МДОУ с семьями разных категорий;

• Наличие социологических данных о контингенте семей воспитанников.

3. Уровень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в МДОУ. • Полнота информации о целях и задачах дошкольного образовательного учреждения в области воспитания, обучения и оздоровлении ребенка.

• Степень осведомленности родителей в вопросах специфики образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в МДОУ.

• Информированность о видах образовательных услуг в МДОУ.

• Удовлетворенность стилем взаимоотношений : педагог – родитель; педагог – ребенок.

• Удовлетворенность характером воспитания, обучения и оздоровления ребенка в МДОУ.

• Удовлетворенность содержанием знаний и умений, получаемых посредством МДОУ по практике семейного воспитания.

• Реализация потребности в дополнительных образовательных услугах.

• Возможность участия в воспитательно-образовательном процессе МДОУ.

• Удовлетворенность уровнем подготовки ребенка к школе.

4. Степень эффективности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. • Рост воспитательного потенциала семьи.

• Положительные тенденции в изменении характера семейных отношений.

• Мотивационная готовность родителей к самообразованию в вопросах воспитания и развития детей

• Активная субъектная позиция родителей.

• Осознанное использование родителями педагогической науки и практики в воспитании детей.

• Расширение спектра совместных дел родителей и педагогического коллектива.

• Увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества.

• Изменение характера вопросов родителей к воспитателям и специалистам ДОУ как показатель их педагогической компетентности.

• Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению и активность их участия в них.

Таким образом, сложившаяся система работы в данном направлении способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества образовательного процесса.

Организация взаимодействия направлена на осуществлении педагогики сотрудничества воспитателей и родителей, на повышение профессионального уровня самих воспитателей по работе с родителями.

Список использованной литературы

1. Закон Российской Федерации «Об образовании»

2. Воспитатели и родители: из опыта работы. — М. : Просвещение, 1998.

3. Выготский Л. С. Воображения и творчество в детском возрасте. – М. : Просвещение, 2003.

4. Дошкольное учреждение как открытая социально-педагогическая система (эксперимент на базе детского сада №66 г. Тамбов). – Тамбов, 1999.

5. Любавина Г. Как воспитать своего ребенка удачным. //Дошкольное воспитание. – 2009, №12.

6. Семейное воспитание: Словарь. / Под редакцией М. И. Кондакова. – М. : Педагогика, 2000.

7. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учебное пособие для студентов пед ВУЗов и колледжей. /Под редакцией Т. И. Ерофеевой. – М. : Академия, 1999.

8. Содержание, формы и методы работы с родителями : Методические рекомендации в помощь организаторам работы с родителями. – Тамбов, 1999.

9. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. – М., 1999.

10. Гребенников И. В. Воспитательный климат в семье. – М. : Знания 2005.

Публикации по теме:

Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования «Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования» В последние годы проблема качества образования приобрела чрезвычайную.

Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования в рамках ФГОС Доклад на международную дистанционную педагогическую конференцию «Дошкольное и начальное образование: опыт, актуальные задачи, перспективы.

Использование технологий эффективной социализации как средство повышения качества дошкольного образования Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную.

Методическое сопровождение педагогической компетентности педагогов как фактор повышения качества экологического образования В настоящее время активно осуществляется процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем. В условиях введения ФГОС.

Образовательные технологии в урочной деятельности, как одно из условий повышения качества образования ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ. Построение уроков в различных технологиях.

Оптимизация документооборота воспитателя как условие повышения качества дошкольного образования В должностные обязанности воспитателя детского сада входит ведение фиксирующей и планирующей документации. Перечень обязательной документации.

Основные образовательные технологии с детьми с ОВЗ как одно из условий повышения качества образования (слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги! Рада вас приветствовать на 2 заседании районного методического объединения «Обучение детей с.

Педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в ДОУ Новые приоритеты в образовании побуждают меня к поиску новых современных технологий. Большие возможности для этого предоставляет метод.

Взаимодействие ДОУ с социальными партнерами как фактор повышения творческой самореализации всех участников образовательного ДОУ- открытая социальная система На современном этапе дошкольное образовательное учреждение должно стать открытой социальной системой, способной.

Эффективные технологии в работе с педагогами ДОУ как средство повышения качества дошкольного образования. Народная кукла Куклы – это одно из наиболее простых и в тоже время многогранно загадочных и интересных творений человека. Кукла - это ёмкий и иконичный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Контрольная работа на тему: «Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования»
Опубликовано: 14 апреля 2019 в 22:52
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД